160
161
162
ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯВОДОРОДНАЯ БОМБАВ гоночные серии всерьез вторгаютсяболиды на нетрадиционных источникахпитания. В этом году впервые гонку «24 часаЛе-Мана» выиграли гибридные «ауди»,а на будущий сезон запланирован стартв многочасовом марафоне водородомобиля«Грин-GT H2». Его два трехфазных син­хронных электромотора общей мощностью544 л.с. запитаны от топливных элементови раскручиваются до 13 500 об/мин, выдаваяна задние колеса крутящий момент 4000 Н.м.Именно создание компактного источникатока, способного отдать в нагрузку 400 кВт,было главным камнем преткновения для  Баллоны с водо­родом первымибросаются в глазапри взглядена новинку будуще­го сезона.БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙКакие поршни лучше – алюминиевые или сталь­ные? Вопрос до сих пор не получил однозначногоответа. Так, компания «Кольбеншмидт» объявилао поставках некоему «южногерманскому произво­дителю автомобилей премиум-класса» стальныхпоршней, тогда как до сих пор в его моторах при­менялись почти исключительно алюминиевые. Новый алюмини­евый поршень сна­ружи и в разрезе.разработчика – компании SymbioFCell. Но тех­нические трудности преодолены, и машина безпроблем разгоняется до 300 км/ч.Любопытно, что в этом прототипе сцеп­ление отсутствует: двигатели жестко связаныс колесами только через редуктор с дифферен­циалом. Но ведь для электромобиля и коробкапередач не нужна. Что касается шасси, то здесьвсе куда более традиционно: для револю­ционной машины позаимствована ходоваяот «Вельтера», участвовавшего в «Ле-Мане»в 1990-е годы.Водород хранится в двух композитныхбаллонах при давлении 350 бар и расходуетсясо скоростью 12,5 кг/ч. Этот запас рассчитанпримерно на час гонки.Оказалось, благодаря новой технологии удалосьсделать стальные поршни даже легче аналоговиз крылатого металла. Особо тонкие стенки,уменьшенная высота – у алюминиевого поршняотыграно 40 г массы.Почти одновременно не менее известнаяфирма «Федерал-Могул» представила новое поко­ление алюминиевых поршней Advanced Elastoval IIспециально для турбодизелей с удельной мощ­ностью свыше 90 кВт/л. Технология DuraBowlс частичным расплавлением алюминия на рабо­чей поверхности поршня позволяет сделать егомикроструктуру плотнее и повысить усталостнуюстойкость. Толщина стенки снижена с обычных4 мм до 2,5 мм. Масса поршней уменьшиласьна 20%. А название намекает на асимметричность:чтобы обеспечить требуемую прочность, разра­ботали сложную форму в зоне перехода от стенокк днищу, снабдили поршень ребрами жесткостии т. п.Первыми получат новые поршни 3-литровыедвигатели БМВ с тройным наддувом. Их удельнаямощность достигает 93 кВт/л – рекорд для серий­ных дизельных моторов.160 За рулем 09/2012160-162(1_2v)_Novinki9.indd 16010.08.2012 10:50:26 Калифорнийская компания «Лит моторс» представила свое видение городского транспортного средства. Как и «Смарт», ее С-1 рассчитанна двух седоков; правда, и колес у него только два.Но не спешите причислять машину к мототехнике. Устойчивость у «Лита» не чета мотоциклетной, ведь за нее отвечает пара гироскопов, враща­ющихся со скоростью 12 000 об/мин. Так что С-1не упадет при остановке и даже, как обещаютсоздатели, при боковом столкновении!Аппарат работает на электротяге. Приводу него полный: в каждом колесе смонтированопо 27-сильному мотору. Заряда батареи, опять жепо заверениям разработчиков, хватает на 320 кмпробега со скоростью до 160 км/ч. Восполнитьэнергию можно либо за 30 минут, либо часовза шесть, в зависимости от типа источника питания. При торможении энергия направляется всёв те же гироскопы, придавая им дополнительноеускорение. Любопытно, что два колеса не сталипрепятствием для наличия в салоне кондиционера,пары эйрбегов для водителя и пассажира и дажедоступа в Интернет через смартфон.Первые экземпляры поступят на рынокв 2014 году по цене около 15 000 долларов, затемпоявятся версия с панорамной стеклянной крышей и кабриолет.На правах рекламыНЕ ТЕРЯЙ РАВНОВЕСИЯ  С-1 в родной городской стихии. Ему не страшныни пробки, ни проблемы с парковкой.160-162(1_2v)_Novinki9.indd 16110.08.2012 10:50:28 ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯГЛЯЖУ В ТЕБЯ,КАК В ЗЕРКАЛОНынешний «Ле-Ман» просто пестрел революционными решениями. Вот еще одно: в чемпионскихболидах «Ауди-R18» отменили обычные зеркалазаднего обзора. Раньше пилоты обходилисьбоковыми зеркалами, но неудобства доставлялимертвые зоны и вибрации. Теперь с этим покончено. Как и с возможностью ослепления водителя(гонка проходит и ночью). Обстановку позадиавтомобиля фиксирует камера и передает изображение на светодиодный дисплей в кокпите.Для гонок привычную систему заднего обзора  В данномслучае мы имеемдело со специализированным монитором,полноценно заменяющим салонноезеркало. В отличие от систем дляоблегчения парковки, тут совсеминой уровень требований к разрешению и яркостикартинки.усовершенствовали, ведь вибрации и скорости здеськуда больше, чем на обычных авто. В распоряжениипилота очень четкая картинка с диаметром пиксела0,1 мм, транслируемая без всяких запаздываний:разработчики добились, чтобы даже на скорости330 км/ч система отображала обстановку в срок.Камера расположена так, что на нее не могутпопасть ни грязь из-под колес, ни струи ливня.Ну а про возможность отображения дополнительной информации не стоит и говорить, это сегодняумеют делать даже обычные зеркала.ЭДИСОН СЕБЯ ПОКАЖЕТСреди множества изобретений Томаса Альвы Эдисона числится и железоникелевый аккумуляторс щелочным электролитом. Штука надежная, недорогая, но по характеристикам безнадежно отставшаяот современных литиево-ионных аналогов. Группаученых Стэнфордского университета стряхнуласо старенькой батареи пыль и приспособила к нейсамые современные технологии, а точнее, изобретение российских нобелевских лауреатов – графен.Свернутые из него трубки позволили добитьсяневероятных скоростей заряда-разряда: отдатьзапасенную энергию аккумулятор может за 30 с,а набрать заряд – всего за пару минут! К тому женовинка взрывобезопасна. При этом удельная энергоемкость 120 Вт.ч/кг вполне сопоставима с таковойу стандартных литиево-ионных батарей. Зато несопоставимы цены: никель и железо к дорогим металлам никак не отнесешь. Что касается долговечности,то после 800 циклов емкость батареи уменьшиласьна 20%, и это пока ее слабое место. При изготовлении анода ученые выращивали кристаллы окиси железа на графене.Кристаллы гидроксида никеля для катода прорастали в углеродных трубках.162 За рулем 09/2012160-162(1_2v)_Novinki9.indd 16210.08.2012 10:50:34