Проездной в Европу. Путешествие по рецепту Peugeot Open Europe

Проездной в Европу. Путешествие по рецепту Peugeot Open Europe

Париж – Сомюр

Филиалы Peugeot Open Europe обосновались в крупных транспортных узлах старушки-Европы, включая, конечно же, аэропорт Шарля де Голя. Между терминалом и пунктом проката с другой стороны авиаузла курсирует микроавтобус. Формальности с документами были улажены в течение нескольких минут, после чего мы получили ключи от машин.

Разумеется, все они марки Peugeot, иных в меню «одноименной» программы нет. Что и к лучшему для турне по Франции с ее автомобильным ура-патриотизмом – на местных дорогах почти сплошь продукция национальной индустрии. Не вздумайте арендовать здесь немецкого «пижона»! Год назад довелось проехаться в окрестностях Марселя на новеньком Audi TT. Какая вокруг началась джигитовка! Я не узнавал учтивых галлов: меня подрезали, третировали клаксонами, испытывали на быстроту реакции и величину тормозного пути... А на любом Peugeot (в моем случае – дизельном универсале 308 SW с панорамной крышей) залетный гость по-свойски растворяется в транспортном потоке. По ходу дела замечу, что прокатная программа, конечно же, не ограничивается Францией, она «открывает» всю Европу.

Больше часа толкотни по загруженным пригородам Парижа, вдали промелькнул силуэт Эйфелевой башни... Наконец долгожданный съезд на дорогу в сторону Сомюра, и как-то сразу пошла глубинка с обширными сельхозугодьями. Франция открывается по-разному в зависимости от типа выбранных дорог. В стране обширная сеть платных и довольно дорогих autoroutes. Но заядлые путешественники в один голос твердят, что надо пореже сворачивать на «платники», не из экономии – увидишь с них не больше, чем из окна высокоскоростного поезда TGV. Гуру автопробегов предпочитают бездумно-созерцательное движение по уютным провинциальным шоссе с отличным покрытием и внятной разметкой. И я их понимаю. К красоте и непредсказуемости пейзажей привыкнуть сложно: аккуратные деревушки, пасторальные картинки с тучными коровами, ровными рядами виноградников... А на остановках жадно вдыхаешь воздух, вкусный и благоуханный даже на закате осени, его хочется цедить как хорошее бургундское.

Незаметно пролетели первые 340 км пути до Западной Луары, из них 168 км платные, съевшие 20,30 евро. Магниты долины, конечно же, средневековые замки, совершенно непохожие один на другой. Приземистый замок Брезе (владение славного рода де Кольбер) стоит наверху грандиозного «термитника». Подземное пространство на многие километры изрыто ходами, галереями, хитрыми переходами. Копали там с незапамятных времен, спасаясь от врагов, лихих людей и в какой-то момент вошли во вкус. В результате безудержного «метростроя» появились огромные погреба, пекарни, ледники для хранения продуктов, конюшни, «гнездовья» шелкопрядов. Гиды любят томить туристов в рукотворных пещерах, зато потом приятно вылезти наверх к ласковому солнцу и ароматерапии настоянного на липах и кедрах воздуха. А подлинный масштаб самого замка открывается со дна сухого рва глубиной 18 метров, так что обход Брезе напоминает прогулку по горному каньону.

Похоже, в окрестностях Сомюра троглодитское прошлое тяготеет над нравами местных жителей, они любят коротать вечера в пещерных ресторанах. Фирменное блюдо одного из них, Cave Troglo, – мучные лепешки, фаршированные рийетами, сыром, белой фасолью... Пекут их без остановки, может, чтобы жаровня не простаивала, изгоняя подвальную сырость.

Сомюр – Анже – Нант

Дорога D751 старательно повторяет изгибы Луары, над сонной гладью которой клубится утренний туман. А слева на скалистых кручах солнце отсвечивает розовым на стенах церквей, донжонов замков, монастырских построек, переделанных в люкс-отели. И все это на протяжении каких-то нескольких километров! В такие моменты в машине очень не хватает кнопки автопилота.

Внутри замков не так уютно, как снаружи, – даже в жизнерадостном, без гримасы мощных бастионов замке де Бриссак, который за его семиэтажную высоту прозвали «Гигантом Луары». Строенный-перестроенный, причудливый симбиоз готики и Ренессанса... Бредешь по гулким залам с гобеленами, охотничьими трофеями, балками с богатой росписью – интерьер страсть как хорош для корпоративной вечеринки, но жить здесь?! Терпеть частые визиты докучливых экскурсантов (посещение стоит 8,50 евро)? Однако гигант обитаем. Столик с семейными фотографиями открывает экспозицию. С них приветливо улыбаются жильцы: маркиз, старший сын тринадцатого герцога де Бриссак, его очаровательная супруга венгерско-канадского происхождения (к слову, бывшая балерина), четверо детей.

