Умереть молодым…

Умереть молодым…

Случай первый: Адреналин для туристов

Вот такую дырку в блоке сделала маааленькая шпилька! Опосредовано, конечно! А какой был БАХ!

Как-то летом летел по Ладоге пассажирский катер, полностью забитый иностранными туристами, желающими прикоснуться к реликвиям Валаама. Вдруг – сначала несильный щелчок из моторного отсека, через минуту – дым, а потом – сильнейший удар и …. тишина! Только плеск волн о борт ка-тера. Реакцию иностранцев, наверное, описывать не надо.

Мотор, так огорчивший туристов – высокооборотный дизель, заокеан-ской конструкции и итальянского производства. И отходил он к тому момен-ту всего 400 моточасов – младенец еще. Вскрытие же показало картину, характерную для «гидравлического удара» – то есть ситуации, когда в цилинд-ры попадает какая-то жидкость, встающая «стенкой» на пути движущегося поршня. Итог прост – дыра в блоке, оборванный шатун, разваленный пор-шень: в общем, мотор ремонту не подлежит. Но – почему, откуда? Специали-сты сервис-центра своих версий выдвинуть не смогли…

А было все так. Для начала, через 100 моточасов (!) работы на нашем дизтопливе вышел из строя топливный насос высокого давления. Специалист сервис-центра, меняя его, случайно упустил в картер монтажную шпильку, а вылавливать ее поленился. Долгое время она лежала где-то в поддоне, но ко-гда катер особо неудачно тряхнуло на волне, она попала в зубчатое зацепление масляного насоса. Следы на шестернях, кстати, остались, да и изуродованную шпильку нашли. Вылетев оттуда, она пробила переднюю крышку мотора. Это и был первый щелчок, с которого все началось. Через образовавшуюся дыру на раскаленный выпускной коллектор полилась струя масла – пожар! А воздушный фильтр на этом дизеле был бескорпусным – просто фильтрующий поролоновый элемент: понятно, что он мгновенно сгорел. А масла – море, струей хлещет из дыры! Через ничем не прикрытую впускную трубу компрессор насосал его в цилиндры. Вот вам и главный ба-бах!

Хорошо, что дизелей было два, а шторма в этот день не приключилось, а то мини-Титаника не миновать!

Красивые и ужасные последствия гидроудара – шатун погнут, поршень – вдребезги!

Случай второй: Корейское несчастье

Катался себе корейский грузовичок, новенький и гарантийный. Рабочая лошадка – даже, скорее, ослик. Тысяч 30 всего-то и проехал! А потом вдруг резко так задымил, масло начал потреблять ведрами, пускаться по утрам перестал. Сервис-центр, как обычно, во всем обвинил владельца.

Когда мотор вскрыли, увидели подранные цилиндры и, что, забавно, сломанные ровно пополам первые поршневые кольца, причем во всех цилиндрах! Вторые и маслосъемные кольца, а также вкладыши и шейки валов были в идеальном состоянии!

Что же случилось? Ситуация – достаточно редкая! Именно такая картина наблюдается в случае, когда смыкаются замки поршневых колец. Принято думать, что по мере изнашивания мотора зазор в замке кольца может только увеличиваться. Мысль понятна – размер цилиндра растет, и кольцо, разжимаясь, отслеживает износ увеличением размера зазора в замке. Но при этом в блоке есть одно место, где при нагреве определенная зона цилиндров будет деформироваться… внутрь! Это – верхняя плита блока цилиндров, куда не доходят полости охлаждения. Тут имеет место так называемая «стесненная» деформация. Свободной деформации цилиндра мешают соседи – они ведь тоже расширяться хотят. Вот и получается, что окружность цилиндра превращается в эдакий эллипс – перемычки между цилиндрами деформируются внутрь цилиндров, а внешние стенки – наружу. Но – только в верхней части, ведь внизу, там, где полости охлаждения расположены, свободному расширению по всей окружности ничто не мешает.

Поршневые кольца превратились в полукольца – перегрузили ослика!

А дальше – просто! Жесткое первое поршневое кольцо реагирует на уменьшение диаметра, сжимаясь. Зазор в замке уменьшается. И, если мотор перегреть, то замок может и закрыться – кольцо из разрезного становится «сплошным». А дальнейшая попытка его пропихнуть в деформированный цилиндр приводит к тому, что оно лопается, причем именно напротив замка – что мы и видели! Вторые и маслосъемные кольца туда просто не доходят – вот они и остались в идеальном состоянии. Ну, а задиры на цилиндрах и поршнях – это уже следствие сломанных колец.

А перегрев, кстати, действительно был – об этом говорит характерная накипь в полостях охлаждения. Не надо было грузить ослика слоновьим грузом!

Случай третий: Неудачный заезд

А это – и причина, и последствие! Причина – перегрев, накипь в полостях охлаждения соврать не даст. А задиры цилиндров – следствие разрушения колец.

Приехал в тюнинговую мастерскую один стритрейсер. Очень его заело то, что уже давно ни одного заезда выиграть не может. Сделали его «десятке» серьезное вливание – и головку довели, и распредвал злой поставили, и клапана доработали, и «прямоточку» вместо штатного глушака воткнули. А еще – чип-тюнинг и, что особо важно для нас в этом случае, поршневую заменили на усиленную, кованную!

Все классно! А через пару дней злой клиент едет к нам: машина ды-мит, дергается на холостых, былой прыти – как не бывало! Что за чертовщи-на такая, проехал-то всего 80 километров! Вскрыли мотор, выдернули порш-ни и увидели чудо! Новые, не успевшие даже всерьез закоптиться поршни, остались без кольцевых перемычек! Причем вынесло их на трех поршнях из четырех – и не только первые, но и вторые.

Естественно, поинтересовались у клиента – как это? Говорит, что все, мол, как обычно – только попробовал «постукаться» с ребятами на очеред-ном заезде. И как только за 6000 оборотов вылез, тут все и началось! Почему? Тут-то мы и обратили внимание на характерно поврежденные вкладыши подшипников – сеточку мелких царапинок на них. А такая картина бывает, когда мотор неграмотно прирабатывается с кое-какими присадками к маслу – типа геомодификаторов трения. И наш "гонщик" раскололся – действитель-но, чтобы уж совсем летать, залил он в масло сразу две бутылки одного чудного снадобья, одно название которого обещает дикий форсаж мотору.

Выбитые канавки кованного поршня, да еще после 80 километров пробега! Это нонсенс, но с другой стороны – вполне очевидное следствие неправильной технологии использования присадок.

Что в этом плохого? Ничего… Но дело в том, что приработка мотора с такими препаратами требует очень внимательного и бережного обращения с ним на начальной стадии. А эта стадия может растянуться до 5…6 тыс. км. Ведь подобные составы, по своей сути – композиции минералов, в просторечии – песочек, правда, хитрого состава и фракционности. И, пока состав не войдет в структуру металла, узлам трения приходится очень несладко. А тут – сразу "педаль в пол", да еще в форсированном варианте! Вот и вкладыши повредил, и даже на особо прочных поршнях перемычки вынес.

САМЫЙ СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ

Вы обратили внимание, что во всех случаях мотор не был виноват? К летальному исходу приводил только человеческий фактор. В общем-то, убить мотор нелегко, но если очень постараться, то нет ничего невозможного… Вот только нужно ли к этому стремиться?

Подпишитесь на «За рулем» в