64
65
66
67
68
70
4×4 ПРОТИВ 4×2АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТЧЕТЫРЕ ВЕДУТ,ДВА В УМЕТо, что полный привод надежнее и безопаснее на скользкой дороге и улучшаетпроходимость, знают все. А каковы такие кроссоверы в повседневной жизни в сравнениис моноприводными собратьями? Этим вопросом задался Сергей Воскресенский.Фото Константина Якубова.Когда речь заходит о кроссовере(модная тема!), непременноговорят, что он обязательнодолжен быть не только универсальным и с большим (на фонеобычных автомобилей) дорожнымпросветом, но и полноприводным.Пусть даже автомобиль самый чтони на есть городской, а его владелецникогда не съезжает с асфальта. Моноприводные версии обычно поставляют64только в самых недорогих комплектациях, а в пресс-парках их держат редко.Может, зря? Ведь, если отбросить бесспорные «за» четырех ведущих колес –проходимость (в основном на рыхломснегу) и разгонные способности(в тех же условиях), что еще записатьв преимущества? Более того, возможно,на асфальте разница в массе и потеряхна трение позволит ездить экономичнее? А может, и безопаснее?ЗАНИМАТЕЛЬНАЯМАТЕМАТИКАМы взяли «Мазду СХ-5» и «РеноДастер», самые горячие новинкикласса. У полноприводного «Дастера»даже задняя подвеска иная, нежелиу его моноприводного собрата, – независимая. Коробки передач у машинс двигателем 2 л также привязанык количеству ведущих колес: автомат(и только он) – у версии 4×2, в то времяЗа рулем 09/2012064-068(1_3V)-070_Privoda.indd 6410.08.2012 13:11:56 как 4×4 поставляется исключительнос шестискоростной механикой.У «Мазды СХ-5», напротив, тип привода почти не влияет на все остальное.Даже на уровень оснащения – благодаря пакетам опций к комплектациямTouring и Sport. Наибольшие различия – в шинах и колесах. Машина 4×4обута в 19-дюймовые покрышки, модификация 4×2 довольствуется 17-дюймовыми.Начинаем измерения. Загнавмашины на весы, обнаруживаем:полный привод добавляет «Дастеру»70 кг, а «Мазде» – более сотни. Хотяна фоне общей снаряженной массыв 1400–1500 кг это мелочь. Не великаразница и в геометрической проходимости, у переднеприводного «Дастера»последняя даже немного лучше.Из двух «рено» быстрее разгоняется полноприводный, но этов основном заслуга механическойкоробки. С «маздами» ситуация интереснее. Монопривод в разгоне напористее, что чувствуется и без измерительной аппаратуры. У переднегопривода лишь небольшой проигрышв максималке, но он обусловлен подбором передаточных чисел и большими колесами версии 4×4. Обемашины достигли предельной скорости на четвертой передаче, однакоЗа рулем 09/2012064-068(1_3V)-070_Privoda.indd 656510.08.2012 13:12:40 | СПЕЦТЕСТ4×4 ПРОТИВ 4×24×2 на 17-дюймовых шинах раньшеуперся в ограничитель оборотов,не пожелав ускоряться на следующей,пятой скорости.Кстати, тормозной путь у обеихчисто переднеприводных машин оказался заметно короче.ЧУВСТВО РАЗНИЦЫ  У переднеприводного «Дастера» с автоматом один явный недостаток – бьющий по ушамзвук при 6000 об/мин, появляющийся в момент переключений при разгоне в пол. Почти85 дБA – это уже болезненно.Ну как тут не вспомнить о стереотипах, касающихся управляемости!На переставке (имитация объездапрепятствия) выясняется, что «Дастер2WD» быстрее и, главное, прощев управлении. Он, в отличие от 4×4,совсем не стремится выполнить маневррезко. Наоборот: поначалу монопривод удивляет большими кренамии слишком спокойными реакциямина поворот руля. Полноприводник с егоболее активной – независимой задней подвеской ведет себя напористее,а временами даже норовисто, словноКАК РАБОТАЕТ МУФТА (Геннадий Емелькин)Конструктивно схемы работы подключаемогополного привода «Рено-Дастер» и «МаздыСХ-5» близки. У обоих автомобилей естьэлектронная муфта, расположенная в корпусередуктора задней оси. Она, руководствуясьинформацией о разности скоростей вращенияпередних (основных ведущих) и задних колес,приходящей через датчики антиблокировочной системы на блок управления, при необходимости блокируется, подключая вторую ось.