Тайна московского двора

ТАЙНА МОСКОВСКОГО ДВОРА

АКТУАЛЬНО

/ГДЕ ДЕНЬГИ?

ТАЙНА МОСКОВСКОГО ДВОРА

ПОКА ЗАВОД ЗА ЗАВЕСОЙ СЕКРЕТНОСТИ, ХОРОШЕГО ЖДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

РИСУНОК / НИКОЛАЙ РАЧКОВ

Есть в Москве секретный объект, всякая информация о котором - под строжайшим запретом. В сравнении с ним любой закрытый "ящик" - просто проходной двор какой-то! Вон, "Уралвагонзавод" не хранит государственную тайну, откровенно, понимаете ли, во всеуслышание заявляет: выпустил в 2001 году столько-то танков. Московский "объект" - совсем другое. Там не какие-нибудь танки выпускают, там дело серьезное. Производят на сверхсекретном предприятии... автомобили "Москвич".

И узнать об этом процессе какие бы то ни было подробности - ни-ни! Официальные лица, услышав одно только название завода, шарахаются, как черт от ладана. В Минпромнауки, АСМ-холдинге (бывшее министерство автомобилестроения, где сегодня концентрируется информация обо всех заводах отрасли), в Контрольно-счетной палате Москвы, Минимуществе и РФФИ наотрез отказывались говорить о "Москвиче". Кто-то доверительно сообщал, сколько человек уволилось в ходе проверки этого предприятия, кто-то намекал, что "еще не время", а кто-то делал вид, что абсолютно ничего не знает. В общем - художник Иогансон, "Допрос коммунистов", картина маслом.

Может быть, вопросы были нескромные, про коммерческую тайну? Да вроде бы нет, самые что ни есть невинные: сколько человек работает сегодня на предприятии, какие кредиты или финансовые вливания получил "Москвич" в последние годы, на какую сумму выпускал товарной продукции в это время... То есть - никаких военных тайн выведывать и в мыслях не было! Но, как оказалось, и это - слишком.

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

И в общем-то, понять можно, почему. Ведь даже из скупых сведений, просочившихся в открытые источники информации, можно сделать выводы (cкажем, как в советских фильмах злые шпионы вычисляли всякие наши оборонные секреты). Например, газеты написали, что в 2001 году правительство Москвы направило "на финансирование мероприятий по поддержке промышленности более четырех миллиардов рублей". А еще, что "значительная часть этих средств приходится на АО "Москвич". В то же время было сообщение, что в 2001 году завод собрал... 810 автомобилей. Не надо быть разведчиком, чтобы прикинуть: ну, пусть предприятию достался "всего" миллиард - четвертая часть. Это ж получится, что на выпуск одного автомобиля было затрачено (страшно сказать!) около 40 тысяч долларов! Ну, пусть еще кроме машин выпускали запчасти. Пусть получили меньше миллиарда - все равно цифра фантастическая

Или: первый вице-мэр Олег Толкачев заявляет, что АО "Москвич" священно потому, что на нем работает куча народа. "Если завод остановить, около 10 тысяч человек лишатся работы, а это уже проблема социальной устойчивости города", - говорит чиновник. Опять по-шпионски считаем: в прошлом году над созданием одного автомобиля в поте лица трудилось... 10 человек! Куда там "Феррари", где те же 10 тысяч работников выпускают полторы тысячи автомобилей ежегодно - наш-то богатырь-"Святогор" покруче будет. Или что-то здесь не сходится...

Ну, ладно. Прошлый год, возразят, не показатель: завод тогда практически остановился. А раньше?

Тут тоже можно кое-что подсчитать. Конечно, узнать, сколько всего в предприятие было влито денег, невозможно. Есть лишь разрозненные сообщения в СМИ: 1997 год - кредит "Промрадтехбанка" в 35 млрд. руб. (по тем временам - больше 6 млн. долл.); 1998 год - около 90 млн. долл. помощь московского правительства ЗИЛу и "Москвичу"; 1999 год - банк "Возрождение" под гарантии правительства Москвы кредитует автозавод в размере 35 млн. долл.; 2000-й - тот же банк дает 25 миллионов долларов. Можно предположить, это далеко не все, что получил "Москвич" от столичного правительства или под его гарантии. А что в результате? В результате - окончательный провал производственной и финансовой программ 2001 года. Планировалось, и об этом заявлял генеральный директор автозавода Р. Асатрян, выпустить 29 тысяч автомобилей и получить прибыль 214 млн. рублей. Вместо этого чистые активы предприятия в конце прошлого года составили минус 12 миллиардов рублей!

