100
КУРЬЕР | ВЫ НАМ ПИСАЛИКак выглядит изнутри российский автобизнес? Где свернуть на Одессу? Что дает автошкола?Заезжайте в наш почтамт – узнаете!ДИЛЕР: УРОКИ ВЫЖИВАНИЯКак живут (или выживают) автомобильные дилеры России? Что их ждет? Своими соображениями делитсяДмитрий Рымкевич.Чтобы в начале 2000‑х открытьсобственный автомобильныйбизнес, достаточно было 200–250 тыс. долларов США. Снятьпомещение, провести косметическийремонт, закупить и смонтировать обо‑рудование в ремзону, дать рекламу –и вперед, к победе капитализма!А машины? Из Тольятти, естественно!Вскоре «халява» закончилась.В 2002–2003 гг. на АВТОВАЗ пришлановая команда управленцев, после чеговсе тольяттинские дилеры получилистрогий план поставок. Для региональ­ных дилеров ежемесячная квота на однуточку составила 300 машин, причем львиная доля авто поставлялась по пре‑доплате. До 20 числа оплачиваешь всюквоту заводу, а тот обязуется доставитьмашины в течение 60 дней. Реальнопокупатели начинали получать их днейчерез двадцать после предоплаты.АВТОВАЗ потребовал от своих васса‑лов… простите, дилеров установки тор‑мозных стендов за 22 тыс. евро каждый,хотя проверка машины на таком стендене входила ни в одно регламентное ТО.Эти стенды завод продал дилерам черезкакую-то непонятную фирму, след кото‑рой простыл уже через год.Итог простой: машины сталидорожать! Если в апреле 2000 годаВАЗ‑21093 стоил 3 тыс. долларов,то сейчас «Лада‑2114», не сильно отли‑чающаяся от предка, предлагается ужеза 10 тысяч.Тем временем в автобизнес всеактивнее проникали банки. Ведь диле‑рам нужны деньги! Занять на Западепод 3–4 процента, а здесь выдать под17–20 процентов – хорошо! Помнитерекламный слоган «А в кредит –дешевле», который в те годы простонавяз в ушах? Бред сивой кобылы!Понятно, что всю квоту текущего месяцазавод отгружать не успевал, – от третидо половины автомобилей переходилона следующий месяц. Но они уже былиоплачены – и банковский процентпо ним неизбежно капал! Если 300 штукв месяц дилеру не хватало (факти‑чески он получал от силы две сотнимашин), под новую квоту приходилосьоткрывать еще одну точку продаж.Но для этого приходилось создаватьновое юрлицо, в котором 26% оформ‑лялось на представителя той самойфинансово‑промышленной группы, чтокомандовала АВТОВАЗом. Вкладывайсвои деньги, неси все риски, а четвертьбизнеса отдай!Рост рынка вызвал лавину преоб‑разований в корпоративных стандартах.Все это потянуло еще одну цепочку –коррупционную. Нужен участок землипод строительство дилерского центраплощадью около гектара – готовь5–10 млн. долларов (речь, естественно,о Москве). Само возведение зданияс учетом всех согласований и взяток –еще столько же. И это минимум!Конечно, во всеобщем автобезумиине могли не поучаствовать государевыслуги. На беседу в местные налоговыеинспекции стали приглашать руково‑дителей фирм. Им сообщали, сколькокакого налога они должны платить.Суммы определяли в зависимостиот оборота дилера. Но оборот и при‑быль – вещи, напрямую друг с другомне связанные! Ясно, что фирма, тор‑гующая автомобилями, имеет большойоборот в силу высокой стоимостисамого товара. Но никого не интересо‑вало, с прибылью ты или в убытке. Воттебе суммы – плати! Иначе жди полнуюналоговую проверку со всеми вытека­ющими отсюда последствиями.За налоговиками активизирова‑лись другие госструктуры – например,пожарные. В начале 2000‑х согласованиев пожарной инспекции на открытиеавтосалона обходилось в 200 долларов(с учетом взятки), а в 2006 году при запу‑ске новой торговой точки выяснилось,что монтировать противопожарнуюсистему должна конкретная структура.Исчерпывающий список из двух юрлицприлагался. Цена – 150 тыс. евро! Новыйподход, так сказать: взяток не берем!Теперь о серых дилерах. Категори‑чески запрещалось продавать им авто‑мобили, но каким образом – не уточ‑нялось. Откуда ты знаешь, покупаетчеловек машины для нужд фирмы илис целью дальнейшей перепродажи?Только вот в чем главный парадокс.Да, автомобили у серых дилеров – этопрямой ущерб официалам, однако при‑ближается время предоплаты за квотуследующего месяца, а товар не тольконе распродан, но и большей частьюдаже не получен. Что делать? Путейдва: идти в банк и увеличивать своюкредитную зависимость либо договари‑ваться с серыми дилерами и «сливать»им застоявшиеся авто.Со второй половины 2008 годароссийские банки перестали получатьдешевые заемные средства от западныхколлег. Как следствие, в сентябре пошелпроцесс сворачивания кредитных линийдля торговцев автомобилями. Финан‑сирование упало в пять-десять раз.Наступил период «холодной войны»между банками и дилерами. Если фирмадостигала компромисса с кредиторами,то продолжала жить и функциониро‑вать. Если нет – смерть!Сейчас на дворе 2012 год. Вродепрежние бури поутихли, но кредитнаязависимость выживших дилеров никудане делась. Боюсь, что в самом недалекомбудущем череда банкротств кризисногопериода продолжится. Впрочем, хочетсябыть оптимистом.100 За рулем 07/2012100-104_Letters 072012.indd 10007.06.2012 13:03:24