ВИСокосный день

ВИСокосный день

Мы предвкушали натуральный отдых. И когда на месте встретили команду из одних лишь полноприводных пикапов, еще могли заподозрить, что задумана не просто прогулка по грунтовкам. Но бдительность усыпил подъехавший мини-автопоезд ВИС. На нем-то в суровую грязь они не полезут!

Дорога к началу триал-трассы вовсе расслабила: у подножия гор над широкой в этих краях искрящейся на солнце Волгой вьется узкая асфальтовая дорога. Вдоль обочин лениво бредут парочки в ярких шортиках. Еще бы кипарисов и – курорт! Встречаются стены, выложенные из камня. Поблизости находятся таинственные заброшенные штольни, о которых, наверняка в подробностях, известно местным Томам Сойерам... «Оказывается», наша Россия тоже красива (почти стихами), места действительно на редкость живописные. Кстати, именно здесь стоит маленький музей – деревенский дом, где жил Репин в период создания картины «Бурлаки на Волге». Неудивительно, что работал и живописал с вдохновением...

Да, пора вспомнить о работе. Эй, что это они делают? Зачем-то оставляют мини-автопоезд на стоянке перед въездом на грунтовую дорогу. Так и не почувствовав подвоха, мы продолжали вертеть головами на местные «природы», как вдруг за поворотом шлепнулись в лужу. Самую первую в длинной, припасенной организаторами череде. Под конец происходящее и вовсе походило на Camel Trophy в облегченном варианте For Dummies – для начинающих.

...Стоит вылезти из кабины – и по колено квакнешься либо в жижу, либо в крапиву, так что сейчас мы полностью заВИСим от машин. Прямо по курсу новое бурое озерцо из серии «про танк» – оно-то для каравана пикапов точно окажется последним. Головной пикап с полного ходу опровергает опасения, он набрасывается на очередную порцию супа из воды-грязи-веток, расплескивает окрест неаппетитные фонтаны и продолжает путь. В основе всех автомобилей – «Нива»! Но, как говорил известный персонаж, «я» бывают разные.

Итак, первым идет серийный ВИС-2346, первый и долгое время единственный представитель 4х4 в гамме фирмы, он же та «печка», от которой двигались к идее развития ряда полноприводников. С некоторых пор маркетологи фирмы тщательнее прицеливаются в покупателей спецтехники. И вот результат: по пятам следуют два воплощения предсерийных идей. Возвышенно-комфортабельный ВИС-2348 (помашите нам!) и сочлененный ВИС-2346Э «Капрал». По размеру, весу, динамике и обещанным ценам прототипы близки к 2346. По смыслу – очень разнятся.

Белым по черному

ВИС-2348 призван стирать эффектными и широкими колесами грань между городом и провинцией: в его случае шасси 2346 дополнены более «легковой» кабиной, половиной кузова Lada 2115. Модель с расчетом годового выпуска на 200–250 экземпляров изготовили в двух вариантах, похожих как братья-близнецы, один из которых по своим представлениям о моде оделся на свидание со спортсменкой и комсомолкой. Пластиковый обвес, подножки, кенгурин, труба заднего бампера и дуга над кузовом. Мы безжалостно забрызгиваем его когда-то белые шмотки.

Создатели говорят, мол, «Нива» человеком стала. Вспомнив самую длинную «Ниву-2131», расшифруем – ближе к человеку. Первое положительное впечатление возникает из очевидного комфорта «девяточного» водителя. Из недр выросшего здесь холма-тоннеля подпольная жизнь шестерен раздатки слышна уже не так громко, да и вообще в кабине всего заметно «потише» – силового агрегата, шин. По твердому ровному покрытию автомобиль шел настолько невозмутимо, насколько позволяла база в 2850 мм. Она на 150 мм больше, чем у максимально растянутой «Нивы», но в плавности примодненный пикап проигрывает, сзади у него рессоры. Пустой, он с некоторым сожалением раскачивается вверх-вниз, подбрасывает задок, требуя догрузки 490 кг до полной массы. Но приходилось ли вам останавливать оригинальными нивовскими тормозами все 1950 кило? Да хоть бы и налегке! Нам пришлось и не понравилось. Все остальное, скорее, неплохо – все-таки эргономика делает водителя лояльнее. Влетать на бездорожье и пускать куда-то вниз под колеса грязевое пюре в интерьере «Самары» даже прикольно – реальные «самаритяне» уже умерли бы от страха.

