«львовский» автобус

«ЛЬВОВСКИЙ» АВТОБУС

Сделать ровный низкий пол проще на шасси с заниженными осями, поэтому у «городского льва» передняя подвеска или с цельной низкой балкой, или независимая шкворневая на двойных поперечных рычагах, подобно старушке «Волге».

Хорошо, если пол у городского автобуса не выше 200–250 мм от дороги. Тогда и пожилой человек легко войдет в салон, и молодая мама закатит коляску. Однако с таким клиренсом даже по ровным европейским дорогам ездить небезопасно, поэтому в движении автобус приподнимается. «Вдох-выдох» делает пневматическая электронно-управляемая подвеска.

У нового MAНa стальные бока едва прикрывают арки колес. Остальное – вклеенное тонированное стекло. Спереди и вовсе узкая полоска стеклопластика – чтобы только разместить светотехнику и пристроить бампер. Зато водитель видит все, что творится у него «под носом».

В угоду экологии дизели городских автобусов на Западе душат нещадно – уложиться бы в шум да в драконовы Евро. Все дизели – рядные «шестерки» с турбонаддувом, интеркулером, топливной системой «коммон рейл» – отвечают нормам Евро III. Самый большой – 12-литровый D2866, дефорсированный с 410 до 260 л. с. Второй D0836 почти вдвое меньше объемом, но силой не обделен – 6,9 л, 280 л. с. Третий – D2066 представлен только весной 2004 года. При сопоставимой с D2866 мощности и лучшей топливной экономичности он легче на 100 кг. Еще одна его особенность – раздельная циркуляция масла и охлаждающей жидкости в блоке и головке.

Сзади портальный мост: его балка расположена гораздо ниже осей колес. Сам MAН их не делает, а покупает у давнего партнера ZF. Тем более что мосты нужны своеобразные – с главной передачей, максимально смещенной влево.

Чтобы максимально увеличить площадь салона, автобус обули в сверхширокие одинарные шины. При той же грузоподъемности они на треть у’же спаренных – арки получились компактней.

Из-за частых остановок на маршруте коробки передач городских автобусов должны быть только автоматическими. Переключатель справа на панели как раз и управляет коробкой. На MAН их поставляют «Фойт» и ZF. «Фойт» делает классические ГМП с гидротрансформатором, четырехступенчатым планетарным редуктором и широким применением электроники. ZF – шестиступенчатую механическую, где сцеплением и переключением передач управляет через пневмоцилиндры электронный блок, связанный с блоком управления двигателя. Хотя конструкции принципиально разные, в работе они одинаково удобны. Тянуть же на всю длину автобуса тяги или тросы не нужно – достаточно пучка проводов.

Ради низкого ровного пола двигатель разместили необычно для автобуса – поперек и вертикально. Благодаря этому уменьшился задний свес, а о моторе напоминает только высокий и узкий кожух в салоне под задним стеклом. Обратите внимание: сиденья крепятся растяжками-поручнями к потолку, ничто не мешает уборке. Есть вариант планировки с креслами вдоль бортов в ущерб числу сидячих мест.

В 2001 году объединились два производителя автобусов «Неоплан» и MAН. «Дитя» альянса, названное НЕОМАН (NEOMAN), вышло на третье место по объемам продаж в Европе, а его родители получили возможность собирать унифицированные автобусы. Но внешне индивидуальность сохранили. MAН назвал свои автобусы «львами» – фигурки их появились на облицовках с начала 70-х, после объединения с «Бюссингом».

Львиное семейство делится на классы: Star – туристические, премиум-класса, Coach – туристические, стандартные, Regio – междугородные маршрутные, Classic – маршрутные городские и City – низкорамные городские.

Фото: MAN

Подпишитесь на «За рулем» в