Автогаз

АВТОГАЗ

Одна из причин, сдерживающих распространение пропан-бутана как моторного топлива, - высокие цены на газобаллонное оборудование (ГБО) и его монтаж. В Москве и области переводят лошадиные силы на дешевый "овес" за $250-300. Но это для "классики", для впрыскового мотора удовольствие еще дороже. Примерно две трети уходит на оборудование, причем отечественное по цене почти догнало европейских "основоположников жанра".

ТРИ ДОЛЛАРА ЗА ДЫРКУ

Но есть другие цены и другая арифметика. В Италии оптовая цена редуктора "Ловато" или "Марини" - $25-28, в Москве $35-40, а установщики, взяв оптом, берут уже $70-80. В таких же пропорциях растет цена арматуры - клапанов, трубок и т. п. Похоже, не только перевоз определяет цену телушки...

Монтаж ГБО обойдется в 2200-2900 руб.: согласитесь, недешево за 5-8 часов работы. Основной инструмент - электродрель, надо просверлить около 15 отверстий для крепежа.

Конечно, пропан-бутан горюч, но не намного коварнее бензина. Есть ли опасность, например, при замене карбюратора сжечь машину? Ее не стоит преувеличивать, и владелец вправе выбирать, самому заменить или на СТО за 100-150 руб. Однако замену редуктора фирмы-установщики, будто сговорившись, оценивают в 600-750 руб. Времени тратят не больше получаса, тут даже "Тосол" не надо сливать. Похоже, лицензией на право работы с ГБО прикрываются, словно патентом на морской разбой во времена Френсиса Дрейка. А так ли страшен черт, как его малюют? Попробуем-ка установить газовую аппаратуру самостоятельно.

САМИ С УСАМИ

Напомним (ЗР, 2002, № 10), "железо" для своей "Оды" мы хотели купить как можно дешевле - за 1500-2000 рублей, однако в смету не уложились: новогрудская аппаратура, которая валялась в гараже у хозяина с августа 1998-го, обошлась в 750 руб., правда, без редуктора. Добавили новый редуктор "Ловато" за 2100 руб. - итого 2850.

Лучшее место для установки редуктора - левая чашка кузова, так короче расходный шланг, но она занята расширительным бачком. Последний перенесли направо. Шланги обогрева редуктора подсоединили к магистрали впускного коллектора, а сам прибор смонтировали на пластине, закрепленной к шпилькам подушки стойки. Пробка для слива конденсата, как и положено, оказалась внизу.

На "Ловато" подводящая газовая трубка диаметром 6 мм, а у нас-то вся магистраль из медной "десятки", поэтому ее надставили медной же "шестеркой" и стык опаяли латунью.

Смеситель "верхний". Его легко смонтировать на резинку воздушного фильтра и закрепить четырьмя гайками М5. Для подвода газа к смесителю просверлили отверстие в корпусе фильтра и вставили в него гнутую стальную трубку от радиатора "печки" "Жигулей". Стык обварили - трубка не отвалится, герметичность фильтра гарантирована.

Бензиновый клапан смонтировали на болты водяного насоса, а газовый - на кронштейн для диагностической розетки: все равно пустует. Переключатель вида топлива - клавиша "печки" от "копейки". Систему зажигания заменили на бесконтактную "восьмерочную" - с ней опережение "не уходит", и риск сжечь клапаны сведен к минимуму. Баллон поставили между арками колес, сместив до упора влево - справа мешают шланги.

Наконец, работы завершены, экзамен по опрессовке в ЗАО "Газаппаратура" при МАМИ сдан успешно, можно заправляться газом.

ЦЕННАЯ ЗАПЛАТА

Вот теперь, наверное, начнутся проблемы: ведь баллон не освидетельствован с 1998 года (дата указана на стальной "заплате", приваренной рядом с блоком мультиклапанов). Заправщик, не глядя на табличку и не спрашивая документов на ГБО, начал наполнять "сосуд под давлением". Отлов нарушителей не его задача. А чья - может, ГАИ? У соседней колонки видим "Газель" с очень пузатым баллоном (раньше такие ставили на ГАЗ-53-08). Водитель и не думает отпираться: да, ГБО поставил сам, на свой страх и риск, без регистрации и опрессовки. "Газель"-кормилица на пропане ездит уже три года - за это время ни один гаишник не спросил документов на аппаратуру. Конечно, должны проверять бумаги при техосмотре, но пока бог миловал, а если придерутся, снять баллон не проблема. А потом снова поставить... Такая вот "нашенская" философия.

А ведь можно зарегистрировать самостоятельно установленное ГБО и даже опрессовать баллон. Только там, где переоборудуют автомобили на газ, этого не делают, у них и оснастки-то такой нет. Езжайте на районные газонаполнительные станции (ГНС), там есть все необходимое. Главное, чтобы был шильдик-"заплатка" и документы на редуктор. Снять-поставить, промыть и провести освидетельствование баллона обойдется в 350 руб. И 100 руб. за диагностику всего оборудования, после чего выдают документы.

В Москве это сделают в конторе АГНС по адресу: 5-я Кабельная улица, 12 и на Очаковской БСГ: ул. Лобачевского, 120.

Кстати, как рассказал специалист по освидетельствованию баллонов, за 25 лет его работы было всего несколько случаев потери герметичности. Причем почти все с новыми итальянскими и голландскими баллонами, а к отечественным претензии только эстетического характера. На лицо ужасные, добротные внутри...

Статистика подтверждает: причины возгорания автомобилей (увы, нередкого) вовсе не в газовом оборудовании. За 2002 год в Московской области зарегистрировано 1176 пожаров на легковых и грузовых автомобилях, из них только один "газовый", когда в Чехове взорвалась "пятерка". Бытовой 50-литровый баллон опрометчиво оставили в багажнике на два жарких летних дня...

Однако вернемся к "Оде". Заправили 10 литров газа, на бензине вернулись в МАМИ. На газе под присмотром специалистов мотор завелся сразу, работал устойчиво, без провалов, только подрегулировали обороты холостого хода. Зажигание выставили еще на бензине - добивались явного звона при разгоне. При езде на газе детонация пропала, мотор работает мягче и тише, кажется, даже мощность не убавилась (ну это вряд ли). Расход - около 10 л/100 км. При температуре ниже -10°С мотор пускаем на бензине, а прогрев его до 40°С, переключаем на газ.

Самое главное - "бензиновая дыра" в нашем бюджете стала затягиваться.

Редуктор и клапан разместились весьма компактно, зато баллон занял треть багажника.

ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в