Триколор

Триколор

И как прикажете относиться к происходящему? До настоящего момента каждое упоминание об автомобиле Lada Kalina приводило к горячим дискуссиям, и дата 18 ноября должна была расставить точки, одновременно открыв перспективу. Казалось бы, торжество, посвященное запуску производства модели, можно прокомментировать и одним выражением: «Наконец-то!» Но вот интонация будет разниться. Забегая вперед, отметим – правы в итоге окажутся и оптимисты, и скептики.

Красный!

...Праздничная помпа работает на полную катушку. Полмира гостей, национальный гимн, речи высокопоставленных... Вообразите, здесь опять звучат пожелания нашему автопрому делать лучшие в мире автомобили. И бомбят с трибуны мощными цифрами. Владимир Каданников (ему на месте присвоили звание почетного гражданина Самарской области) обещает, что в ближайшее время объем производства ВАЗа значительно превысит миллион автомобилей в год – в сумме с 250 тысячами машинокомплектов, которые завод поставляет на предприятия внешней сборки. Председатель совета директоров делится и планами полного обновления модельного ряда через четыре года, уточняя: «Если заботиться только об увеличении количества, не думая о повышении качества продукции, то все усилия вряд ли дадут ожидаемый эффект». Об имениннице ораторы говорят как о явлении, без подробностей. Упирают на то, что Kalina – новый для завода автомобиль, способный сразиться с конкурентами в плане соотношения цены и качества. Оправдательные слова о трудностях пятилетнего освоения модели и отсутствии поддержки в кругах управленцев тоже звучат, но вскользь. Кажется, поняли, что в конце 2004 года покупателей это не волнует совершенно. Их Kalina волнует.

Ее старт масштабное, значимое для России событие. Kalina – это первый продукт ВАЗа, поставленный на производство в условиях рыночной экономики. Kalina – это развитие модельного ряда – моделей, подчеркиваем, не модификаций. Kalina – это востребованный автомобиль. В период, когда отечественные автозаводы потихоньку, но безостановочно принялись наращивать сборку иномарок, россияне следили за созреванием машины класса B, заводом еще не освоенного, с искренним (практическим) интересом. Ее ведь прочили и прочат в народные. В принципе, АВТОВАЗ и сам взялся за иномарки – на открытии упомянули недавний праздник в СП, начало производства Chevrolet Viva, но очевидно, что не Viva определит позицию волжского завода на рынке. Устаревшие модели живучи, но солнечной погоды подавно не делают. Нет, именно новая отечественная народно-массовая, современная, недорогая... «Главное, не упустить инициативу, ведь в спину дышат многочисленные конкуренты», – с нажимом говорит Каданников.

Первая Kalina с номером 0 000 001 – нарядная красна-девица цвета «калина» (серьезно). Постепенно мы смиримся с воплощением дизайн-проекта образца 2001 года, но пока что машина не примелькалась. Как выглядит? Мы уже писали о предварительном знакомстве с гаммой Kalina на Дмитровском полигоне в августе. Первое впечатление – Kalina действительно удачный аппарат с характерными особенностями (например, разгонной динамики, подвески и управляемости), к которым придется привыкать. А в целом-то хорош! Что касается дизайна... Не будь в истории новинки «народного» проекта AVVA, он мог быть иным. Думается, вазовцам вообще не стоило показывать машину широкой общественности на выставках прошлых лет. И определенно не следовало напускать туманные клубы сроков – то «уже в следующем году», то «нет и неизвестно». Но не забывайте, пять лет назад в Тольятти было не до стратегии лонча.

Покупателей, которые сохранили верность автомобилю, не особо занимают дизайнерские изыски. Есть вопросы поважнее – когда, в каких объемах. Сейчас? Нет, 18 ноября отпраздновали «самое» начало. А дальше вся определенность на словах, остается верить.

