124
125
126
128
130
132
ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ DOT 4КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАТак ли просто приобрестикачественную и безопаснуютормозную жидкость – на доливили под замену? Несмотряна обилие самых разныхфлакончиков в магазине (а может,как раз ввиду их изобилия), этостановится непростой задачей,убедилисьАлексей Воробьев‑Обухови Михаил Колодочкин.Пересекая страну «с южныхгор до северных морей» в ходеэкспертизы бензинов, грехбыло заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках приАЗС. Тогда-то и родилась мысльпогоняться сразу за двумя зайцами –с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.Сегодня купить жидкость длягидропривода не проблема. Нужнотолько заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендуетпроизводитель (к примеру, DOT 4),после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легконабрали почти два десятка –отечественных и зарубежных.Обезличенные образцы передалив специализированную лабораториюна испытания физико-химическихсвойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, ихмассу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.Тем, кому нюансы неинтересны,сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросовни у нас, ни у экспертов. Выбирайтена фото продукт, избежавший замечаний, – и в магазин. Остальным жепредлагаем подробности.Такой прибор оценит степень увлажненности ТЖ и выдаст сигнал о необходимости ее замены. При одномусловии: изначально его необходимонастроить по эталонному образцуконкретной жидкости и ни в коемслучае потом не трогать! То естьне давать попользоваться соседупо гаражу, поиграть ребенку и т. д.Иначе восстановить калибровкуудастся лишь при наличии запаса тойсамой тормозухи в плотно запечатанном флаконе.124 За рулем 09/2012124-126.128.130.132_Tormozuxa.indd 12409.08.2012 16:04:05 I образцы стоят в произвольном порядке1 CastrolЗаявленный производитель2 EXTRA«ВР Европа»Заявленный производительАбсолютная точность дозировки внушилауверенность, что и остальные технологическиепроцессы столь же четко выверены. И вправду: всепоказатели в норме, причем с запасом. Удивилолишь то, что флакон не запаян фольгой.Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеетсильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышениевязкости без последствий для езды?4 Hi-Gear HG70443 FELIX ProfessionalЗаявленный производительПКФ «ПРОМПЭК», Россия«Тосол-Синтез-Инвест», РоссияЗдесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579-2002.Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будембросать камень в отечественного производителя.ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИММы проверили и честность производите‑лей. Оказалось, не зря: одни великодушнонастроили фасовочные автоматы на заливку«с бонусом», другие пожадничали, недодавдо 10% товара! Впрочем, мы всегда считали:уж лучше недолив, чем разбодяживание.Увы, две тормозухи на морозе загустели почтивдесятеро сильнее допустимого! Продавитевы такую педаль или нет, не знаем. И дажене комментируем, к чему может привестипроваленная на 15° температура кипения!Заявленный производительHi-Gear Products, СШАИдеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадаютс установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить прозапас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.Как обычно, результаты исследованийотносятся не к торговой марке в целом,а только к тем образцам, которые мы выбо‑рочно купили на редакционные средствакак обыкновенные покупатели. Нашемнение о каждом изложено в подписях.Те, кому интересны конкретные показа‑тели, найдут их в таблице, где жидкостирасставлены в алфавитном порядке. Ценырешили не приводить: в этот раз они гулялиот 110 до 560 рублей за литр, причем подвлиянием не только именитости бренда,но и места продажи. Чем круче считает себямагазин, тем грознее ценник… Поэтомуне удивляйтесь, если один и тот же товарв разных местах продают с двукратным раз‑бросом стоимости.Любопытна строка в итоговой таблицео запайке флаконов фольгой под пробкой.Это, во‑первых, улучшает герметичность(очень важно для гигроскопичных тормозныхжидкостей), а во‑вторых, затрудняет то самоеразбодяживание на местах. Но без фольгиоказались продукты таких мэтров, как Castrolили, скажем, Mobil! Не иначе у «великих»свой взгляд на впитывание воды…За рулем 09/2012 125124-126.128.130.132_Tormozuxa.indd 12510.08.2012 17:13:13 | ЭКСПЕРТИЗАТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ DOT 45 LUXE Green Line7 NIAGARAЗаявленный производительЗаявленный производитель «Делфин Индастри», РоссияПКФ «НИАГАРА», РоссияВидимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжинаграммов: температура кипения увлажненнойжидкости провалена на 10°. А вязкостьна морозе возрастает настолько, чтоо требованиях стандарта и вспоминатьнеудобно.8 Pentosin SuperЗаявленный производительВсе физико-химические показатели этой тормознойжидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим«испарившиеся» 22 г?6 MobilDeutsche Pentosin-Werke, ГерманияОтличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4.