Автосборка: Перезагрузка

Россия меняет условия промсборки для иностранных автокомпаний. Они должны наращивать темпы выпуска машин и делиться технологиями. Не согласным, пусть и уже вложившим миллионы долларов в заводы, остается либо согласиться и подписывать новые договоры, либо сворачивать беспошлинную сборку.

Добровольно принудительно

Накануне Нового года, 27 декабря три правительственных ведомства — Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин подписали совместный приказ о новых условиях промышленной автосборки. В настоящее время документ отправлен на регистрацию в Минюст.

В России действуют 18 автосборочных площадок

В новом приказе впервые появилось понятие «крупного автопроизводителя» — это одно или несколько юридических лиц, зарегистрированных в России. Такая формулировка нужна для больших концернов: они смогут суммировать выпуск по всем дочерним маркам и СП для отчета перед правительством РФ.

В правительстве особо отмечают, что никого насильно не принуждают немедленно переходить на новые правила. Компании вправе продолжить «отверточную сборку» до истечения действующих договоров (2014-2015 годы).

Однако, если далее фирмы хотят беспошлинно возить машинокомплекты и собирать из них автомобили, то потребуется поставить подпись под новым документом. Новые соглашения будут действовать до 31 декабря 2020 года. И этого должно быть достаточно, чтобы окупить новую волну инвестиций.

Теперь чиновники намерены вести жесткий контроль над соблюдением условий промсборки. Каждый год автокомпании будут отчитываться перед министерствами.

Строгий режим

Формально можно говорить о том, что условия новой промсборки окончательно сформировались. Автокомпании могут перейти на новый режим сразу или дождаться окончания действующих договоров.

Новое соглашение будет реализовано поэтапно:

  • В течение четырех лет после перезаключения договора промсборки минимальный уровень локализации сохранится на прежнем уровне — 30 процентов. Но далее он будет повышаться с каждым годом на 5 процентов пока не достигнет 60 процентов.
  • Три года компании смогут продолжать крупноузловую сборку (SKD), но ее размер не должен превышать 5 процентов от всего объема выпуска завода. Соответственно, наращивать выпуск компания будет за счет организации полномасштабной сборки.
  • Через четыре года после подписания нового соглашения автопроизводитель обязан выпускать не менее 300 тысяч автомобилей в год, вместо 25 тысяч по старому постановлению. На модернизацию существующих мощностей отводится три года.
  • Спустя четыре года, не менее 30 процентов устанавливаемых двигателей и коробок передач (суммарно не менее 200 тысяч агрегатов) должны производится в России. Для строительства агрегатного завода автокомпании смогут объединится, но в этом случае их суммарное производство должно составлять не менее 1 млн. агрегатов в год.
  • Через четыре года необходимо создать собственный или модернизировать российский научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр. Эта организация будет снабжать иностранную компанию своими проектами, а Россия за счет этого получит доступ к иностранным технологиям.

В финальной редакции правительство все же пошло на небольшое послабления. Отменяется планка по инвестициям в производство, хотя ранее предполагалось, что минимальный порог составит 750 млн. долларов.

Деньги в залог

Автопроизводители по-разному реагируют на действия правительства. Незадолго до окончательного утверждения новых правил промсборки руководители нескольких иностранных компаний встретились с премьером Владимиром Путиным. Однако им не удалось добиться смягчения автосборочной реформы.

Главное опасение инвесторов - российский рынок не способен потреблять такие гигантские объемы выпуска машин. Правительство же обещает решить эту проблему за счет реанимации спроса.

«В 2011 году мы продолжим программы стимулирования спроса на автомобили. На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд. рублей», - сообщил на совещание по реализации стратегии «автопром России до 2020 года» Путин. Тем не менее, менеджмент концернов PSA Peugeot Citroen и Volkswagen скептически смотрит на ряд новых условий.

А некоторые производители уже сейчас готовы к «перезагрузке» промсборки. Свое согласие выразил альянс RenaultNissan с подконтрольным «АвтоВАЗом», а также фирма Sollers, у которой есть российское СП с концерном FIAT.

Еще три автокомпании находятся в размышлении. «Их мы пока не называем. Но предложение достаточно выгодное, вероятно, уже в ближайшее время они сами сообщат о своем решении», — сообщила интернет-порталу «За рулем» представитель Минпромторга Алена Шипилина.

Свой автопром

Твердость, с которой правительство проводит реформу «промсборка-2», может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности России. Однако у российской политической элиты, похоже, нет иного плана по интеграции России в мировой автопром.

Мы находимся на краю глобального процесса и выбираем свои средства для достижения цели. Вопрос, согласятся ли на это иностранные компании, возможно, лежит вне сферы экономики. Россия уже пыталась приобрести крупные иностранные марки, к примеру, тот же Opel. Неудачным оказался и проект по сборке Volga Siber, ведь производственные технологии так и остались за рубежом.

Появился ли шанс теперь? Слово иностранным инвесторам.

Подпишитесь на «За рулем» в