Замыкая круг

ЗАМЫКАЯ КРУГ

ТЕХНИКА

/ЭКОЛОГИЯ

ЗАМЫКАЯ КРУГ

АВТОМОБИЛЮ - ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

СЕКТОР ПЕРВЫЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ

Пожалуй, ни один месяц не проходит без мажорного рапорта одного из производителей: снова побит рекорд по выпуску тех или иных моделей. А вот сколько автомобилей ежегодно "умирает", слышали далеко не все. Между тем только в Германии при 30-миллионном частном автопарке каждый год встает на прикол до 3 миллионов машин, по всей Европе их число превышает 9 миллионов.

Бросить старый автомобиль на дороге здесь не позволят, а число свалок уменьшается с каждым годом. Куда же исчезают "мертвые души"? Идут в переработку. Так называемой проблемой рециклинга (recycling) мир серьезно озаботился еще в 80-х годах, когда стало очевидно, что без утилизации автомобилей сохранить окружающую среду невозможно. Правительства большинства европейских стран и США прореагировали на это известие вполне адекватно: предупредили автопроизводителей о грядущей обязательной переработке машин.

СЕКТОР ВТОРОЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

По данным концерна "Фольксваген", масса среднестатистической легковушки 1200 кг. Из них 200 кг приходится на долю чугуна, 170 кг - на легкосплавные элементы и цветные металлы, 90 кг - на резину, 50 кг - на стекла, 25 кг - на краску, 65 кг - на "второстепенные" материалы. Преобладает же пока сталь - ее в машине около половины.

При утилизации самыми сложными материалами были и остаются пластики. Их доля растет с каждым годом, увеличившись за последние десятилетия в семь раз. Сложность вызывает то, что, в отличие от стали, в каждой машине применяют до нескольких десятков типов пластмасс пяти основных групп, доминируют в которых поликарбонаты, полипропилены и полиамиды. После непростой сортировки каждый вид требует своего подхода к переработке. Но и металлические детали не так легко использовать повторно.

Для решения проблемы крупные автомобильные фирмы строят заводы, по масштабам сопоставимые со сборочным производством. Впрочем, это неудивительно: ведь процесс рециклинга - по сути та же сборка, но в обратном порядке.

Сначала автомобиль попадает в цех так называемой первичной разборки, где из него на виброустановках буквально вытряхивают остатки топлива, масла, тормозную и охлаждающие жидкости - в общей сложности около 20 л. Далее снимают шины - с их переработкой особых проблем не возникает. Многие фирмы используют отработавшие покрышки для производства новых, а некоторые "перегоняют" из них... нефть! Из одной тонны резинового утиля удается получить около 400 л. Высвободившиеся в процессе 135 л газа вместе с отработавшими жидкостями идут в топку собственной ТЭЦ. Положительным побочным эффектом можно считать и "намытые" с 1 тонны старых шин 140 кг стальной проволоки!

Машина между тем попадает в руки рабочих, которые заставляют "выстрелить" подушки безопасности, сработать преднатяжители ремней. Следом снимают аккумулятор - его судьбой займутся специализированные заводы; параллельно демонтируют детали, которые невозможно утилизировать. Любопытно, что до последнего времени в их число попадали... ветровые и задние стекла.

Дело в том, что "триплекс" состоит из нескольких слоев стекла, разделенных пластиком, препятствующим переработке. Еще одним камнем преткновения был электрообогрев заднего стекла. Недавно проблему удалось решить с помощью барабанных фильтров, отсеивающих пластик и нити нагрева.

Но проследим до конца последний путь автомобиля. Он ненадолго прерывается: полуразобранные машины сортируют по маркам и моделям, моют и складируют в огромном торговом зале, где покупатели выбирают и даже самостоятельно снимают приглянувшиеся детали. Естественно, предварительно оплатив их! Спустя несколько недель приходит время уступить место следующему "старичку", и полураздетый остов уходит в окончательную разборку. Здесь демонтируют оставшиеся невостребованные узлы, которые возвращаются на прилавок, а скелет машины спускается на последний "круг ада", где его измельчают в гигантских "мельницах".

Установки мощностью до нескольких тысяч киловатт в считанные минуты перемалывают останки автомобиля массой около 300 кг в "кашу". Наступает самый деликатный и ответственный момент - сепарация. Сначала в ход идут электромагниты, вылавливающие черные металлы. Затем, "играя" на различной плотности материалов и их реакции на смачиваемость водой (так называемая флотация), отсеивают цветные металлы от крупинок стекла, резины и пластмасс. Такой метод, к примеру, позволяет "добыть" до полусотни килограммов чистой меди, содержащейся в проводке и электронных блоках "Мерседеса" С-класса!

СЕКТОР ТРЕТИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Сегодня каждая уважающая себя фирма еще на стадии проектирования предусматривает будущую переработку автомобиля. А как же иначе - ведь разбирать и утилизировать машину предстоит самим изготовителям! Прежде всего, стараются использовать те материалы, которые проще перерабатывать. Но это лишь полдела: массивные пластиковые детали должны легко поддаваться идентификации и демонтажу. Как решают эти задачи, наглядно демонстрирует "Мерседес" А-класса: с машины в течение получаса легко снять до 50 кг пластика и отсортировать его, ориентируясь по специальным штампам-маркировкам на деталях.

Вскоре после проведения первых экспериментов по рециклингу фирмы с удовлетворением выяснили, что, казалось бы, убыточное дело может приносить прибыль! Взять к примеру БМВ третьей серии: 85% алюминия и 65% пластмасс в каждой новой машине - вторичные. Современные технологии производства не стоят на месте. В стенах рециклинг-центра БМВ под Мюнхеном, построенного в 1994 году, сегодня утилизируют 75% автомобиля, но уже в ближайшей перспективе переработке подвергнут все 95%.

Таким образом, совсем немного остается, чтобы автомобили совершали полный жизненный круг... не затрагивая природу.

НАША СПРАВКА

Не так давно страны Европейского Содружества одобрили проект закона, в соответствии с которым производители обязаны безвозмездно принимать у автомобилистов отслужившие свое машины. Правда, возможности подготовиться к "тяжелым временам" фирм не лишили - закон, вероятно, вступит в силу лишь к 2006 году.

Основные этапы рециклинга:

1. Демонтаж: первым делом с автомобиля снимают и сортируют все, что подлежит отдельной утилизации.

2. Полная переработка: остов кузова уходит в шреддер, после которого от него останется лишь пыль.

3. Сепарация: из 300 кг неоднородной массы предстоит выделить пластики, металл и резину.

4. Изготовление нового автомобиля: круг замкнулся - все эти детали сделаны из того, что еще недавно выкидывали на свалку.

Программа рециклинга "Джи-Эм" позволила за пять лет снизить количество отходов на 30%. Так выглядит один из заводов фирмы, перерабатывающий ежегодно до 17 тысяч тонн отходов.

Подпишитесь на «За рулем» в