До конца года здесь обещают произвести так называемый «Пилот 3» – установочную партию в 400–500 автомобилей. Они предназначены для изучения дилерами и специалистами завода – первые усвоят преимущества модели, а вторые должны «высушить» всю «сырость» до... начала производства. Уже товарного. Завод рассчитан на выпуск 220 тысяч машин в год, планы на следующий – 20 тысяч. Но есть и другая версия – 40 тысяч. Скорее всего, разница в объемах зависит от планов строительства в Тольятти завода новых двигателей GM. Мало? Как посмотреть. На графике, подписанном в августе 2000 года, значились совершенно иные цифры! «Пилот 3» должен был состоять всего из 20 седанов! Далее, если в машинах по месяцам 2005 года: январь – 25... апрель – 200... сентябрь – 2500... И только в январе 2006 года – 5000.

Первые «настоящие» Kalina появятся у дилеров во втором квартале. Сначала прибывать будут заранее распределенные партии, но потом у покупателей должна появиться возможность делать заказы со сроком исполнения 1–3 месяца. Осчастливить первыми поставками собираются сотню самых значимых дилеров в 12 приоритетных регионах: Башкортостане, Екатеринбурге, Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Перми, Самаре, Ставрополе, Санкт-Петербурге, Татарстане, Тюмени и Челябинске. К середине 2005 года Kalina рассредоточится по всей России. Кстати, систему обеспечения запчастями с региональными складами отрабатывают уже сейчас.

Пресс-конференцию организаторы проводить не стали – сразу пригласили осмотреть завод.

Синий

Еще 11 месяцев назад новенький, насыщенного синего цвета корпус на территории завода пустовал. А сегодня здесь био, роботы... Био – собственно Kalina. Заводчане утверждают, что в ее внешности с «природным» направлением сочетается и «хай-тек»! Нехай будет «хай-тек», хотя термин больше подходит к автоматизированному производству с тремя цехами: сварки, окраски и сборки. Мы обошли только сборочный цех. Сварочный, говорят, смонтирован, но туда не звали, а окрасочный до сих пор не ввели и красят пока в ОПП. Ладно, о двух последних в теории.

Роботизированный сварочный комплекс с восемью линиями создан совместными усилиями АВТОВАЗа и немецкой фирмы Kuka. Импортное оборудование самым прогрессивным образом влияет на качество сопряжения деталей, а значит, и геометрии в целом. Точек сварки у кузова Kalina около 4500, и это ненадолго. В том смысле, что на один кузов оперативные роботы будут тратить 45 секунд. Всего в комплексе 386 роботов, и среди них «совместный» спецуникум грузоподъемностью 350 кг.

Окрасочный комплекс закупили у немецкой фирмы Eisenmann. Дорого. Но порядком и новых для нашего автопрома технологий и приемов. Например, впервые в российской практике кузов, проходящий предварительную подготовку, будет перемещаться на программируемых подвесках. При окраске станут использовать 13 новых материалов для улучшения защиты от коррозии. Покрытием деталей двухкомпонентным катафорезным грунтом займутся шесть роботов, нанесением лака – 26. Заметьте, из гаммы исключены все «химические» и ядовитые оттенки, поскольку Kalina должна вызывать положительные эмоции. Цвета разделили по группам и на 2005 год их предусмотрено шесть: красная, серебристая, синяя, зеленая, желтая, белая. Названия положительные до улыбки: «мускат», «совиньон», «рислинг», «дыня», «дюшес»... Ассортимент целого продмага!

Экскурсия по территории сборки впечатлила. Чистота, свет, порядок! И роботы, манипуляторы, перегрузчики, автолифты, платформы, заправщик техжидкостей. Всего около трех сотен механизмов – можно переснять финальную сцену «Терминатора»! В цехе представлены: шведская фирма Atlas Copco (монтажный инструмент), немецкая Schenсk (контрольные пункты), но шире всего – Eisenmann.