И маленький бонус – 3 мл бесплатно. В качестве ложки дегтя –не запаянное фольгой горлышко.D  Почему у тормозной жидкостисо временем меняется цвет?В процессе работы происходит сильныйнагрев и окисление жидкости. Это приводит к потемнению продукта. Втораяпричина – взаимодействие с резиновымидеталями при высокой температуре.И третья – попадание продуктов коррозиии износа.D  Взаимозаменяемы ли современныетормозные жидкости?Идеальный вариант – не мешать однус другой. О древних жидкостях типа БСК(смесь бутилового спирта и касторовогомасла) речь вообще не идет. Но и современные ТЖ отличаются друг от друга:скажем, DOT 5 делают на силиконовойоснове (SBBF), а DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 –на гликолевой (NSBF), а точнее, на смесигликолей и их эфиров. Такая жидкостьне смешивается с силиконовой. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 между собойсмешивать можно, но никто не проводилэксплуатационных испытаний таких смесей.Если производитель на этикетке указывает,что данная жидкость смешивается с другими качественными составами той жеЗаявленный производительExxonMobil Lubricants & Specialties, ЕCВсе обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксывыдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаянофольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.классификации, то он тем самым принимает на себя гарантийные обязательства.D  Можно ли в современном автоиспользовать, скажем, DOT 3?Известны случаи, когда автоспортсменывынуждены были заливать в тормознойбачок даже воду. Конечно, это допустимолишь в безвыходной ситуации, когда требуется просто доехать любой ценой, пустьмедленно. Так и здесь: подобная заменаоправданна разве что в критическойситуации – если забыть при этом про скорость. Температура кипения DOT 3 ниже,чем у DOT 4, а конструкторы в стремленииуменьшить размеры тормозных механизмовзакладывают всё более высокие допустимые температуры. Совет: применяйтетолько тот сорт ТЖ, который указан производителем автомобиля.D  Почему тормозные жидкости,как правило, не имеют одобрениязаводов‑изготовителей автомобилей?О чем говорят надписи DOT?К сожалению, надписи DOT, как правило,ни о чем не говорят. Производителизаявляют, что их жидкости соответствуютстандарту американского департаментатранспорта FMVSS 116 DOT 4, но ни на однойупаковке нет ссылок на одобрение, к примеру, «Фольксвагеном» или «Фордом».Все автокомпании указывают лишь требование соответствия стандартам DOT, SAE,ISO или JIS. Чтобы подтвердить реальноесоответствие жидкостей этим стандартам,необходимо провести полный комплексиспытаний в сертифицированной лаборатории (например, ABIC, США). Но, в отличиеот тех же масел, это экономически невыгодно, поскольку объемы потребления ТЖгораздо скромнее масляных.D  Обычно сервисная книжка предпи‑сывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км.Насколько это необходимо?Тормозные жидкости гигроскопичны,а потому со временем температура ихкипения падает. Через два-три года онаснижается примерно до 150–170 °C, чтоможет вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы.У «увлажненной» жидкости в зимнее времятакже резко увеличится низкотемпературнаявязкость. Повысится в присутствии влагии коррозионная активность. На худой конецследует хотя бы подливать свежую ТЖ.126 За рулем 09/2012124-126.128.130.132_Tormozuxa.indd 12609.08.2012 16:04:12 | ЭКСПЕРТИЗАТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ DOT 4  LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной»жидкостей.  Криотермостат с вискозиметромдля определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка – капиллярный вискозиметр.10 SINTEC EuroЗаявленный производитель9 ROSDOT 4 Life Safety «Обнинскоргсинтез», РоссияИнтересно, что на упаковке приведены значения температур кипения,существенно превышающие требования стандарта. А реально и онипревышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличногопродукта.11 SINTEC SuperЗаявленный производитель  Mettler Toledo – рН-метр, используетсядля определения показателя активностиионов водорода.Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», РоссияВсе замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасностией к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но этов пределах допустимого по закону. Словом, зачет!12 TCL «Обнинскоргсинтез», РоссияЗдесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились.Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке,есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.Заявленный производительTanikawa Yuka Kogyo Company, ЯпонияВсе параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной»жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл – на пролив при доливе.Горлышко не запаяно.128 За рулем 09/2012124-126.128.130.132_Tormozuxa.indd 12809.08.2012 16:04:16 | ЭКСПЕРТИЗАТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ DOT 413 TOTAL HBF 414 TUTELA TOP 4Заявленный производительPetronas Lubricants, ИталияНу зачем же обещать невыполнимое – кипение при 300 °C?Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения«увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовкатютелька в тютельку.16 VITEXПКФ «СВ‑Хим», РоссияНельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения«увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозепревышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИТемпература кипения «сухой» жидкости.Определяет работоспособность исходнойжидкости без образования воздушныхпробок в тормозных системах с высокимитемпературами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкостикосвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ.Температура кипения «увлажненной»жидкости. Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатацииТЖ (примерно через полтора-два года).Это минимальный показатель, при которомтормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствииэтого показателя требуемому) начнетсяTotal Lubrifiants, ФранцияУдивительно – как попала к нам банка без единой русской буквына этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причемс большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозежидкость. Да еще и 4 мл сверху – отлично! Но горлышко не запаяно.15 UNiX «Дзержинская»Заявленный производительЗаявленный производительЗаявленный производительПКФ «Промкомплекс», РоссияЧто сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипитна 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует.И наконец, где наши оплаченные 30 г?образование воздушных пробок, педальстанет проваливаться в пол – верный путьк ДТП…Кинематическая вязкость при 100 °C.Ограничивает использование более жидкихкомпонентов для гарантии определенногогидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы.Кинематическая вязкость при –40 °C.Максимум вязкости, при котором тормозаобеспечивают безопасность езды. За нимТЖ становится очень вязкой, из-за высокогогидравлического сопротивления не удастсябыстро продавить педаль.Показатель активности ионов водорода:рН. Среда бывает кислая, нейтральная илищелочная. Кислая среда не допускается:ее наличие чревато коррозией. Щелочная жевредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного,чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормознойсистемы.Электропроводность. Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавленииводы увеличивается. Внимание: исходнаяэлектропроводность у всех ТЖ разная! Сталобыть, чтобы использовать специальныйтестер для проверки ТЖ, нужно либо иметьв запасе запечатанный флакончик с точнотаким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записатьна память значение ее электропроводности.130 За рулем 09/2012124-126.128.130.132_Tormozuxa.indd 13009.08.2012 16:04:19 | ЭКСПЕРТИЗАТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ DOT 4РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT 4Показатель(норматив)1Температура кипения«сухой» жидкости, °C265(не менее 230)Температура кипения«увлаж.» жидкости, °C171(не менее 155)Кинематическая вязкостьпри 100 °C, сСт (не менее 1,5) 2,3Кинематическая вязкостьпри –40 °C, сСт1343(не более 1800)рН жидкости (7,0–11,5)8,1Электропроводность, мкС0,8(не норм.)Количество продукта,1,0 луказанное на упаковкеФактическое количество1002 млпродуктаЗапайка фольгойнетЗамечания к внешнемувиду–Номер образца91011234567812131415161718192542602312552562362622602652462642742772382502382192541621601551601591451761651761641551671921441511401461582,32,21,92,02,12,42,22,32,42,62,12,22,52,42,32,21,82,1143913772197 1843 1493 1279 1139 17990 1198 1656 1213 1313 14768371326 17790 3614 84618,08,29,78,38,78,98,07,97,88,59,08,17,58,98,59,17,68,45,12,920,62,64,90,52,53,12,27,91,20,40,40,33,01,67,22,7455 г 455 г 470 мл 455 г 500 мл 455 г 250 мл 455 г 455 г 455 г 355 мл 0,5 л 500 мл 455 г 455 г 455 г455 г455 г428 г 446 г 470 мл 433 г 501 мл 442 г 253 мл 444 г 456 г 452 г 361 мл 504 мл 500 мл 442 г 425 г 454 г400 г438 гесть есть––естьестьнетестьнет–––––есть есть есть–––нетнетесть–––есть есть есть–––естьестьмехан.примеси, –окалинаПримечания:1. Красным цветом выделены показатели, не соответствующие нормам.2. Нормативы по пп. 1–5 определены требованиями стандарта FMVSS № 116 для DOT 4.3. Требования к п. 9 определены согласно ГОСТ 8.579-2002: предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто от номинального количества для фасовкиот 300 до 500 г (мл) должен составлять не более 3%.18 «МИГ»Заявленный производитель «Сибур-Нефтехим», РоссияСамый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всёравно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° – в «увлажненном»…Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!17 «БАКСС»Заявленный производительПКФ «БАКСС», РоссияНам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли:в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C –наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкостьна морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬБЕЗ ПОДВОХА.19 «ОЙЛРАЙТ»Заявленный производитель«ТЕКТРОН», РоссияЗдесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечночто-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г.Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше.132 За рулем 09/2012124-126.128.130.132_Tormozuxa.indd 13209.08.2012 16:04:22