170
РЕМОНТ и СЕРВИС | НАТЯЖНЫЕ УСТРОЙСТВА ГРМНАТЯНУТЫЕ ОТНОШЕНИЯДля чего и как натягивают ремень привода ГРМ, расскажетИгорь Сергеев.Если брючный ремень застегнутьне на ту дырочку, неудобствавам гарантированы. Ремень привода газораспределительногомеханизма заслуживает не меньшегоуважения – обрыв или проскальзывание чреваты серьезным повреждениемдвигателя. Правда, неприятность чащевсего случается у дешевых автомобилей, натяжные устройства которыхстоль примитивны, что регулярноотслеживать состояние привода приходится самому хозяину. Беда, еслион забывчив! Автомобилей с такиминатяжителями колесит по дорогамнемало: одних только переднеприводных ВАЗов (вплоть до первых выпусков десятого семейства) – легион!Аналогичные устройства нередковстречаются и на бюджетных иномарках.Конструкция ясна из рисунка.Натяжной ролик 2 ремня 1 посаженна шариковый подшипник, а тот –на эксцентриковую (со смещеннойот центра осью) втулку 3. Все этокрепится гайкой 5 на шпильке 4. Еслиотпустить гайку и поворачивать втулкупротив часовой стрелки, ремень будетнатягиваться. Для этой операциираньше у втулки был шестигранникпод гаечный ключ, а позже его сменили два отверстия под спецключ.Последний можно заменить парочкой винтов подходящего диаметраи отверткой.  Простейший натяжитель ремня:1 – ремень; 2 – ролик; 3 – эксцентриковаявтулка; 4 – крепежная шпилька, 5 – гайка.Ну а как угадать оптимальноенатяжение ремня? Производитель полностью доверил это пальцам механика.Кое-что ремень может подсказатьсам. Правильно работающий приводшумит слабо. Перетянутый же ременьспособен орать дурным голосом.При этом он сильно нагружает подшипники роликов – натяжного и (если есть)поддерживающего. А износ подшипников грозит их работой с перекосоми, конечно, разрывом ремня. Когда слышим, как он стучит по кожуху при нажатии на газ, а сняв защиту, видим, чтовибрации треплют ремень, значит,давно пора подтянуть! Если делать этоприходится часто, не исключено, чтосиловые кордовые нити ремня началиразрушаться. Нужно менять!Производители импортных двигателей проработали эту тему основательней. Например, с помощью частотомера фиксируют частоту собственныхколебаний ремня: последняя тем выше,чем сильнее он натянут. На двигателе«Рено-К7М» объемом 1,6 л частотаколебаний натянутого ремня на участкемежду насосом охлаждающей жидкостии шкивом распредвала должна составлять 160 ± 10 Гц.Следующий вариант натяжителя – полуавтоматический. Механиканатяжения та же, что описана выше,но в эксцентриковую обойму встроилипружину. Нужно лишь совместитьпри замене ремня метки устройства,и пружина будет обеспечивать правильное состояние весь срок службыремня. Подобные натяжители встречаются на автомобилях «Фольксваген»,«Ауди», а ныне появились и на двигателях ВАЗ.А вот автоматический натяжитель.Плунжер выдвигается из цилиндрапод действием сильной пружиныи отжимает рычаг с простым круглымроликом. Внутри напоминает амортизатор – тут и клапаны, и рабочаяжидкость, поддерживающие точнуюработу натяжителя без чрезмерныхколебаний. Чтобы привести устройство в исходное положение, плунжервдавливают в корпус до совмещенияотверстий под шплинт – и вставляютего. При установке натяжителя на двигатель нужно лишь выдернуть шплинти провернуть коленвал на пару оборотов. Подобные или похожие автоматыможно увидеть на автомобилях «Киа»,«Хёндай» и многих других.  Типичный полуавтомат. Стрелка на экс‑центрике подсказывает, в какую сторону егоповорачивать при взводе пружины.  Натяжитель-автомат (здесь имитируетсяего работа). Отверстия под шплинт показаныстрелками.  Ролик – изделие высокоточное. Грязина рабочей поверхности не должно быть.Смоем растворителем!  Нередко подшипники роликов страдаютот недостатка смазки. Для проверки осто‑рожно снимаем крышку. При необходимостипромываем подшипник, сушим и закладыва‑ем новую смазку, например «Мобил‑222».170 За рулем 09/2012170_Natiag.indd 17009.08.2012 16:04:35