Автомобиль будущего: взгляд из прошлого

Наверное, каждому из нас не раз приходилось слышать восторженные эпитеты по поводу новейших автомобилей. И удобные они, и экономичные, и безопасные, и… Словом, практически совершенные. По всему выходит, автомобиль ныне – верх совершенства. Страшно подумать, во что он превратится лет через 20-30. Для того, чтобы оценить насколько могут сбыться прогнозы, удобно оглянуться назад, и посмотреть, как представляли себе автомобиль близкого будущего каких-нибудь 50 лет назад.

Автомобиль будущего по Арямову

Наверное, каждому из нас не раз приходилось слышать восторженные эпитеты по поводу новейших автомобилей. И удобные они, и экономичные, и безопасные, и… Словом, практически совершенные. А сколько в них разного рода ультрасовременных сервоустройств! Словечко «инновационный» стало так часто встречаться в текстах, что успело набить оскомину внушительных размеров… По всему выходит, автомобиль ныне – верх совершенства. Страшно подумать, что ждет его лет через 20-30, куда выведет его кривая прогресса. Некоторые журналисты пытаются заглянуть в будущее и смело прогнозируют появление автомобилей на водородном топливе, на газе, биотопливе, электромобили… Разве что с ядерным реактором никто не осмелился предложить. Некоторые рассуждения выглядят весьма убедительно. Интересно, а как будет на самом деле?

Для того, чтобы оценить насколько могут сбыться подобные прогнозы, удобно оглянуться назад, и посмотреть, как же представляли себе автомобиль близкого будущего каких-нибудь 50 лет назад. Напомню. Гордостью советского автопрома были «Волга» ГАЗ-21, ЗИМ и «Москвич-402».

Журнал «За рулем». Июльский номер за 1957 г., страница 14, статья с многозначительным названием «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ». Написанная про автомобиль будущего, каким он виделся в середине века, причем писал не кто-нибудь, а инженер. Фамилия его – Арямов.

(Для справки. В.Арямов вместе с Ю.Долматовским разработали перспективную модель, призванную сменить ГАЗ-М-20 «Победа», вариант рестайлинга сейчас известен как «Победа-НАМИ», это был, по сути, один из вариантов первой «Волги»).

Что же нам предсказали?

Угадал автор многое. «Все большее значение приобретает надежность и эффективность тормозов, рулевого управления и узлов ходовой части. Улучшение этих узлов достигается, с одной стороны, путем применения мощных сервомеханизмов, увеличения длины рессор, усиления амортизаторов и т. д.». И в самом деле, эффективность тормозов росла и растет, как и рулевого и ходовой. Правда, во многом за счет комфорта. С сервомеханизмами (усилитель тормозов, усилитель руля и т.д.) тоже угадал. Разве что других упругих элементов, кроме рессор, не увидел, что странно: тогда уже вовсю применялись пружины, а Ситроен DS щеголял гидропневматической подвеской. Впрочем, это детали.

«Недавно начали получать распространение раздельные гидроприводы для передних и задних тормозов, уменьшающие опасность выхода их из строя при разрыве шланга». В самом деле, на «Волге» был ОДИН гидропривод на все четыре колеса. И при разрыве шланга она оставалась без тормозов… Здесь автор тоже спрогнозировал верно.

«На серийных автомобилях появляются и более эффективные дисковые тормоза». И снова в яблочко. Если не обращать внимания на такую мелочь, как ошибка в эффективности. На самом деле, дисковые тормоза прижились потому, что у них практически линейная характеристика торможения в зависимости от нажатия педали, то есть ими попросту легче управлять (то есть – дозировать).

«На современных машинах устанавливаются сервомеханизмы. Они позволяют поднимать или опускать стекла, регулировать положение сидений простым нажатием кнопок, не отвлекая от наблюдения за дорогой». И это написано в 1957 году! А ведь широкое распространение такие сервомеханизмы получили лишь во второй половине девяностых…

«Наружное зеркало позволяет водителю видеть обгоняющие автомобили, не отвлекая внимания от наблюдения за дорогой». Во как! Не было в стандартной комплектации наружных зеркал. Впрочем, в качестве опций — тоже. Однако появление этих необходимых атрибутов автомобиля автор предсказал точно. Правда, в единственном числе — зеркало задумывалось одно, левое. Не учел плотности движения…

«В ненастную погоду возможность наблюдения за дорогой почти целиком определяется формой и зоной действия стеклоочистителей. В некоторых автомобилях ставят опрыскивающие приспособления, смывающие со стекол подсохшую грязь». Опять угадал. И рост очищаемой поверхности, и омыватели стекла. Любопытно, что слова «омыватель» еще не было.

