196
197
ЭКОНОМИКА | ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКААвтомобильные фирмы подвели итоги первого полугодия. На фоне падения продаж в Европе российскийрынок демонстрирует уверенный рост. Но многих экспертов, в том числе Игоря Моржаретто, даннаятенденция настораживает.В Европе продолжается (или раз­ворачивается новый?) кризис;вслед за Грецией в долго­вую яму затягивает Испанию,на очереди – Италия, Кипр… Поводовдля оптимизма у европейцев немного.И рынки очень чутко на эти тенденцииреагируют. Только две из пяти круп­нейших автомобильных стран регионапоказали небольшой рост, но темпыпродаж и там не сравнимы с прежними.По данным Немецкой ассоциацииавтопроизводителей (VDA), в Германииза первые шесть месяцев 2012 года про­дали 1,63 млн. новых машин – всегона 1% больше, чем в первой половинепрошлого года. Британский рынокпадал весь 2011 год, но сейчас вдругпоказал рост в 2,7% (за полгода –1,06 млн. автомобилей). На этом пози­тивные новости заканчиваются.Рынок Франции сократилсяна 13,4% и составил 1,26 млн. машин.Испанские продажи упали на 8,2% –до 406 тысяч. Причем падение продол­жается – в июне оно составило уже 14%. Но самая тяжелая ситуация склады­вается в Италии, где с января по июньпродали всего 128 тыс. машин, чтона четверть (24,4%) ниже прошло­годнего результата. Это самый низкийпоказатель за последние 30 лет! Междутем аналитики считают, что до насто­ящего дна еще далеко.В итоге в Евросоюзе, по пред­варительным данным Европейскойассоциации производителей автомоби­лей, в первом полугодии 2012-го про­дажи легковых и легких коммерческихавто упали на 8%. Многие экспертыпредупреждают, что текущая ситуациянапоминает кризис 2008 года. Всетаки товар дорогой, и потребителив ожидании неприятностей предпо­читают отодвинуть покупку на потом.В России четыре года назад продажи,напомним, росли как на дрожжах –чтобы потом рухнуть в пропасть кудабыстрее, чем в других странах Европы.Пока же, как сообщает отчетАссоциации европейского бизнеса,российский авторынок вырос в первомполугодии на 14%; продано 1,4 млн.легковых и легких коммерческихавто. Это несколько меньше итоговрекордного первого полугодия 2008-го,но результаты июня 2012-го (272,2 тыс.машин) превзошли-таки июнь 2008-го.Рубеж взят!Могло быть еще лучше, но про­цесс тормозят объективные причины.АВТОВАЗ не первый месяц демон­стрирует отрицательную динамику.За полгода продано 250,1 тыс. автомо­билей: минус 14% по отношению к ана­логичному периоду прошлого года;в июне падение составило и вовсе 18%.В какой-то степени обвал спроса связанс окончанием программ утилизациии льготного кредитования, но ведьих закрыли уже больше года назад!Главная причина, насколько понимаю,в другом – в торговой сети не хватаетновых моделей, которые пользуютсяповышенным спросом. Речь преждевсего о «Гранте». С выходом производ­ства на плановую мощность, а такжес началом широких продаж «Ларгуса»положение выправится.На АВТОВАЗе заверяют, что к паде­нию продаж в первой половине 2012-гобыли готовы. По итогам года заводрассчитывает реализовать (с учетомэкспорта) до 590 тыс. машин, а еслисчитать и машинокомплекты, то все700 тысяч. Хотелось бы верить…196 За рулем 09/2012196-197(1_3V)_Prodagi.indd 19610.08.2012 10:55:33 196-197(1_3V)_Prodagi.indd 197ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХКОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙв РФ в первом полугодии 2012 годаЯнварь – Январь – Разница, июнь, 2012 июнь, 2011%«Лада»250 732291 540– 14«Рено»*95 57974 33729«Шевроле»95 5348152717«Киа»90 99772 90125«Хёндай»*89 24373 81321«Фольксваген»81 05045 51778«Ниссан»*79 49459 37434«Тойота»*76 80957 61533«Форд»63 35053 55618«Шкода»45 98232 52841«Дэу»41 44645 127–8ГАЗ (только комм. авт.) 39 73839 985–1«Опель»39 65230 35731«Мицубиси»32 21735 006–8УАЗ*27 92224 21015«Мазда»24 60517 12444«Пежо»*22 44321 6504«Сузуки»17 54618 066–3«Ситроен»*16 90812 13639«Мерседес-Бенц»16 70213 09028БМВ16 65712 54333«Ауди»16 56311 75741«СанЙонг»14 877910763«Вольво»10 182680150«Хонда»963495291«Ленд-Ровер»9492598159«Лифан»9369754424«Чери»85382253279«Фольксваген»  8029545147(комм. авт.)