Хроника: долой красный флаг!

115 лет назад, 14 ноября 1896 года, в Великобритании состоялся «Освободительный заезд», ознаменовавший собой отмену ограничений на использование автомобилей.

Старт исторической гонки Лондон – Брайтон в наши дни дается в Гайд-парке. Фото: www.newspress.com

В конце XIX века в Великобритании автомобилям запрещалось ездить со скоростью более 5 миль в час. Еще в начале столетия, когда на дороги страны вышли паровые дилижансы, владельцы железных дорог усмотрели в них конкурентов поездам. А в 1861 году провели в парламенте так называемый Locomotive on Highways Act – «Закон о локомотивах на шоссе». Железнодорожники выдвинули «железный» аргумент: многотонные (масса достигала порой 15 тонн) и быстрые (по тем временам скорость в пару десятков километров в час производила впечатление) паровики быстро разрушают дорожное покрытие.

Генри Джон Лоусон, известный также как Гарри Лоусон (1852 – 1925 гг.) – видный британский промышленник, конструктор велосипедов, основатель The Daimler Motor Company Limited (компания была поглощена фирмой Jaguar Cars). Умер, оставив наследникам «состояние» всего в 99 фунтов

За первым законом последовали и другие. Наиболее известный, 1865 года, вошел в историю как «Закон красного флага», поскольку не только ограничивал скорость самодвижущихся экипажей, но и требовал, чтобы в городской черте в 55 метрах перед машиной шел сигнальщик с красным флагом. Закон ограничивал скорость за городом четырьмя милями в час (6 км/ч), а в городской черте – двумя милями в час (3 км/ч). Подобное ограничение выглядело издевательством и делало эксплуатацию автомобилей абсурдной.

В свою очередь, у нового вида транспорта постепенно крепло собственное лобби. Это и промышленник из Ковентри Гарри Лоусон, приобретший лицензию на производство автомобилей у германской компании Daimler-Motoren-Gesellschaft, и Дэвид Саломонс, мэр Тунбридж Уэллса, устроивший 15 октября 1895 года первое в истории страны мотор-шоу, и видный представитель консервативной партии лорд Мюррей Финч-Хаттон, двенадцатый граф Уинчилси. Увлечь моторизмом удалось и принца Уэльского, будущего короля Эдварда VII. Во время самой первой поездки принц воскликнул, обращаясь к своему шоферу: «Эвелин, потише, а то страшно!» Несмотря на это, в дальнейшем он активно поддерживал начинание.

Ввезенный в Великобританию германский автомобиль Canstatt-Daimler, участвовавший в первом Emancipation run 1896 года

И вот наступил решающий момент, когда автомобилю предстояло доказать свое право на существование. В Великобритании к власти пришли консерваторы. 14 ноября 1896 года в британском парламенте состоялись дебаты, после которых в закон внесли послабления. Было введено понятие light locomotive (заметьте – пока никаких automobile и motor car). К таковым относились самодвижущиеся экипажи массой до 3 тонн. Им дозволялось двигаться со скоростью 14 миль в час (22 км/ч) за городом и 12 миль в час (15 км/ч) в городе.

Закон «красного флага» в действии. По закону, в экипаже полагалось быть не менее трех человек: кучер, кочегар и сигнальщик

Этого события ждали. По призыву Гарри Лоусона субботним утром 14 ноября в ресторане гостиницы железнодорожного вокзала Чаринг кросс собрались облаченные в дорожную экипировку мотористы. Известие о послаблении в законе вызвало всеобщее воодушевление. Граф Уинчисли публично разорвал красный флаг надвое. Гарри Лоусон выступил с краткой речью: «Моторы никогда не устают, их не загнать, как лошадь, никогда не падут, как лошадь, и не понесут!»

Возобновление гонки «Лондон – Брайтон» в 1927 году. Это первое в истории соревнование старинных автомобилей

В 10:30 собравшиеся дружно направились к своим моторам и, сопровождаемые велосипедистами (кто-то говорил, что собралось примерно 10 тысяч энтузиастов двухколесного транспорта), повернули по направлению к курортному городку Брайтон, что примерно в 60 милях к югу от Лондона. Из 33 экипажей, стартовавших в столице, гонку закончили 17. Примерно в 2:30 пополудни до Брайтона добралась первая из машин, французская трехколесная марки Bollée. За рулем был мэр города Ковентри. Полиция деликатно закрыла глаза на превышение скорости. Гонку назвали Emancipation Run – «Освободительный заезд».

В 1953 году режиссер Генри Корнелиус снял кинокомедию «Женевьева». Так назывался автомобиль, участвующий в гонке «Лондон – Брайтон». Эту роль доверили французскому двухцилиндровому Darracq 10/12HP 1904 года выпуска

В 1927 году гонку решили возобновить. С 1930-го она проходила под эгидой Royal Automobile Club. В соревновании разрешалось участвовать только автомобилям выпуска до 1905 года. С 1939 по 1947 год гонка не проводилась, а затем стартовала ежегодно. В 1953 году о памятном событии была снята кинокомедия «Женевьева». Соревнование стало настолько популярным, что в 1971 году участие в нем в качестве пассажира Daimler 1900 года приняла королева Елизавета II. Гонка стартует в первое воскресенье ноября из Гайд-парка и проходит главным образом по дороге А23. Протяженность дистанции этого, старейшего в мире автомобильного соревнования – 87 км. Наибольшее число участников собралось в 2009 году – 484 экипажа.

На гонку «Лондон – Брайтон» допускаются автомобили выпуска до 1905 года. В Великобритании регистрационные знаки присваиваются машинам на весь срок службы, поэтому тоже являются достопримечательностью. На снимке – Renault 10HP 1903 года. Фото: www.newspress.com

Подпишитесь на «За рулем» в