А не отказаться ли вовремя от мысли марать блестящие кроссовки? Обзора, каким бы хорошим он ни казался на шоссе, на бездорожье уже не хватает, мы опасаемся за ненужный здесь обвес и длинные подножки. Развернуть самую длинную 2131 – вечная проблема. Без ГУРа (его не было ни на одной из машин) поклянешься бросить курить, ведь руль у 2348 предполагается небольшого, «девяточного» же диаметра. Рулевой люфт, который вносил досадную смуту на «курортных» поворотах, в колее еще заметнее. Широкие шины цепляются за края, и машиной попеременно управляют то водитель, то колея.

Головной ВИС-2346 пилит увереннее. Однако со всеми оговорками модник упорно следует за брутальным предводителем колонны там, куда и на ходулях соваться – подумаешь. Глаза боятся, а рука переводит коробку на пониженную, нога выдавливает побольше оборотов – «Фа-ррр-ш-шш!» Теперь вообразите 2348 с дубль-кабиной на пять мест – получилось бы, пожалуй, и более стильно (если не снимать обвеса) и комфортабельнее (если часто приглашать на борт друзей ради плавности хода). Скромные размеры платформы? Важна ли она самому некоммерческому из пикапов, каким окажется 5-местный 2348? Его собираются построить.

Сочлененка

Возможностями ВИС-2346Э «Капрал» превосходит весь караван, вместе взятый. Под капотами остальных стоят вазовские моторы 1.7, но за рулем «Капрала» можно не морочиться по поводу недобора тяги на низах – проблемы, заставляющей коллег проходить бездорожье нахрапом, форсируя моторы и мечтая о дизеле. То есть проблема-то остается, просто командующий «Капралом» не опасается застрять. Он – ярый противник диагонального вывешивания.

Нам дали уже второй, доработанный, образец с Х-образными перепрофилированными лонжеронами, увеличенной жесткостью силовой конструкции и прочностью шарнира с новым блокируемым подшипником (между прочим, он от поворотного устройства промышленных роботов!). Шарнир – это, друзья, средство!

«Капрал» с жестко зафиксированным соединением половинок идет и смотрится как обычный пикап ВИС. Почти. Не сразу осознаешь, что сзади у машины... нет выхлопной трубы, всю систему смонтировали за кабиной. Перемещение топливного бака под платформу, не зная, не заметишь вовсе. Как и то, что кардан, тросы ручника, гибкие топливная трубка, тормозной шланг (такой же, как у передних суппортов) и электропроводка проходят внутри подшипника. Трудно не заметить другое: с началом крупных неровностей водитель отключает фиксаторы и кабина вдруг начинает перекашиваться на приличные углы относительно кузова в одной плоскости. Максимум угла – 40 градусов, то есть в теории автомобиль способен переехать препятствие величиной с письменный стол! По грязи «валкий» пикап отрывается все дальше и дальше.

Борта низенькие, но в кузове повсюду прочные крепежные петли, стало быть, груз из «люльки» не вывалится. И все равно: чтобы управлять «Капралом», нужны крепкие нервы. Дело в том, что платформа оглушительно грохочет на твердых неровностях! А выдающийся шарнир несколько уменьшает клиренс, вплоть до срабатывания плугом. И все-таки, все-таки...

Перекоси-поле

Отведав на финише дары походной кухни, мы засобирались обратно. Но услышали: «Становись на соревнование!» И записались в числе первых, опять-таки не подозревая, насколько серьезно устроители относятся к слову «триал» (он для них еще не начался!). Вот, говорят, сейчас наш водитель проедет по трассе, а вы запоминайте конфигурацию. «Капрал» выехал в обычное поле, некоторое время его кабина виднелась над высокой травой, а потом резко пропала. Вообще! Спустя миг пикап вынырнул под неестественным углом и вновь куда-то исчез. Нет, надо пойти посмотреть, что за трасса. Пошли, ребята, что там за...

МА-МММА-А!

Один из гостей побежал в лагерь – сдаваться без боя. Другие, наоборот, застыли. Кульминационный момент триала – диагональное пересечение рва с крутыми краями. Пересекать предстояло четырежды, это кривая дорога к пресловутому вывешиванию! Так еще и баллы вычитают, если заглох, если задел, если задним ходом...