«Субару»7059579622«Лексус»67377231–7«Джили»62631846239ЗАЗ60438932– 32«Грейт Уолл»58932682120«Инфинити»4888319053«Богдан»409339105«Фиат»*405314 485– 72«Вортекс»25906193– 58«Джип»2196566288«Мерседес-Бенц»173497179(комм. авт.)«Порше»1693103564BYD1578596165«Мини»122380752«Кадиллак»11831220–3ИЖ10372396– 57BAW853––СЕАТ8421037– 19«Ягуар»78948363ТагАЗ788847–7«Хайма»5371324– 59«Исудзу»123191– 36«Додж»1111065«Крайслер»10039156«Фотон»*7378–6МаркиВсего1 413 769 1 236 386На правах рекламыСреди иностранных фирм поитогам полугодия на первом месте –«Рено» (рост 29%). Следом идут «Шевроле» (+ 17%), «Киа» (+ 25%) и «Хёндай» (+ 21%). Но вот что любопытно:общий рост продаж у этих компанийсопровождался падением реализации традиционных моделей-лидеров.По итогам июня в минус ушла всяпервая пятерка бестселлеров! Одновременно с двумя самыми популярными«ладами» – «Калиной» и «Приорой» –просели продажи «Форда-Фокус»(– 3%) и «Хендай-Солярис» (– 12%).Но больше всех потерял «Рено-Логан»(– 32%). Что же происходит?Ответ, как мне кажется,нужно искать в общей социальноэкономической ситуации. Целый рядисследований, которые проводилив последние месяцы как российские,так и иностранные компании, показал,что в ожидании нового кризиса (почтиполовина россиян уверена, что насвскоре снова ждут серьезные потрясения) граждане предпочитают не нестинакопленные средства в банк, как привыкли делать немцы или французы,не откладывать наличные доллары (такпоступают греки или испанцы), а просто тратить их на серьезные покупки.Наряду со спросом на автомобилирастут продажи дорогих телевизоров,смартфонов, холодильников... Ведьс деньгами абсолютная неопределенность. Как хранить, в чем – в рублях,долларах, евро? Ведь обвалитьсяможет любая валюта! Положить деньгив банк? Проценты не слишком высокие(едва покрывают инфляцию), а довериек банкам у нас очень низкое. Купитьакции – но какие? Несколько лет назадгосударство уже устраивало «народныеIPO»: продавали акции Сбербанка,«Роснефти» и т. д. Те, кто поверилв сладкие обещания, в лучшем случаесумели вернуть вложенные средства(естественно, без учета инфляции).Покупать недвижимость? Мало ктоможет себе позволить. Золото, бриллианты? То же самое. Да и куда их потомдеть? Словом, куда ни кинь, всюдуклин. Вот и получается, что в Россииу населения нет никаких надежныхспособов сбережения. В такой ситуациилюди покупают автомобили и бытовую технику. Но и тут возможностибольшинства россиян небезграничны.Потребительская лихорадка долго продолжаться не может. И быстрее всегокончаются запасы у тех, кто можетпозволить себе только бюджетнуюмашину. Отсюда и падение спросана популярные и недорогие иномарки.Что будет дальше, предсказатьтрудно. «Падение по некоторым маркам связано с тем, что рынок достиг14*Включая легкие коммерческие автомобили.уровня насыщения, своего потолка.Условий для дальнейшего роста нет,возможно даже небольшое падение.Если кризисные явления не станутпрогрессировать, продажи будут стабильны; в противном случае можноожидать резкого падения», – считаетгендиректор аналитического агентства«Автостат» Сергей Целиков.Большинство аналитиков оченьосторожно предсказывают, что за годбудет продано около 2,8 млн. легковыхи легких коммерческих автомобилей.И тут же прибавляют: если ничегоне случится. Очень хотелось бы надеяться на лучшее.10.08.2012 10:49:50