В чем главные отличия завода Kalina от главного конвейера? Во-первых, в технологии. Действует принцип поставок «точно в срок» и впервые на отечественном автозаводе – модульная сборка отдельных крупных узлов, таких как панель приборов, двери (их тестируют в отдельности). Во-вторых, значительно облегчен труд самих сборщиков. Так, по напольной линии сборки интерьера рабочим не нужно идти вровень с машиной, они едут вместе с кузовами на платформах, причем положение кузовов регулируют по высоте для пущего удобства. В-третьих, контроль. Продвижение машин отслеживают компьютеры. Бригады специально обученного персонала дополнительно разделены на звенья по 8–10 человек. За результат отвечают строго: каждый рабочий контролирует предыдущего, затем следует проверка со стороны «звеньевых», которые подотчетны мастерам бригад.

Итак, во главу угла на производстве Kalina поставлено качество. Первые образцы собраны весьма достойно. Вернемся к ним.

Белый...

...и пушистый – таким выглядит седан 1118 в описании. Но техническая сторона – тема отдельного, подробного материала. Давайте, наконец, о главном.

ЦЕНЫ! Если в долларах – от 7200. Обрадовались? Мы обрадовались.

Потом «случайно» выяснили, что указанная сумма относится к совершенно «пустому» седану. А подобные отечественные версии, как показывает опыт, редко встречаются в продаже. (Причем это иногда касается и собранных в России иномарок.) Вдобавок осталось непонятным, розничная это цифра или отпускная.

Через некоторое время прозвучала уже другая цифра – от 7500 за машину с ЭУРом, нейтрализатором и передними электростеклоподъемниками. Мы журналисты или где? – полистаем на худой конец пресс-материалы. Если верить источнику, Кalina появится на рынке с 8-клапанным мотором 1.6 (соответствующим Euro 3), комплектаций будет две – базовая «Норма» и «Люкс». Первая включает: атермальные стекла, передние электростеклоподъемники, ЭУР, регулировку руля по высоте, радиоподготовку, иммобилайзер, ц/з и сигнализацию. Вторая добавляет к этому списку противотуманки, электроприводы и обогрев зеркал, подогрев передних сидений, регулировку водительского по высоте, задние электростеклоподъемники, улучшенную обивку салона. Подушки безопасности, кондиционер, ABS и литые диски окажутся в списке опций. В данный момент со всем, кроме дисков, ведут работы по адаптации. Когда можно заказывать? «Где-то в промежутке с середины 2005-го до 2006-го».

Интуиция подсказывает, что реальная Kalina может оказаться ощутимо дороже, чем Lada 110. Удивительно, но такой прогноз здесь никого, похоже, и не смущает. Ведь Kalina лучше «десятки»! Меньше, да лучше. Хотя заявления о принципиальной новизне не совсем оправданы: оригинальных узлов и деталей у новинки 1400, часть же перекочевала с семейства 110, пусть и в доработанном виде.

Что, интересно, говорят маркетологи? Целевой группой седана Lada Kalina являются мужчины и женщины от 25 лет, начинающие водители. Откуда у них эти средства? Оттуда – они «городские жители с доходом на уровне среднего и выше»! Аудитория обещанного через год хэтчбека 1119 и подавно молодежь, предпочитающая спортивный стиль вождения. И тоже со средним уровнем доходов. Получается, что Lada Kalina изначально задумывалась как машина менее массовая, нежели 110, рассчитанная на реализацию в более обеспеченных регионах и городах. Можно предположить, что вазовцы уповают на активность сегмента как такового, значит, вряд ли будут настаивать на преимуществе более низкой цены. Да это вообще и не класс В. Точнее, к нему маркетологи относят только хэтчбек. Ценовое позиционирование седана – «нижняя зона сегмента С»! Итак, Lada Kalina – современный автомобиль для обеспеченных, который постараются собирать не по-вазовски качественно. Что не может не радовать.

Увидимся во втором квартале.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в