254
255
БЕЗ ГРАНИЦ | АВТО ДЛЯ ШАХТЕРОВОказывается, существуют автомобили, удел которых – все свои километры наматывать под землей,не выезжая на белый свет. Чтобы познакомиться с ними, в шахты отважно спускалсяАлексей Воробьев-Обухов.В старых кинолентах стахановцев в дальний забой везливагонетки-электрички по проложенным в штреках рельсам.Сегодня изрядную долю подземныхперевозок взяли на себя специальные автомобили. Причем особенныене только по назначению, но и по конструкции. А в самом деле, что требуется от подземного автомобиля,а что нет?Стильный дизайн, мощныемоторы, идеально настроеннуюподвеску можно смело оставитьнаверху. Подземное авто должно бытьнебольшой высоты, с экономичными экологичным дизелем (динамикатут не важна, а вот кислорода желательно сжигать поменьше), обладатьнесложной подвеской и при этомминимальным радиусом разворота.Конечно, необходимы яркие, надежные фары, а вот стеклоочистителивряд ли потребуются. Очень важныйаспект – взрывобезопасность: в шахтахесть угроза скопления метана, так чтовсе электрооборудование и выхлопнаясистема должны исключать искрообразование (тут дизель вне конкуренции).GPS-навигатор под землей ни к чему,хотя неплохо бы иметь какой-то автономный его аналог. Спидометр еслии ставить, то оцифрованный максимум до 40 км/ч. Проще может бытьи система охлаждения: колебания температуры под землей минимальны.Исходя примерно из таких требований и собирают подземныемашины.254 За рулем 09/2012254-255_Underground.indd 25410.08.2012 10:16:28   Немецкая компания «Герман Паус» выпускает подземные микроавтобусы «Минка-18».Название образовано от нем. Mine (рудник) и англ.car (автомобиль). В машине 18 мест, двигатель«Дойтц» в 68 л.с. не имеет механической связис колесами – использован гидростатическийпривод. Высота автобуса 2,2 м, длина – 5,8 м.При таких параметрах удивляет дорожный просвет: 340 мм! Радиус разворота всего около 5 м.На этой платформе выпускают также санитарныйавтомобиль, пожарный (на снимке), грузовик,цистерну. Всё это изготавливают также во взрывозащищенном исполнении.  Подземный джип «Майнкэт-UT99C» делаетканадская компания «Индастриал». Двигатель«Камминс» мощностью 99 л.с. позволяет разогнаться до 35 км/ч. Проходимость, как и положено вседорожнику, отменная: клиренс 240 мм,ход подвески 178 мм, преодолеваемый подъем 20%. Хуже с радиусом разворота – целых 7,4 мпри длине авто 5,1 м. Мест в машине от двухдо девяти. В список опций включены кран,подъемник, пассажирская кабина... и стеклоочистители. Да, за них надо будет доплатить, еслив вашей шахте грязно и сыро!  Очень интересен самосвал«Индастриал-PMKT». Его шасси сочлененное, но это сделано для уменьшениярадиуса поворота, а не разворота. Потомучто разворачиваться машине вообщене нужно! В кабине два руля и два комплекта педалей, и водитель может сестьлицом в любую сторону. Кузов объемомот 8 до 12,5 м³ вмещает от 17 до 25 тпороды. При этом его можно быстрозаменить другим и получить, например, кран, подъемник, бетономешалку.Автомобиль способен преодолеть подъемдо 50%: штреки не всегда пробиваютгоризонтально.  Подземный самосвал AD30 от американского «Катерпиллера» – настоящиймонстр: его дизель Cat C15 ACERT развивает 408 л.с. Снаряженная масса – 30 т,объем кузова – 15,3 м³. Чтобы он могпроехать, высота туннеля должна бытьне меньше 4 м – немало, однако! А дляразворота ему потребуется площадкав 17 м. В общем, это мощная техникадля мощных выработок.  Этот электромобиль встал на вечный прикол в подземном музее соли штата Канзас. Каквидим, уже в давние времена думали о применении в шахтах экологически чистого транспорта, пусть и с примитивным дизайном. Сегодняк этому и другим экспонатам вас довезетколесный электропоезд, созданный компанией«Тэйлор-Данн» и совсем не страшный с виду.Ужасы приготовлены в залах…  Подземные автомобили выпускали и в СССР.Например, автопоезд РАФ-983-725 существовал в 20 экземплярах, работавших на одномиз солигорских калийных комбинатов. В неммогли ехать к забою со скоростью до 30 км/чбольше 30 человек. Для уменьшения радиусаповорота все оси прицепов сделали управляемыми с помощью дышла и системы тяг.На каждой единице стоял аварийный ручнойтормоз, о его включении предупреждал индикатор на панели приборов тягача. Стальныестенки прицепов имели толщину 3 мм. А еще –и это самое интересное – тягач был оборудованкаталитическим нейтрализатором, и это в 60-егоды прошлого века! Под землей использовалитакже модификации автобусов ПАЗ.За рулем 09/2012 255254-255_Underground.indd 25510.08.2012 10:12:51