Директор ОАО «АВТОВАЗ» по качеству: Пока мы еще троечники

Как работающие в Тольятти представители концерна «Рено-Ниссан» собираются улучшать автомобили «Лада» в ближайшем будущем? На вопросы читателей журнала и посетителей сайта www.zr.ru отвечает директор ОАО «АВТОВАЗ» по качеству Паскаль Фельтен.
Паскаль Фельтен

Паскаль Поль Жиль ФЕЛЬТЕН

Родился в 1968 году. В 1991-м окончил технический университет в Нанте, в 1999-м – бизнес-школу в Париже. С 1993 года работал в компании «Рено»; участвовал в разработке моделей «Лагуна», «Вель Сатис» и «Эспас». Затем работал директором по качеству на заводах компании во Франции и Испании. C 2006 по 2008 год занимал аналогичную должность в «Ниссане». С ноября 2008-го – на АВТОВАЗе. Директор по качеству, член правления ОАО «АВТОВАЗ» с сентября 2009 года. Под его руководством разработана программа «ЛАДА КАЧЕСТВО»; предприятие уже приступило к ее реализации.

ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

– Как вы оцените качество автомобилей ВАЗ по пятибалльной шкале?

– Сложный вопрос! Если сравнивать с тем уровнем, к которому мы стремимся, я бы сказал, что «Калину» и «Приору» сегодня можно оценить на три балла. Если говорить о более ранних моделях, оценка будет ниже – эти автомобили были спроектированы давно, без учета современных требований.

– Повысилось ли качество автомобилей «Лада» в последнее время? Сократилось ли количество претензий?

– Работа идет постоянно. Могу сказать, что число гарантийных рекламаций на 1000 автомобилей только за последний год снизилось на 30%.

– Изменилось ли время реакции на обнаруженный дефект? Помнится, в 1990-е несколько лет не могли справиться с перекосом рамки заднего стекла у «десятки»…

– Мы, конечно, стали реагировать намного быстрее. Но надо различать два типа дефектов: одни возникают на производстве, другие – уже в ходе эксплуатации. В случае производственной проблемы время с момента ее обнаружения до принятия мер сократилось в три раза! Реагировать на дефект, выявленный в ходе эксплуатации, сложнее, но мы внедрили систему раннего предупреждения. Как только возникают систематические рекламации, мы сразу начинаем работу над устранением дефекта – таким образом удается сэкономить несколько недель. Но есть возможности сократить и этот срок.

– Назовите проблемы, устраненные в последнее время под вашим руководством. Над чем сейчас работаете? Однозначно ли повышение качества означает и рост цены автомобиля?

– Памятна вибрация рулевого колеса, связанная с нестабильным зазором между рулевой рейкой и упором. Мы ввели вкладыш, который гарантировал стабильность зазора, и сократили количество претензий по этому случаю в восемь раз.

Вопросы по ремню вспомогательных агрегатов смогли решить, организовав дополнительные контрольные операции на предприятии поставщика и заменив материал ремня, а также его конструкцию.

Улучшение качества в 80% случаев не требует затрат, поскольку достигается лишь ответственным выполнением обычной работы (это касается и проектирования, и производства, и выходного контроля). В некоторых случаях изменение конструкции повышает стоимость комплектующих, но если при этом устраняются претензии к качеству, то сокращаются и затраты на ремонт по гарантии. То есть исчезает причина для увеличения конечной цены.

– А какого рода дефекты пока не удается устранить?

– Наиболее сложны в устранении те, которые требуют изменения конструкции или поиска нового поставщика. Кроме того, решение подобных проблем часто требует серьезных финансовых инвестиций. Если затраты небольшие, мы реагируем сразу же.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПАРТНЕРОВ

– Будут ли смежники внедрять ваши методы контроля качества?

– В числе новых методик, которые АВТОВАЗ применяет для развития поставщиков, есть внедрение у них специального плана управления; этот процесс отслеживают наши специалисты. От того, как реализуется эта система, зависит, будем мы продолжать работу с партнером или нет.

– Что касается действующего производства, стратегия АВТОВАЗа в том, чтобы перестать работать со смежниками, поставляющими заводу некачественную продукцию, и помочь улучшить показатели тем партнерам, которые готовы модернизировать свое производство. Кстати, хочу отметить, что качество поставляемых АВТОВАЗу деталей в этом году улучшилось в четыре (!) раза. Как я уже сказал, при освоении новых автомобилей мы выбираем только лучших поставщиков – по критериям нашего альянса.

– Насколько может улучшиться качество благодаря единой панели поставщиков «АВТОВАЗ-Рено-Ниссан»?

– Создание такой панели партнеров позволит добиться снижения затрат; также мы начнем применять одни и те же методики для оценки смежника, уровня его подготовки к работе с нами. АВТОВАЗ будет помогать в обучении и поддерживать тех поставщиков, которым это необходимо, и отказывать в контрактах тем, кто этого не заслуживает. Наша цель: уровень качества продукции поставщиков АВТОВАЗа должен быть таким же, как у альянса.

– Станут ли автомобили «Лада» дороже после введения единой панели поставщиков?

– Цена их не вырастет. Фактически комплектующие, которые мы планируем закупать, должны быть дешевле, потому что вырастут объемы нашего заказа.

– А как изменится качество после запуска новых моделей в 2011–2012 годах?

– Результаты реализации нашей комплексной программы «ЛАДА КАЧЕСТВО» (LADA Quality Program, LQP) и работы по развитию новых поставщиков в полной мере проявятся при производстве модели «Гранта» – оно стартует уже в конце следующего года.

На АВТОВАЗе внедрена и уже начала давать эффект процедура обеспечения качества на фазе проектирования. По нашим ожиданиям, уровень сборки «Гранты» будет очень близок к европейским стандартам.

– Не собираетесь ли создать форум по вопросам качества «Лады», где потребители могли бы высказать свои претензии, пожелания?

– Хорошая идея! На сайте АВТОВАЗа в ноябре заработала страница нашей дирекции. А в Интернете есть сайты клубов любителей «Приоры» и «Калины», где наши потребители обсуждают проблемы и дают советы друг другу. Вы, наверное, знаете, что недавно один популярный сайт провел автопробег на машинах «Лада-Калина Спорт» по трассе «Амур» (можно сказать, по следам поездки премьер-министра РФ. – Прим. ЗР). Почти полтора миллиона пользователей Интернета следили за всеми перипетиями этой поездки, руководство АВТОВАЗа в том числе. С интересом мы наблюдали и за автопробегом, который проводил ваш журнал, – ведь в нем участвовала и «Приора». Спасибо за объективную оценку нашей машины! Обратная связь с людьми, которые покупают наши автомобили и ездят на них, очень важна для нас.

– Какие иностранные машины – прямые конкуренты «Лады» на нашем рынке?

– Мы считаем, что сегодня это бюджетные модели «Шевроле», «Форда», «Шкоды», «Рено» и машины корейских производителей.

– Вы сами на каком автомобиле ездите?

– У меня универсал «Лада-Приора».

Подпишитесь на «За рулем» в