Алгоритм управления муфтой довольно сложный и зависит от ряда внешних факторов.Схема работы полного привода «МаздыСХ-5» такова. При равномерном движении, когда скорости колес одинаковые,крутящий момент подается на корпусмуфты (4). Диски (5) управляющей муфты66разомкнуты. Ведомый (1) и ведущий (7) дискинеподвиж­ны друг относительно друга и вращаются вместе с ведомым валом муфты (9),соединенным с валом главной передачизадних колес. Крутящий момент на задниеколеса не передается.Как только колеса передней оси начинают проскальзывать (угловая разница15–20 градусов), блок управления полнымприводом подает сигнал на электромагнитную катушку (2). Под действием магнит­ного поля якорь (8) притягивается к нейи сжимает диски управляющей муфты (5),которые со­единяют ведущий диск с корпусоммуфты (6). Из-за разности их скоростей ведущий диск проворачивается, шарики (3) смещаются по наклонной направляющей канавкеи сдвигают ведомый диск, который сжимаетдиски главной муфты, – муфта включена.Для отключения муфты блок управленияснимает сигнал с катушки, диски управля­ющеймуфты размыкаются, ведущий диск проворачивается, шарики возвращаются в исходное положение – диски главной муфты размыкаются.Это произойдет не только при установившемсяравномерном движении, но и при срабатывании антиблокировочной системы и системыдинамической стабилизации.Чтобы сберечь муфту от поврежденийв тяжелых условиях, предусмотрена защита.При нагреве масла в редукторе до 100 градусов блок управления отключает муфтуи не включит ее до тех пор, пока температуране понизится до 60 градусов.За рулем 09/2012064-068(1_3V)-070_Privoda.indd 6610.08.2012 13:14:22 На правах рекламыкомфорт моноприводной «Мазды» и ееболее правильное поведение в поворотах. Полноприводник на 19-дюймовыхшинах совсем не любит неровностей:появляется вертикальная раскачкаи даже небольшие рыскания. Этоне критично, но насколько же комфортнее и проще переднеприводнаямашина. Причем такой кроссовер кудалучше слушается педали газа. Никакойзадумчивости, томных пауз даже припереходе автомата к высшим передачам. Версия же 4×4 нередко грешитпровалами, особенно при резком нажатии на акселератор.А что «дастеры»? Здесь машинас передним приводом тоже оказаласькомфортнее. Причем даже болеезаметно, чем в случае с «маздами».С неровностями дорожного полотнаотменно борются оба «рено», этогофамильного достоинства у нихне отнять. Но если полноприводныйподстегивая водителя к ответным действиям. Едет такая машина очень уверенно, особенно если учесть отсутствиесистемы стабилизации. Однако на нейлегко допустить ошибку, а в пределезанос задней оси заставит выскользнуть за пределы коридора. «Рено» жес передним приводом требует от душипокрутить баранку в борьбе с запаздываниями и недостаточной поворачиваемостью, но, в отличие от собрата,в скольжение уходит мягче.Обе «мазды» – с чуткой системой стабилизации, вмешивающейсяв процесс управления довольно рано.Но передний привод вновь оказываетсяпонятнее. Так что и здесь преимущество в скорости переставки – за передним приводом и 17-дюймовыми колесами.Дороги общего пользованияпомогли окончательно расставитьприоритеты. На них проявился лучшийДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельRENAULT DUSTER2WD4WD2WDMAZDA CX-54WDОБЩИЕ ДАННЫЕРазмеры, мм:длина/ширина/высота/базаколея спереди/сзадиОбъем багажника, лРадиус поворота, м4315/1822/1695/26731560/1567475/1636408/15705,2Снаряженная/полная масса, кг1374/17991452/18771400/19801455/204511,216810,41779,3191A95/569,8187A95/5810,3/6,5/7,87,9/5,4/6,38,2/5,9/6,7Время разгона 0–100 км/ч, сМаксимальная скорость, км/чТопливо/запас топлива, лРасход топлива:городской/загородный/смешанныйцикл, л/100 кмВыбросы CO2, г/кмДВИГАТЕЛЬРасположениеКонфигурация/число клапановРабочий объем, смзA95/5011,0/6,7/8,3н.