Гоночная экипировка. На гонки в исподнем

Гоночная экипировка. На гонки в исподнем

И если судья просит продемонстрировать пилота свое белье – значит, нужно незамедлительно предъявить нашитую на нем омологационную лычку. В противном случае – не допустят на старт потому, что по правилам Международной автомобильной федерации (ФИА) тело пилота должно быть полностью защищено от огня, а один лишь комбинезон с этим справиться не в состоянии. Рассказ о «комбезах», их различиях вы можете найти в ЗР, 2005, № 11, а сегодня познакомимся с гоночным бельем, перчатками и обувью.

БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Комбинезон не закрывает кисти рук пилота, его ступни и голову, а без этого защита будет неполной. Чтобы при пожаре гонщик не получил ожоги, нижнее белье, подшлемники, перчатки, ботинки и даже носки тоже изготавливают из огнеупорного материала.

В производстве гоночного исподнего сегодня повсеместно применяют номекс (nomex) – тот самый, из которого шьют комбинезоны, только в мягком, «трикотажном» исполнении. Нижнее белье выполняет две функции. Это дополнительный термобарьер, повышающий эффективность защиты от огня на 20%, и средство гигиены. «Трикотажная» структура как раз и нужна белью, чтобы создать пилоту максимально возможный комфорт в условиях повышенного потоотделения. Кроме того, совсем не лишний дополнительный мягкий слой между достаточно жестким комбинезоном и телом гонщика. В конце концов, представить профессионального пилота, надевающего современную экипировку поверх обычных кальсон и майки, куда сложнее, чем гонщика формулы 1, который выбирается из кокпита болида в… валенках. Те же самые функции выполняют подшлемник и носки – они создают термозащиту, комфорт и эстетику, присущую спорту высоких скоростей.

Каковы же особенности гоночного белья и чем отличаются разные модели? Для пошива нижнего белья и подшлемников применяют несколько разновидностей номекса. Первый – традиционный «трикотажный» – предлагают все компании – производители амуниции. Вторую, особо мягкую модификацию номекса используют только крупные производители: Stand 21, Sparco, OMP. Итальянцы из «Спарко» пошли еще дальше – они делают белье из материала с углеволокном, который называется кармит (carmyth). И не только белье. Плотность уникального комбинезона X-light 270–270 г/м2 (у обычных этот показатель – 400–420 г/м2), при этом он замечательно справляется со своими огнестойкими задачами. Его внутренний, «гигиенический» слой сделан из кармита. Так что будущее экипировки видится в комбинации номекса с углеволокном – это и легкость, и огнестойкость, и эластичность.

Разработан и «гражданский» вариант кармита – он обладает уникальными термическими свойствами, прекрасно вентилируется, не промокает и т.д. Из него выполнена новая коллекция одежды «Спарко» для поклонников автоспорта – тех, кто предпочитает гоночный стиль и в повседневной жизни. Обыкновенная на вид демисезонная куртка обеспечивает тепло, легкость, комфорт при 20–25-градусном морозе и сильном ветре.

ЛАДОНЯМ И ЛОДЫЖКАМ

Гоночная обувь и перчатки должны отвечать тем же стандартам ФИА, что и нижнее белье, подшлемники, носки. Однако у них своя специфика. Например, ботинки – информативная часть экипировки пилота. То есть они должны быть не только безопасными и комфортными, но и помогать гонщику «чувствовать» педали.

С этой целью гоночную обувь обрабатывают специальной пропиткой, придающей термическую стойкость коже и замше, а кроме того внутренний слой ботинка делают из огнеупорного номекса. Комфорт предопределяет удобная колодка – некий слепок, по которому будет изготовлена та или иная модель обуви. За информативность же отвечают форма и материал подошвы. Крупные фирмы, проектируя ее, даже патентуют свои ноу-хау. Достаточно сказать, что та же «Спарко» разрабатывала состав подошв совместно с шинным гигантом «Пирелли». Не удивительно, что их рисунок напоминает протектор гоночных дождевых покрышек. А подошва гоночного ботинка, между прочим, должна обладать отменными сцепными свойствами, быть маслобензостойкой, достаточно прочной, но при этом гибкой и мягкой.

[caption id="attachment_187252" align="aligncenter" width="150" caption="Последний писк гоночной моды – наружные швы и минимум кожаных или

замшевых вставок. Этикетка подтверждает соответствие перчаток свежим стандартам ФИА.

"]

[/caption]

Перчатки тоже контактируют с органами управления автомобилем, а значит, и они – информативная часть экипировки. Вместе с номексом при их пошиве применяют вставки из кожи или замши с пропиткой. В таких перчатках рулевое колесо надежно лежит в руках пилота. Не так давно получили распространение модели с внешними швами. Новшество быстро стало популярным, и сейчас 70% пилотов используют именно такие перчатки – менее эстетичные, зато более комфортные. Существуют и достаточно экзотичные модели, которым вполне можно присвоить характеристику «хай-тек»: на некоторых есть дополнительные элементы защиты с внешней стороны из кожи и даже кевлара. Обычно это необходимо пилотам «формул» с тесным кокпитом, где при переключении передач кулак за что-нибудь задевает. Нелишней будет такая защита и в картинге – там травмировать руку может камешек, вылетевший из-под колеса впереди идущей машины.

НОВЫЙ ЗАКОН

Разумеется, гоночная экипировка должна соответствовать строгим международным стандартам. На протяжении последних десяти лет действовало правило ISO 6940, регламентирующее требования к обуви, перчаткам, подшлемникам, нижнему белью и носкам. С 2000 года на названные здесь предметы экипировки введен стандарт FIA 8856-2000. Требования его вступили в силу не сразу, что позволило растянуть смену экипировки еще на несколько лет. Но с 1 января 2005 года послабления уже не действуют. Если у пилота, стартующего на официальных соревнованиях ФИА, амуниция с просроченной омологацией, его не выпустят на трассу.

Столь жестких требований к исподнему нет в картинге – там акцент на защиту от механических повреждений. Амуницию, в том числе и белье, проектируют здесь без учета «жароустойчивой» составляющей. Это дает выигрыш в комфорте – не так давно на смену традиционным хлопчатобумажным тканям пришел материал кулмакс (coolmax) – разработка фирмы «Дюпон», обладающая воистину уникальной способностью отводить от тела влагу. Из него делают подшлемники, носки и белье с эффектом «охлаждения». Похожая ситуация с обувью и перчатками. Защита от огня не обязательна. Главное, чтобы перчатки были длинными и прикрывали кисти рук, а ботинки достаточно высокими для защиты лодыжек.

Как видим, поворошить чужое белье все же стоило. Хотя бы для того, чтобы понять – в гоночной амуниции нет мелочей. Каждый элемент экипировки, созданный усилиями множества специалистов, нужен, прежде всего, для безопасности. О чем не стоит забывать как молодым, так и опытным пилотам.

Подпишитесь на «За рулем» в