190
191
БЕЗОПАСНОСТЬ | ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ7 июня 2012 года было вроде заурядным рабочим днем. И при этом необычным: Европейская экономическаякомиссия ООН объявила его Международным днем привлечения внимания к железнодорожнымпереездам. Транспортные чиновники должны были в этот день напомнить прописные истины, которые всеавтомобилисты, вообще-то, и так обязаны знать. Сергей Смирнов решил подключиться к этой кампаниии отправился с объездом по Подмосковью.Пути поезда и автомобиляне должны вовсе пересекаться.Но понятно, что до того светлого момента, когда автомобильные дороги будут проходитьтолько под или над железными, намеще очень далеко. А значит, переездысо звоночками и мигающими красными огнями ждут нас – и нарушителей, и тех, кто соблюдает правила!Нельзя выезжать на переезд, еслишлагбаум опустился, надо соблюдатьдистанцию, не обгонять. Однако...За пять месяцев 2012 года в однойтолько Москве наказали 645 нарушителей, которые переезжали железнодорожные пути, наплевав на запрещающий сигнал семафора и закрытыйшлагбаум. А в прошлом году в Россиина переездах произошло 228 дорожнотранспортных происшествий, в которых погибли 49 человек, а еще 191 –пострадал.КТО ТАК СТРОИТ!Приближаюсь к переезду недалекоот Звенигорода. В этом месте шоссепересекает одноколейную дорогу,по которой ходят лишь электропоезда,причем не слишком часто. Если судитьпо длинной очереди, мне «повезло» –видимо, ждем электричку... Впрочем,оказалось, никакого поезда нет, переезд открыт, просто машины двигаютсяс черепашьей скоростью. По толькочто уложенному асфальту я наконец-тодотащился до шлагбаума.Кто так строит?! Ровное асфальтовое покрытие закончилось точно передпереездом. А дальше – рельсы в окружении глубоких ям, которые водители преодолевали очень осторожно,боясь повредить подвеску. Потому-тои километровая очередь. Увы, такая жекартина во многих местах Подмосковья, где автомобильная дорога вынуждена пересекать железную. Я в течениедвух дней проехал по области более300 км и могу утверждать это со всейответственностью.Объясняется все очень просто:у автомобильных и железных дорогразные хозяева. С РЖД спрашиваютза качество рельсов (это логично),а с управления автодорог – за дорожное покрытие. А состояние полотнамежду рельсами, хоть и являетсязоной ответственности РЖД или компании, владеющей рельсовой дорогой,волнует эти ведомства в последнююочередь.Ведь главное, чтобы поездаходили беспрепятственно. Получается,как положили деревянный настиллет пятьдесят назад, так и забылипро него.Вот такой замкнутый круг. Особенно тяжелая ситуация складываетсятам, где железнодорожная ветка ведетк какому-нибудь заводу или складу.190 За рулем 09/2012190-191(1_3V)_Переезд.indd 19010.08.2012 16:53:28 На правах рекламы  Дорогу и переезд обслуживают разныеведомства, поэтому новый асфальт проложили только до границы рельсового участка.Ямы на переезде – зона ответственностиРЖД.РЖД В ОТВЕТЕ1. В мае 2007 года ОАО «РЖД» сменилофирменный стиль. Бюджет проекта неизвестен, но, по оценке экспертов, мог составитьне менее 150 млн. долларов. Почему жена переезды денег не хватает?2. Если переезд разбит и из-за этого былповрежден автомобиль, ответственностьбудет нести организация, на балансекоторой находится этот участок железнойдороги.3. На «плохой» переезд нужно жаловатьсяпо всем адресам: местной власти, в ГИБДД,управление железной дороги, прокуратуру...Иначе он так и будет разрушаться дальше!В таком случае, считай, переездможно преодолевать лишь на танке.И вот проносятся по путям современные поезда, не сбавляя скорости,по современным дорогам едут красивые иномарки, а точки пересеченияих маршрутов никак с прошлого векане изменятся.КТО ВИНОВАТ?Когда требуется назначить виновныхв той или иной аварии, железнодорожное ведомство, как правило, быстросоглашается с выводами ГИБДД:во всем виноваты плохие водители.Они сами, дескать, ПДД нарушают,выезжают на запрещающие сигналыпод закрытые шлагбаумы, в результатечего происходят страшные аварии...В какой-то степени так оно и есть,только о том, как повлияло состояниепереездов на аварийность, чиновникипочему-то умалчивают.Мы направили официальные запросы от редакции журналав ГУОБДД МВД РФ и ОАО «РЖД»с просьбой ответить, кто официальноотвечает за состояние железнодорожных переездов и куда жаловатьсяводителям, если авария произошла в таком месте. На момент сдачиномера ответ мы получили лишьиз РЖД. В ГИБДД, видимо, хватаетдругих проблем.Итак, вот рекомендации железнодорожников. Если вы обнаружилияму на переезде, надо написать жалобув районную ГИБДД или в подразделение РЖД, на балансе которого находится ветка (а лучше по обоим адресам); к письму желательно приложитьфотографии. Как отреагируют на заявление чиновники, сказать сложно. Темне менее надеюсь, что, когда количество таких жалоб превысит некуюкритическую массу, владельцы путейотремонтируют конкретный переезд.Я решил подобный эксперимент провести на описанном выше переездепод Звенигородом, о результате обязательно сообщу.К слову сказать, ГИБДД, по моимнаблюдениям, за переездами следитвесьма бдительно. Причем слежка идетдвумя способами. Первый: экипажнесет дежурство у переезда открытои реально занимается предупреждениемнарушений. Второй: патруль устраивается в укромном месте сразу за переездом и отлавливает самонадеянныхнарушителей.Ловить их, конечно, надо. И наказывать тоже. Но, по-моему, большепользы будет, если стражи порядкаприглядят еще и за состоянием полотнасамих переездов. Ведь рычаги давления на хозяев железных дорог у нихесть! Но, конечно, водителей ловитьи наказывать легче – результат сразуна руках...За рулем 09/2012 191190-191(1_3V)_Переезд.indd 19110.08.2012 16:53:31