ПОГОВОРИМ

О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ

Правительство Москвы очень любит АО "Москвич". Но очень обижается, что завод городу не принадлежит. В 1996-м, когда Федеральное управление по делам о несостоятельности (было тогда такое) пыталось обанкротить предприятие и ввести на нем внешнее управление, Москва встала грудью. И взялась оздоровить "Москвич". Арбитражный суд на это согласился. С тех пор любовь к заводу приобрела совсем уж причудливые формы. Московское правительство постоянно жаловалось, что предприятием не владеет, но вливало в него деньги. То есть поддерживало, как свой собственный, но не отвечало, как за чужой. А государство - владелец "Москвича" - завод не любило. И хотело от него одного: возврата кредита, который был получен во второй половине 80-х годов на строительство моторного завода. Эти 400 млн. долл. еще советского кредита превратились за счет пени в 600 миллионов. "Москвич", который не только не построил моторное производство, но и с трудом поддерживал имеющееся, естественно, заплатить их не мог, да, в общем-то, и не считал нужным.

Тут возникает вопрос: если с долгами завод не расплачивался, а деньги получал, то почему не раскручивал производство? Ведь все эти кредиты и благотворительные вспомоществования (а как думать иначе?) он должен был вкладывать в выпуск автомобилей. Больше количеством, лучше качеством. Тогда поправил бы свое положение, заработал денег, глядишь, и начал бы выкарабкиваться. Но вместо этого предприятие год от года снижало объемы производства, придумывало какие-то странные проекты с княжескими именами, а напоследок отказалось от выпуска... "Святогора" - единственной модели из имеющихся, на которую был спрос. Нонсенс! Или... Нет, не будем строить предположений. Где любовь, там - тайна.

"СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ",

ПОКРЫТОЕ МРАКОМ

И зачем сейчас об этом? Ведь вроде бы нашелся выход. Государство в лице Минимущества решило покончить с проблемой раз и навсегда. Любовный треугольник разрешился - "Москвич" останется у Москвы. Для этого специальная комиссия, куда входят представители ответственных министерств и столичного правительства, опишут все, что осталось от моторного завода, выделят это оборудование в самостоятельное государственное предприятие - и будут как-то сами разбираться. А правительству Москвы передадут очищенный от "моторных" долгов завод в счет оплаты федерального долга по статье "Субвенции за выполнение столичных функций". Пусть поддерживает его, если уж так хочется.

Наконец-то столица приобретет полный контроль над "Москвичом". И что будет? Все тот же О. Толкачев говорит: "Мэр Москвы готов дать личную гарантию, что в течение года будут выплачены долги по заработной плате и коммунальным платежам, заимствованиям. Более того, Москва берет на себя техническое перевооружение завода и постановку новой модели на конвейер".

Ну, насчет первой части утверждения сомневаться не приходится. Заплатит. Отчего ж не заплатить? Не из собственного же кармана их мэр вынет. Налогов в Москве собирают много, деньги есть. Вот все мы скинемся и отдадим священный долг "Москвича". А вот вторая часть, где про новую модель...

Видели мы уже некоторые "новые" модели автозавода, знаем. Даже если говорить о возобновлении выпуска "Святогора", то и тут видятся немалые, а то и неразрешимые проблемы. Во-первых, из-за остановки производства на "Москвиче" прекратили работу и все его поставщики, которых, по словам Р. Асатряна, более полутора тысяч! Чтобы запустить их, потребуются огромные затраты. Во-вторых, оборудование самого автозавода за годы безвременья активно продавалось. Возможно ли "оживить" предприятие в его нынешнем состоянии?

Есть еще "в-третьих". Это печальный пример другого столичного автомобильного завода, находящегося под опекой московского правительства - АМО "ЗИЛ" забота властей не помогла. Предприятие влачит жалкое существование.

"МОСКВИЧ", ОТКРОЙ ЛИЧИКО!

Впрочем, может быть, мы ошибаемся и чего-то не знаем? Есть вразумительная программа восстановления завода, есть строгий контроль его финансовых потоков. Тогда откуда такая секретность? Ведь известно всем, что у открытого бизнеса несравнимо больше шансов развиваться: найти инвесторов, партнеров, да и у потребителей вызывать большее доверие. А если что-то скрывают, значит, есть что скрывать. И пока правительство Москвы и руководство завода не поймут этого, пока ситуация на "Москвиче" не станет предметом открытого и честного разговора, никаких перемен к лучшему ждать не приходится. А жаль. Был ведь когда-то неплохой автомобиль "Москвич".

Подпишитесь на «За рулем» в