Заезды первого этапа мы совершили на обычном 2346. Баллы остались при нас (очки тоже), а обеденных калорий поубавилось. Как же не хватает дизеля и ГУРа! И податливости педалей! Коллеги вдоволь потчевали фотографов картинками с вывешенными осями и песком из-под колес. Насмотревшись, следующие по очереди переносили на педаль газа вес всего тела. Бедная машина...

Второй этап заездов – «Капрал». Надо видеть, как аккуратно эта штуковина обращается с острыми краями косогоров, пусть и в начинающих, и в женских (!) руках, какие степени свободы открываются перед водителем. Черт ногу сломит, «Капрал» – нет. «Запомни, Костя, голова пройдет – все пройдет!» Хотя трудности с тяжелым рулевым и невнятными педалями остаются.

Главный конструктор Валерий Яковлев, крайне довольный произведенным эффектом, рассказал, что изначально строил «Капрал» для армии, но в ее ряды оказалось трудно пробиться. Так что командование «Капралом» и «проходимость в квадрате» он готов передать лесничим, охотникам, геологам или, допустим, МЧС. Создатели полноприводных пикапов живут в надежде, что их не скоро коснутся проблемы с законодательными нормами на отечественную продукцию, равно как и с донорскими «Нивами». И планируют делать около 250 «Капралов» в год.

...К сожалению, ВИСокосный день длился меньше 28 часов. В Москве нам об этом иногда напоминают настенные часы с логотипом «ВАЗинтерСервиса». Призовые.

Справка:

Пикапы и фургоны ВИС построены на базе серийных моделей ВАЗа. У них единая полурамная силовая схема, и у всех (кроме 1705) – рессорная задняя подвеска. ВИСам 2005 модельного года приподняли грузовые платформы, арки колес на их территорию уже не посягают. Максимальные размеры платформы – 1840х1600 мм (возможны меньшие варианты по длине и один по ширине)!

ВИС-2346 (выпускают с 1998-го), цена – 217–232 тысячи рублей. «Нишевое» семейство на базе «Нивы». Изготовили 2028 экземпляров. Двигатели 1.7 – VAZ 2121/">ВАЗ 21213 (78,9 силы) и 21214 (78 сил), максимальная скорость – 110 км/ч. Грузоподъемность – 490 кг. Самый большой выбор, помимо моторов, обеспечен типами кузовов с тремя вариантами длины платформы и кабинами – обычной 2-местной и 5-местной дубль-кабиной (ранее выпускали и «полуторную»)

Оседлать и запрячь

Водителю КамАЗа седельный тягач ВИС-234504 показался забавным. Ему невдомек, что заказчики, нуждающиеся в местной перевозке громоздких нетяжелых грузов и небольших партий длинномеров, по версии создателей мини-автопоезда, скорее предпочтут его тяжелым грузовикам. В расчет идут экономичность, удобство погрузки, комфорт водителя, маневренность.

Автомобиль построили на базе обычного ВИС-2345 по принципу максимального заимствования уже выпускающихся узлов и деталей. Например, прицеп составлен из комплектующих модели 2347. Базой для тягача выбрали 21053, модель менее перспективную, чем другой висовский донор – 21093. Но сможете ли припомнить седельник с передним приводом? В результате получился состав длиной 6840 мм с платформой 3900х1600, грузоподъемностью 1000 кг. Представленная машина оснащена карбюраторным двигателем 1.7 VAZ 2121/">ВАЗ 21213 и с полной нагрузкой развивает 90 км/ч. Заявленный средний расход топлива – около 12 л/100 км – выглядит как-то слишком оптимистично (но и реальный меньше, чем у КамАЗа). В дальнейшем будут устанавливать инжекторный 1.7 VAZ 2121/">ВАЗ 21214. Лучше бы, конечно, дизель, но... нет подходящего дизеля.

Много ли таких востребуют? Во-первых, не точно таких: в запасе у фирмы есть еще один вариант длины прицепа. Кроме того, ВИС готов предложить покупателю различные надстройки (пока неясно, правда, насколько далеко в спецфантазии могут зайти создатели без помощи других фирм). Во-вторых, 234504 уже сам катится навстречу покупателю: в данный момент он проходит сертификационные испытания на ВАЗе. Что до объемов, которые сегодня у наших производителей тоже принято соотносить с заказами, – 234504 будут выпускать, набрав хотя бы десять заказов в год. Водитель КамАЗа ошибается, если полагает, что перед ним всего лишь смешная пародия на автопоезд. Лучше бы напомнил, как открывать в правах категорию Е.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в