Выбираем подходящую АЗС. Полный бак ... и дюжину пива!

Выбираем подходящую АЗС. Полный бак... и дюжину пива!

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Древние стрелочные ТРК (топливораздаточные колонки) лучше объезжать десятой дорогой. Аптекарской точности от них не дождешься, зато способы «настройки» примитивной конструкции хорошо знакомы многим поколениям предприимчивых торгашей.

Современные образцы устроены по-иному. Здесь нет собственного насоса – топливо гонят погружные помпы хранилища. Разница принципиальная – при избыточном давлении в магистрали не образуется паровая пробка, которую так соблазнительно продать по полновесной цене. Внутри – отмеряющее устройство с управляющим и предохранительным клапанами, фильтры (в том числе магнитные) и компрессор пароотсоса. Топливные пары через «юбку» на жале заправочного пистолета и двухслойный шланг утилизируют в топливные емкости. В основании пистолета – разрывная муфта, позволяющая рассеянным без потерь покидать заправку, не дождавшись окончания процесса (см. ЗР, 2005, № 10, с. 274). Венчает хозяйство электронный счетчик, снабженный собственной климатической установкой. Точность – вежливость королей, пусть даже бензоколонки!

Но ТРК – лишь вершина айсберга. Прежде чем топливо потечет из носика, его надо доставить и сохранить. Схема четко отработана. Полная автоцистерна заезжает в зону приемки и терпеливо ждет 20 минут – для отстоя «пены». Крупные компании предпочитают собственный транспорт – проще блюсти график доставки и чистоту тары (чтобы в бензовозе даже изредка не возили мазут). Затем старший смены берет пробы: на мехпримеси (визуально), воду (на дно мерной посуды наносят водочувствительную пасту, которая в присутствии влаги изменяет цвет), а также измеряет плотность и температуру, сравнив показания с накладной. Лишь после этого открывают кран – и топливо через фильтры устремляется в емкость – зону ответственности группы хранения.

Казалось бы, невелика хитрость – хранить бензин в закопанной бочке! Ошибаетесь – в недрах кроется немалый интерес и продавца, и покупателя. Ведь на колонках горючее льют по объему, который при прочих равных зависит от температуры. На «легком» литре владелец (в противовес потребителю) может кое-что заработать, а на «тяжелом» – потерять. Но как договориться с погодой? Чтобы не рисковать, современные топливохранилища делают двухслойными, заполняя промежутки между стенками специальной жидкостью. В таком термосе топливо сохраняет более-менее стабильную температуру и не насыщается влагой – ведь в постоянном микроклимате не образуется конденсат. Контроль автоматический – комплекс «Струна-М» следит за уровнем, показаниями термометра и плотностью содержимого, выводя параметры на экран. Отдельный прибор постоянно оценивает уровень загазованности технологического колодца, служа одновременно экологии и безопасности.

Пронизать взглядом земную твердь дано не каждому, так что устройство подземных хранилищ придется оценивать на глазок. В основном, по уровню оснащения АЗС – лицо, как правило, соответствует изнанке.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Как ни велика стоимость оборудования, основную ценность комплекса составляют люди. Лишних или случайных тут нет. Даже штатные операторы ТРК, заменившие в конце 90-х

подрабатывавших на раздаче бомжей и афроамериканцев, – дипломированные специалисты. Ведь каждый прослушал спецкурс по правилам поведения с клиентом, общей и пожарной безопасности. Двоечник долго не продержится – система видеонаблюдения позволяет контролировать работу каждого поста. Особое внимание кассе. Здесь на видео записывают не только процесс купли-продажи услуги, но и показания кассового аппарата. В случае чего время (в пределах 14 дней) можно запросто повернуть вспять! А говорят, слово – не воробей…

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Что бы ни подсказывал внутренний голос, в выборе АЗС лучше доверять логике. Если предстоящее знакомство – шапочное, можно ориентироваться на популярный бренд и современные ТРК. Если ищете «суженую» на всю жизнь, присмотритесь внимательнее.

Начинать, в любом случае, надо с вывески. Нефтяные компании, торгующие собственным товаром, предпочтительнее. Популярное имя стоит дорого и старательно охраняется. Обладатели таких имен даже обзавелись лабораториями для внезапных проверок качества – своего же топлива на собственных АЗС.

Правда, фирменная заправка может не принадлежать компании, работать под ее вывеской – по договору. Увы, некоторые недобросовестные партнеры скомпрометировали идею – и сотрудничество постепенно пошло на убыль. Имя истинного хозяина можно прочитать на паспорте топлива (документ должен быть выставлен на всеобщее обозрение), лицензии или кассовом чеке.

