На чем ездим

НА ЧЕМ ЕЗДИМ

Это я к тому, что у нас, в России, даже многие региональные управления ГИБДД (о более мелких не говорю) по-прежнему не оборудованы хотя бы старенькими компьютерами, а о единой сети в масштабах страны и говорить не приходится. Стоит ли удивляться, что ежегодные данные о состоянии автомобильного парка сам ДОБДД МВД РФ получает и обрабатывает только к концу марта (!). При этом сведения собирают по примитивной схеме, где все легковые автомобили делят на отечественные и иномарки, а последние – лишь на собранные в РФ, праворульные и ЗАЗы. Нам в журнале приходится делать, считай, титаническую работу, чтобы отделить «ниссаны» от «запорожцев» и определить, сколько в регионах и в целом по стране иномарок и каких именно. Результатами очередной такой работы мы поделимся в последующих номерах журнала и в нашем ежегоднике «Россия за рулем – 2005», а пока обратимся лишь к некоторым кратким итогам.

По уровню ВВП мы, как известно, отстаем, но есть показатель, которым можем гордиться: уже много лет Россия опережает старушку Европу по темпам роста автомобильного парка. Если там в разных странах он составляет 1–2% в год, то у нас стабильно 4–5%. А год 2004-й вообще побил все рекорды: парк вырос аж на 7,1% и на 1 января 2005 г. составил 24 208 019 легковых автомобилей! Выходит, что сбываются самые смелые прогнозы и к концу десятилетия в России будет 30–33 млн. легковых машин. Но не станем забегать так далеко: делать в нашей стране прогнозы порой бывает даже опасно. Лучше посмотрим, на чем ездим сегодня.

В КАПИТАЛИЗМ – НА ЗАДНЕМ ПРИВОДЕ!

Не будем этого стыдиться, а лишь воспримем как данность: самые массовые автомобили в стране – по-прежнему производные от «копейки», модели «классического» семейства АВТОВАЗа. Они по сей день лидеры продаж и в нашем автопарке занимают добрую треть – 31,5%. Радует одно: очень медленно, но все-таки доля их сокращается: год назад было 33%. Глядишь, к концу десятилетия цифра опустится до 20% – с введением норм Евро II продажи «классики» должны резко упасть.

На втором месте у нас – иномарки! Количество их ныне растет куда более быстрыми темпами, чем отечественных, и в нынешнем году, по некоторым осторожным прикидкам, в РФ впервые в истории они могут составить половину продаж (в 2004-м соотношение было примерно 65:35). За последний год доля иномарок выросла с 16 до 19,4%, а в некоторых регионах она еще больше, но об этом чуть ниже.

Можно сказать, не изменилась доля семейства «Самара» (она равна 10,5%), но это легко объяснимо: «восьмерки» и «девятки» в России сняты с производства, а «самары-2» не намного дешевле более современных «десяток» и продаются без ажиотажа. Заметен прогресс в продажах «десятого» семейства: их доля выросла с 3% в 2003 году до 4,6% – в 2004-м! Оценили все-таки наши земляки, может, и не слишком внешне привлекательные, но наиболее технически продвинутые и безопасные сегодня отечественные машины. Теперь их на наших дорогах более 1,1 млн. Правда, в автопарке РФ они занимают пока лишь шестое место.

На четвертом – у нас идут (или ползут «за древностью лет») самые разные «москвичи», последний из которых (в виде набора «Сделай сам») вышел из ворот АЗЛК четыре года назад. Их в стране вдвое больше, чем «десяток», – целых 2,2 млн., но, видимо, век их недолог: порой отсутствие и дороговизна запчастей не позволяют, как раньше, продлять им жизнь, так что путь один – на утилизацию.

На почетном пятом месте с долей парка в 6,6% – «волги». Причем в ГАИ при составлении отчетов по-прежнему кропотливо отделяют «двадцать первые» от «двадцать четвертых», GAZ 3102 от GAZ 3110, а еще отдельно подсчитывают GAZ 3111 (лучше бы, право, «тойоты» от «фольксвагенов» отделили). Наконец, ставшие заграничными, но при этом в основном древние «запорожцы» (в отличие от ГАИ, мы их в иномарках, естественно, не числим). Количество ЗАЗов (и соответственно их доля) в автопарке России сокращается (за год с 6 до 4,5%): видимо, заработала система сбора платежей через налоговые органы – пошли снимать с учета «покойничков».

Отметим попутно, что в новые времена в одной из самых снежных стран мы по-прежнему привязаны к заднеприводным машинам – их у нас на учете аж двенадцать с лишним миллионов – ровно половина всего парка!

Дальше идут столь любимые в стране полноприводные «нивы» и УАЗы. Вместе с новенькими «шевроле-нивами» отечественные вседорожники, между прочим, занимают у нас 6,8% парка! А как иначе, если во многих регионах одни направления вместо дорог…

И последнее, на чем стоит остановиться, – за год у нас в 1,5 раза выросла доля городских «малышей», автомобилей «Ока». С учетом роста продаж иномарок типа «Дэу Матиз» можно считать этот сектор рынка наиболее развивающимся. И это при том, что наши производители продолжают из года в год «клепать» ограниченным тиражом одну и ту же устаревшую модель…

ИНОМАРКИ: КАЖДАЯ ТРЕТЬЯ

Парк иномарок в стране растет из года в год, причем (отметим с большим знаком плюс) не столько за счет «автохлама», как в 90-е годы, а благодаря совсем новым машинам. Так, в прошлом году пополнение «нулевыми» иностранными автомобилями составило 410 тыс., из которых почти каждый третий был собран в России!

Прогноз на 2005-й еще более радужный: полмиллиона новых «иностранцев», из которых 160–180 тыс. родом из Тольятти, Всеволожска, Таганрога, Калининграда, Москвы…

Но это – опять в будущем. Пока же иномарки по регионам распределяются очень неравномерно. В лидерах по абсолютному количеству – конечно же, столица, где их 832 тыс., но в Москве и самый большой автопарк – 2 млн. 512 тыс. В относительном же исчислении Белокаменная – не более чем крепкий «середнячок» со своими 33,1% иномарок. В Санкт-Петербурге и то доля выше – 36,7%, а вот в лидерах, естественно, Приморский край (82,8%) и Калининградская область (78,5%). Там давно забыли, как выглядят новые «самары» и «орбиты». Самой же патриотической следует признать родину Ильича: на учете в Ульяновской области состоит лишь 3% иномарок – в 6,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Одно только нелогично – почему новые модели своих уазовских вседорожников обозвали там Hunter и Patriot?

Подпишитесь на «За рулем» в