Знатные владельцы руководят обширным хозяйством и экономят на всем, чтобы не растранжирить наследство. В штате прислуги всего два человека. Бескрайние угодья приводит в порядок единственный садовник. Со стрижкой газонов ему, вроде бы, помогает сам маркиз. А две сотни залов замка убирает хрупкая горничная, с головой погруженная в неравное сражение за чистоту. Сдается, что платят золушке не очень: трудовые будни ей скрашивает дешевый плеер, а за шваброй на полу остаются разводы.

Любители мрачноватого антиквариата и кроватей с балдахином могут снять здесь апартаменты (390 евро за ночлег). Подсластить расходы можно мыслью о том, что в двух шагах от покоев находится комната Юдифи. Здесь в 1620 году произошло примирение Людовика XIII с его матерью Марией Медичи, вдовой Генриха IV, поднявшей войска против сына. Но сон постояльцев вряд ли будет крепким. Один из владельцев замка в конце 15 века расправился с женой Шарлоттой и ее любовником. Поговаривают, что призрак хозяйки бедокурит по ночам.

Очередной привалмы сделали в Анже. В центре города возвышается мощная цитадель с 17 башнями, в ней хранится самый большой средневековый гобелен «Ковер Апокалипсиса» длиной 104 метра.

К тому моменту альтернативы прокатному автомобилю для нас уже не существовало, поскольку в какую сторону во Франции ни поверни, все равно будет интересно. А на вопросы «где я?» и «что вокруг?» легко получить ответ в ближайшем центре по туризму, они повсюду. На стеллажах множество буклетов и карт с готовыми маршрутами: авто, вело, экологическими, пешеходными, гастрономическими, по местам ночной жизни и странствий святых... Нахлынувшее чувство свободы подкреплял и принцип all inclusive, лежащий в основе Peugeot Open Europe: неограниченный пробег, страховка всех рисков без франшизы, круглосуточная техподдержка.

Бросок до Нанта, который раскинулся у самого устья Луары, занял ровно час. Несколько слов о скоростных ограничениях на французских дорогах. В населенных пунктах нельзя двигаться быстрее 50 км/ч, на загородных шоссе три популярных лимита: 90, 110 и 130 км/ч. Местные водители в большинстве своем вежливы и дисциплинированны, сорвиголовы позволяют 5–8 км/ч лишку. На многорядных автобанах машины заскакивают на левую полосу только для обгона и тут же, учтиво мигнув правым поворотником, возвращаются обратно. По теории функции «гаишников» распределены между жандармерией на загородных трассах и дорожными отрядами национальной полиции, патрулирующей города. Но ни одного стража порядка увидеть так и не довелось. Зато на дорогах часто попадаются крупные панно, которые честно предупреждают об установленных радарах.

Светофоры во Франции довольно редки, при любой возможности на пересечении дорог организуют круговое движение. На одном километровом отрезке в Нанте я насчитал (под протесты вестибулярного аппарата) восемь таких развязок. Забудьте, чему вас учили в автошколе: в Европе кружат по-другому, уступая дорогу машинам при въезде, а потом двигаясь как по главной. Уже смеркалось, когда мы подъехали к довольно скромному отелю L'Hotel с нескромным видом на самое знаменитое сооружение Нанта – замок бретонских герцогов. В зависимости от размеров комнаты за постой берут от 80 до 140 евро с человека, завтрак обойдется в 9,90 евро.

Нант – Нуармутье – Ля Боль

В Нанте много средневековых кварталов. Но пресыщенные стариной горожане советуют взглянуть на диковину иного рода – огромного механического слона, которого придумали инженеры Музея необычных машин, есть и такой. Под деревянным корпусом скрываются многотонный стальной скелет, хитроумная гидравлика, сложные шарниры. Этот аттракцион почему-то больше нравится пенсионерам. Обгоняя малышей, они поднимаются на смотровую беседку на спине элефанта, а высотой он с трехэтажный дом. Человек со странной специальностью «водитель слона» занимает место в кабине, и махина приходит в движение, правдоподобно переставляет лапы, извивает хобот, а потом обливает зевак водой. В Нанте подобные чудачества очень уместны – все-таки родина Жюль Верна. И здесь уже чувствуется дыхание Атлантического океана, до него каких-то 80 км.