Количество постов и сортов топлива ни о чем не говорит. Может быть, здесь под АЗС просто отвели мало места, а на бензин А-80 нет спроса. Зато комплекс любого размера и внутри, и снаружи должен ярко сверкать чистотой. И клиенту приятно, и безопасность на высоте – пролитое топливо, к примеру, огнеопасно.

Посмотрите за работой операторов ТРК. Лишь обученный человек знает, куда деть пробку заливной горловины (лакированный кузов – далеко не лучшее место). Хорошо, если руководство контролирует персонал – убедитесь, есть ли камеры видеонаблюдения.

Жалобная книга нынче не столь актуальна – куда лучше горячая линия! Ее телефоны должны быть расклеены на самых видных местах – обратите внимание!

Пару слов о системе оплаты. Кто-то думает, будто деньги вперед берут из-за недоверия. Мол, зальет – и смотается! Вовсе нет. Ведь у нас ныне здравствуют обе схемы – до и после. Просто после платить удобнее, если заправляешь полный бак (неизвестно, сколько топлива туда влезет), до – коль известен объем или сумма. Чтобы заплатить, не придется дожидаться конца заправки, а ведь время – деньги!

О ценах: в округе один литр у всех стоит почти одинаково (дополнительные услуги в цену топлива, как правило, не включают). А за дешевизной гоняться опасно – суррогатом недолго насмерть отравить свой автомобиль.

ПРАВО ГОЛОСА

Вдохновившись идеей отыскать идеальную кормушку для своего железного коня, мы, не откладывая, принялись за дело. В зоне шаговой доступности от географического центра одного из микрорайонов столицы насчитали целых восемь АЗС. Отдельные элементы цивилизации присутствовали повсеместно, но полностью удовлетворить привередливых клиентов, увы, не смогли нигде. Начнем с брендов: из двух «ЮКОС», двух «ЛУКОЙЛ» и одной «Сибнефти» не нашлось ни одного хозяйского, все были взяты напрокат. Смысл заимствований персоналу остался неведом – вроде бы «имя» благотворно влияет на качество топлива. А нам показалось, это неплохой способ обойти стандарты корпораций. Так и делают – где-то не вывешивают паспортов на топливо, где-то сэкономили на заправщиках (мы-то знаем, что специально обученный человек – фактор безопасности!), где-то не пускают в туалет.

Впрочем, с дополнительным оборудованием, хоть и не в таких крайних формах, экспериментируют почти все. Взять, скажем, пост для бесплатной подкачки колес. Нажать кнопку на аккуратном ящике сможет любой. Но стоит демонтировать кожух – глядишь, оголившаяся компрессорная головка с ресивером и шлангами начинает отпугивать неподготовленного клиента. Разумеется, заправщик все сделает за небольшую мзду. И это не худший вариант. На одной из заправок пост замотали ржавой цепью, на другой – накрыли чехлом с надписью «временно не работает». То ли ресурс берегут, то ли деньги девать некуда…

Системы общественной безопасности представлены видеокамерами, охраной, решетками на окнах и многослойными зеркальными стеклами. Со стороны зеркала привлекательнее решеток, но впечатление обманчиво. В беседе с собственным отражением все же есть нечто унизительное. Безопасность технологическая не столь очевидна. Огнетушители кое-где смахивают на выкрашенные кисточкой муляжи, громоотвод имитирован куском проволоки на столбе освещения, а подозрительного вида лужи попадаются даже на солидных заправках. Персонал уверяет, что это вода – конденсат от автомобильных кондиционеров. Все равно боязно – вдруг бензин, а ведь под машиной – раскаленный нейтрализатор!

Впрочем, существует верный способ утешиться, не отходя от кассы, – выбор алкогольных напитков в иных мини-маркетах поражает воображение. Есть все – от «лакировочного» пива и простонародной водки до изысканных коньяков и экзотической текилы. Не захочешь, а выпьешь. Тем, кто не дружит с зеленым змием, предлагают купить несколько сортов ароматных сигар или приобрести кальян с набором снадобий. Не заправка, а китайский квартал!

А вот уголок автомобилиста убран, как правило, не столь богато. Несколько видов дворников (чаще для дорогих иномарок), всевозможная автохимия, аккумуляторы и моторные масла. Хотя на это пенять нечего – АЗС все же не магазин запчастей.

Посовещавшись, мы свой выбор сделали. Приглянувшаяся колонка, кстати, оказалась не фирменной – договорной. Так что дело, как видите, не в форме собственности, а в подходе к работе. И сегодня процесс «очищения» АЗС, как говорится, пошел. Мы, потребители, в нем участвуем, ведь наш рубль – полноправный избирательный бюллетень. Так отдайте его с толком. Все на выборы!

Подпишитесь на «За рулем» в