202
203
ЭКОНОМИКА | ПРОЕКТЫ ВЕКАЛЕСТНИЦА В НЕБОНаши дорожники вечно жалуются на недостаток средств; не хватает денег даже на то, чтобы имеющиесядороги содержать в приличном состоянии. Зато политики позволяют себе время от времени воспаритьнад землей и предложить проект, потрясающий своим потенциальным масштабом, запредельнойстоимостью… и неочевидным экономическим эффектом. Игорь Моржаретто отобрал самые яркиеинициативы последних лет.туннеля длиной 12,5 км. Стоимость строительстванеизвестна даже приблизительно. Но в стратегиисоциально-экономического развития ДальнегоВостока на период до 2025 года проект туннельного (мостового) перехода с Сахалина на материкзначится!3Мост на СахалинОтносительно новое предложение –построить через Татарский проливместо мост длиной 17 км, а к нему подвести новые железнодорожные путиот Комсомольска-на-Амуре (более 580 км).Затраты на строительство только моста оцениваются в 400 млрд. руб. (13 млрд. долл.), но ведьнет даже эскизов! Авторы предложения особеннонапирают на то, что российский проект непременно заинтересует японских инвесторов. Ведьв перспективе Сахалин можно связать с Японией.5Мост через Керченский проливПосле распада Советского Союзао необходимости постройки мостачерез Керченский пролив неоднократноместо заявляли и российские, и украинскиеполитики. В принципе, нет ничего невозможного,ведь ширина пролива всего 4 км! Тем более чтооднажды такая попытка уже предпринималась –немцами, в 1943–1944 гг. Сегодня существуетнесколько проектов моста длиной 4,5 км. Главнаяпроблема здесь не инженерная, а экономическая.Пока грузовые и пассажирские потоки междуКрымом и Кубанью невелики, для них вполнехватает парома. А если так, то зачем городитьмост? Тем более что отношения между Россиейи Украиной то теплеют, то снова становятся прохладными…4  Самый дешевыйвариант моста черезКерченский пролив оцениваетсяв 240 млн. долл.,самый дорогой –в 900 млн.Туннель под Татарским проливомЕго начали строить по приказу Сталина,чтобы соединить остров Сахалин с материком. Протяженность самого туннеляместо от мыса Погиби на Сахалине до мысаЛазарева на материке должна была составитьоколо 10 км (выбрали наиболее узкий участокпролива), но требовалось протянуть еще около600 км железных и автомобильных дорог для подхода к туннелю. Строительство забросили послесмерти вождя, но время от времени политикиразного ранга возвращаются к этой идее. Так,в будущем году РЖД якобы инициирует проектные работы для сооружения современного  Во сколькоможет обойтисьстроительство туннеля до Сахалина,неизвестно. Неяснаи его экономическаяцелесообразность.Пока с грузопотокамисправляются паромыи авиация, но погодаздесь часто бываети нелетной, и несудоходной…202 За рулем 09/2012202-203(1_3G)_Most.indd 20210.08.2012 15:00:44 2Туннель Сахалин – ХоккайдоДлина подводного туннеля междумысом Крильон (Сахалин) и мысом Сояместо (Хоккайдо) составила бы 40–45 км, и,по самым предварительным оценкам, егосооружение выльется примерно в 50 млрд. долл.Но зато какие перспективы открываются! Сегодняостров Хоккайдо соединен самым длинным подвод­ным туннелем (Сэйкан, 54 км) с другим крупней­шим японским островом – Хонсю. Поезда и авто­мобили через новый туннель могли бы попастьна российский остров, затем по Сахалинскому тун­нелю (или мосту, это не так важно) выехать прямона Транссиб, а по нему – прямая дорога в Европу!Многие наши политики надеются заинте­ресовать этой идеей азиатских коллег и бизнес­менов на саммите АТЭС, который пройдет в сен­тябре этого года во Владивостоке. Ведь, если обаэтих проекта воплотить в жизнь, сроки доставкигрузов из Японии в Западную Европу (по под­счетам Минтранса) могут сократиться втрое!Но вот в какую сумму обойдется сооружениеплеча от Хоккайдо до Комсомольска-на-Амуре,сложно даже представить. Впрочем, эти затратымеркнут на фоне теоретической стоимости сле­дующего проекта.1Туннельпод Беринговым проливомИдея обсуждалась с конца ХIХ века,но чисто умозрительно: «А вот бы про­место рыть еще и такой туннель…» Но тольков наше время разные политики вполне серьезнопредлагают заняться разработкой проектнойдокументации и даже называют порядок цен.Так, в одном из последних вариантов туннельобъединит в едином коридоре скоростнуюжелезную дорогу, автотрассу, линии электро­передачи и связи. Строительство туннеляоценивается в 30–35 млрд. долл. Но не стоитзабывать, что ни с американской стороны,ни с российской к проливу не ведут никакие  ШиринаБерингова пролива в самой узкойчасти – 86 км;протяженностьтуннеля – около100 км. Но придетсяеще прокладыватьтысячи километровдорог до самоготуннеля – и по российской территории, и по американской.дороги – ни автомобильные, ни железные. Про­тивники проекта уверяют, что затраты на стро­ительство железнодорожного и автомобильногопутей от Транссиба до Чукотки будут неизмеримобольше и никогда не окупятся. А ведь еще естьамериканский и канадский участки… В общем,целесообразность сооружения такого маршрутанепонятна, – но когда это нас останавливало?Вот построили в столице России АлабяноБалтийский туннель; его длина – почти 2 км,глубина залегания – 22,5 м. Туннель сумели про­вести под действующей веткой метрополитена, этодействительно уникальное инженерное сооруже­ние. Только вот обошелся он городу в несусветные63 млрд. руб. – при том что соединяет две второ­степенные улицы. Изначально проектировщикипредлагали связать их эстакадой, она стоила быраз в пять дешевле.Теперь разрабатывается план – проложитьСеверо-Западную хорду, чтобы использоватьпотенциал Алабяно-Балтийского туннеля. Не про­падать же такой роскоши! Так что и все вышена­званные сооружения тоже когда-нибудь могутпригодиться…На правах рекламыЗа рулем 09/2012 203202-203(1_3G)_Most.indd 20310.08.2012 10:49:22