«Наиболее распространенное расположение переключателя света фар — под левой ногой водителя — не всегда дает возможность переключить свет в нужный момент, так как нога в это время часто оказывается на педали сцепления. На некоторых автомобилях переключатель размещают под рулем так, чтобы можно было достать его пальцем, не снимая руки с рулевого колеса». И тут наш автор как в воду глядел! Ножной переключатель «ближний-дальний» стал таким архаизмом, что многие даже и не ведают о его существовании.

«Различные безопасные конструкции рулей предлагались давно, но на серийных автомобилях они появились лишь в последнее время. Наилучшим конструктивным решением, пока еще не осуществленным на практике, вероятно, будет телескопическая пружинная рулевая колонка, которая к тому же позволит регулировать положение руля относительно сиденья». Уже давно, лет 40, все без исключения автомобили комплектуются травмобезопасными рулевыми колонками.

«Для маленьких пассажиров на автомобилях последних выпусков за рубежом устанавливаются специальные сиденья с ремешками». Когда-когда появились у нас детские сиденья? А в каком году ПДД обязали их применять? Напоминаю: статья напечатана в 1957 году…

Неужели Владимир Иванович Арямов ясновидец? Конечно, нет. Все, что он предугадал, истекает из обыкновенной логики. А кое в чем он и ошибся. Например:

«Размещение рычага коробки передач на руле и в ближайшей перспективе автоматическое сцепление — таковы в настоящее время основные элементы безопасности конструкции автомобиля». Рычаг на механической коробки на рулевой колонке не прижился – удобство в таком расположении сомнительное, а надежность так себе. Автоматическое сцепление тоже кануло в лету.

В другом месте Владимир Иванович озвучивает не свои мысли, а планы ГАЗа. «На «Волге» будет устанавливаться и автоматическая коробка передач». Какие радужные прожекты… Не вышло у ГАЗа с автоматом. Только на «Чайку» и ставили…

«Особенно хорошую обзорность обеспечивают панорамические ветровые и задние стекла». И панорамные стекла исчезли в ходе эволюции автомобиля. В основном, по причинам, связанным с безопасностью.

Автор и словом не обмолвился об экологичности и экономичности автомобиля, ему и в голову не могло прийти, что возможны будут навигационные системы. А также — системы АБС и подобные им. Передний привод — и тот остался без внимания. Да много чего упущено. Полагаю, читатель сам сможет продолжить список.

Самые забавные заблуждения оказались на рисунках (кстати, автор их – тоже Арямов). Смотрите сами:

- прозрачный плужок на капоте отбрасывает мошек и пыль от ветрового стекла.

- высокие «хвосты» кузова, как оперение стрелы, улучшают устойчивость автомобиля в потоке воздуха.

Наивность, с которой автор на полном серьезе рассуждает о таких вещах говорит только о том, что в 50-е годы конструкторы автомобилей имели весьма смутное представление об аэродинамике. Ясно, что от хвостовых килей, равно как и от плужка толку не будет.

Забавно, что переднее сиденье — сплошное, без малейшего намека на боковую поддержку. Да и профиль его оставляет желать лучшего. Очевидно, специалисты по эргономике решили, что достаточно сделать его мягким…

Обратите внимание: ведущие колеса — задние. Подвеска задних колес — независимая. И, что прелюбопытно, поток мощности на дифференциал передается гидроприводом! Это — из области фантастики…

На иллюстрациях можно увидеть огромный руль с тонким ободом и утопленной в целях безопасности ступицей. Огромное кольцо клаксона – видимо, им предполагалось часто пользоваться. Мягкая обивка. Часы. Рычаг КП под рулем

Какой же вывод из всех ошибок и совпадений? Он прост: Как бы ни расхваливали новейший автомобиль, как бы ни превозносили его удобство, экономичность и безопасность, совершенным он кажется только нам, современникам. Через каких-нибудь 30-40 лет станет видно, как наивны были наши оценки. В конце концов, «Москвич-402» в свое время считался венцом автомобильного прогресса.

На заставке – НАМИ-013 – первый послевоенный, авангардный по стилю экспериментальный автомобиль, созданный дизайнерами В. И. Арямовым, Ю. А. Долматовским, К. В. Зейвангом. Так они видели автомобиль будущего. То есть на этом мы с вами должны ездить сейчас.

Ну а весь интересный архив журнала, с 1928 по 2011 включительно находится здесь.

.

.

Подпишитесь на «За рулем» в