До острова Нуармутье с его вересковыми полянами и замком 12 века можно доехать по узкой бетонке длиной 4 км – финишному отрезку трассы D948. Слева и справа дорогу обступают обширные отмели. Картина занятная: по влажным после отлива, с лужицами морской воды просторам сосредоточенно бродят люди в резиновых сапогах, глубоких калошах, сразу и не разобрать, местные или приезжие. Переворачивают камни, ловко подхватывают удирающих крабов, сгружают в пластиковые ведра устрицы, гребешки. Все подступы к месту халявного промысла забиты караванерами. Но спустя несколько часов мы не смогли вернуться на большую землю проторенной дорожкой – она полностью ушла под воду! Напоследок прилив заглотил восклицательный знак на знаке вблизи въездного пандуса... Такая вот дорога-оборотень.

Хорошо еще, что остров соединяет с континентом другое шоссе с высоким горбатым мостом, которому нипочем океанские капризы. Нуармутье славится морской кухней, в уютном ресторанчике Le Grand Four подают огромное блюдо со свежайшими (что неудивительно), устрицами. А еще здесь готовят картошку с неповторимым вкусом, а все потому, что поля удобряют морскими водорослями.

В следующий раз мы «отдали швартовые» в Ла Боле – престижном атлантическом курорте с девятикилометровым песчаным пляжем, прозванным Берегом любви. Тихий и пустынный городок пленительно хорош в низкий сезон! За сомкнутым строем отелей первой линии впали в спячку великолепные виллы, выполненные в англо-нормандском и частью мавританском стиле. Ля Боль зажат между океаном, солончаками, пихтовыми лесами, и здесь особый микроклимат. Активная молодежь, самой собой, на море – гоняет на кайтсерферах в упряжке со змеями, а пожилые буржуа лениво просаживают деньги в казино или приходят в себя от финансовых потрясений в центрах талассотерапии.

Ля Боль – Ле-Ман – Париж

Позади 960 км дороги, пора было сделать первую заправку! За эту «дальнобойность» спасибо дизелю 1.6 на Peugeot 308 SW. Мотор экономичный (средний расход топлива во время пробега составил 6,1 л солярки на 100 км), тихий, он напористо тянул на всех режимах загруженную машину, все-таки четверо взрослых плюс увесистые чемоданы в багажном отделении. Прокатные будни показали, что универсал Peugeot 308 отлично подходит для долгих путешествий, когда на первый план выходят вместительность, хороший баланс ездовых качеств и комфорта.

Вопреки бытующему мнению, цены на дизтопливо и бензин в Европе почти сравнялись. На заправке Total на выезде из Ля Боля литр обычной солярки стоил 1,23 евро, с приставкой Excellium – 1,27, а литр 95-го бензина – 1,26 евро. Залили полный бак и с легкой грустью покатили обратно на восток. Последняя остановка была в городе Ле-Ман, который прославили 24-часовые автомобильные гонки. А потом направились по автомагистрали А11 в сторону Парижа…

В процедуре расчета на платных трассах нет ничего сложного. Тормозите у турникета, вручаете деньги кассиру или, если процесс автоматизирован, скармливаете купюры-монеты железному ящику. Но учтите, расчет может производиться при въезде на автобан или в конце платного участка. В последнем случае надо сохранить тикет до финиша, там и «оглашается» цена. Во Франции владельцы дорог устанавливают разную таксу, но если брать в среднем, километр пути обходится в 0,12 евро. В принципе, все расходы за пользование платными участками можно заранее подсчитать на полезном во многих отношениях туристическом ресурсе ViaMichelin (англоязычный сайт находится по адресу http://www.viamichelin.co.uk).

Пора прикинуть и остальную бухгалтерию. Наш пресс-тур продолжался пять суток, и это единственное отступление от правил: договор аренды в рамках Peugeot Open Europe оформляется для граждан России на срок от 17 дней. Разумеется, машину можно сдать раньше, но заплатив ту же сумму. Для примера, 17-дневная аренда хэтчбека Peugeot 308 с дизелем 1.6 в комплектации Premium обойдется в 696 евро. Если предположить, что в день путешественник будет преодолевать около 200 км, на дизтопливо уйдет 260–280 евро. Еще около 200 евро отберут платные магистрали (из расчета, что на них придется половина километража). Добавим 150–200 евро на парковку в городах. Выходит, что прокатнотранспортные расходы составят 1300–1400 евро. На проживание в отелях (55–60 евро за номер) и питание (50 евро в сутки на человека) потребуется порядка 1800 евро. Таковы инвестиции в атмосферу свободы, которую дарит путешествие на прокатном автомобиле...

Подпишитесь на «За рулем» в