Хроника: День рождения знаменитого фотографа

Николай Добровольский, снимок 1929 года, времени зарождения автомобильной отрасли в городе Горьком
Буксир сплавляет по Волге баржу с новенькими «эмками» ГАЗ-М1. Репродукция снимка Добровольского в одном из многочисленных фотоальбомов, любовно оформленных автором

О Добровольском ходило немало легенд. Говорили, что его, совсем еще молодого фотографа горьковского спортивного общества «Торпедо», привел на завод сам Чкалов. Или, к примеру, рассказывали, что перед фотографированием помощники Добровольского припудривали автомобиль, чтобы подавить ненужные блики.

Снимок, сделавший Добровольского знаменитым: инженер Грачев на опытном образце вездехода ГАЗ-61-40 поднимается по лестнице волжского откоса (273 ступени). 1939 год

Добровольский организовал группу специальной фото- и киносъемки Конструкторско-экспериментального отдела ГАЗа, в дальнейшем – Управления конструкторско-экспериментальных работ. Она запечатлевала не только автомобили, но и, например, процессы газообразования внутри двигателей, что требовало изобретения уникальной фотоаппаратуры.

То, что иные назвали бы «пустить пыль в глаза» у Добровольского вызывалось истинным стремлением художника сделать жизнь вокруг себя краше. Для документального фильма о буднях ГАЗа сборщиков на конвейере могли облачить в стерильные халаты

Человек одаренный, Добровольский неожиданно проявлял другие грани своего таланта. Из испытательного пробега вездеходов ГАЗ-63 и ЗиС-151 весной 1949 года на завод приходили его удивительные письма: «Вчера мы ночевали в Курске в гостинице МВД и, когда участники Государственных испытаний шли в баню, я был на главной улице. Стоя на углу, я слышал, как проходящие, глядя на наших, говорили: «Это, наверное, амнистированные в связи с праздником 1 мая».

Испытания вездеходов ГАЗ М72 и ГАЗ М73, ставших предтечей современных кроссоверов, 1955 год

Словно оправдывая свою фамилию, Добровольский за долгие годы не растерял молодого задора строителей первых пятилеток, – в 1966 году в преклонном возрасте он отправился в трехмесячный пробег на грузовых вездеходах ГАЗ-66 от города Горький до Владивостока, пройдя вместе с испытателями 11,5 тыс. км.

Снимок ГАЗ-66 для рекламного буклета «Автоэкспорта». Обратите внимание: кабина окрашена по заказу, а бортовая платформа сохранила штатный защитный колор. 1966 год

Николай Добровольский умер в 1982 году, оставив о себе светлую память и десятки тысяч негативов.

Подпишитесь на «За рулем» в