д.бензиновыйспереди поперечно147157бензиновыйспереди поперечноР4/16Р4/16199811,05199714,099/135 при 5500 об/мин110/150 при 6000 об/мин195 при 3750 об/мин210 при 4000 об/минСтепень сжатияМощность, кВт/л.с.4555/1840/1670/27001585/1590403/1560 (VDA)5,9Крутящий момент, Н.мТРАНСМИССИЯТипКоробка передачпередне­приводнаяполно­приводнаяA4М6Передаточные числа:I/II/III/IV/V/VI/з.х.A6н.д.Подвеска: спереди/сзадиРулевое управлениеТормоза: передние/задниеРазмер шин064-068(1_3V)-070_Privoda.indd 67«Мак-Ферсон»/упругаяпоперечная балкаполно­приводная3,55/2,02/1,45/1,00/0,71/0,60/3,89н.д.Коробка передачХОДОВАЯ ЧАСТЬпередне­приводная3,55/2,02/1,45/1,00/0,71/0,60/3,894,62«Мак-Ферсон»/«Мак-Ферсон»«Мак-Ферсон»/многорычажнаяреечное с гидроусилителемреечное с электроусилителемдисковые вентилируемые/барабанныедисковые вентилируемые/дисковые215/65R16225/65R17225/55R1910.08.2012 17:17:19 | СПЕЦТЕСТ4×4 ПРОТИВ 4×2  Более чем наглядная разница в размерах багажников «дастеров»: 340 л против424 л. Переднеприводный – справа.«Рено» все же дает почувствоватьглубину и размер колдобин, иногда довольно резко, то под колесамипереднеприводного автомобиля большинство из них словно растворяется,вызывая лишь незначительные покачивания кузова. Самое интересное,что колеса на «дастерах» одинаковые,различия коренятся именно в подвесках.ФАКТЫ И АРГУМЕНТЫТак что же, полный приводна асфальте – ненужный довесок?Не стоит делать однозначных выводов. Речь о другом: что при выбореавтомобиля ставить во главу угла?В России кроссоверы законно популярны: универсальный кузов, большойдорожный просвет и возможностиСРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ШУМА В САЛОНЕ,дБА (замеры «За рулем»)Модель2WDRENAULTDUSTER 4WDMAZDACX-5682WD4WDМаксимумСкорость (передача)при разгоне80 (D) 100 (D) 120 (D) 0–100 км/ч65,468,671,684,667,4 (IV)/ 69,3 (V)/ 71,178,166,5 (V) 68,6 (VI)65,366,970,074,163,565,669,573,4За рулем 09/2012064-068(1_3V)-070_Privoda.indd 6810.08.2012 13:15:14 | СПЕЦТЕСТ4×4 ПРОТИВ 4×2  Измерить расход топлива «рено»не удалось – на одной из машин забарахлил двигатель. На «маздах» в загородномпробеге он равнялся 7,9 л/100 км для 2WDи 8,1 л/100 км для 4×4.подвесок лучше. Словом, их востребованность не только дань моде.Поэтому так важно отделить «нужное»от «не очень». Наш тест – попыткав этом разобраться. Особенно стоитзадуматься тем, кто, меняя обычныйавтомобиль на «паркетник», все жене планирует изменять асфальту.Не стоит также забывать и о повышенном расходе топлива у полноприводных версий при прочих равных.Кроме того, в дополнение к полномуприводу часто навязывают дорогиекомплектации: вспомним хотя бы19-дюймовые шины «Мазды СХ-5».Подозреваю, что доводили этот кроссовер на покрышках куда более скромнойразмерности. «Но ведь красиво!» – возразят маркетологи. И по-своему будутправы.Переднеприводный «Дастер»демонстрирует отменный дорожный просвет, отличную плавностьхода, надежное поведение на дороге,да и багажник у него на целых 70 л объемнее, чем у полноприводного собрата.Поэтому в поисках оптимума совсемне обязательно делать упор на количество ведущих осей, иногда найдутсяаргументы и поважнее.70  Колесико управления муфтой, отвечающей за подключение задней оси,есть только у «Дастера». На «МаздеСХ-5» этот процесс полностью доверенавтоматике.ЗАМЕРЫ ЗР: ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОХОДИМОСТЬУгол, градусыДорожный просвет, ммМодельRENAULTDUSTERMAZDACX-5abcαβγХодподвескиh3, ммVбаг., л1+M2),М1, кг (%) М2, кг (%) M (Mкг2WD195 260 245 29,0 34,5 21,5290424830 (61) 520 (39)13504WD205 235 235 31,0 35,0 20,0295340838 (59) 583 (41)14212WD200 200 205 18,5 24,5 16,5295396866 (58) 631 (42)14974WD205 205 210 19,5 25,5 17,0305396904 (57) 695 (43)1599За рулем 09/2012064-068(1_3V)-070_Privoda.indd 7009.08.2012 17:25:52