Российские НПЗ справились с планом модернизации производства

Соглашения о модернизации НПЗ, подписанные в прошлом году с нефтяниками, выполняются в полном объеме, а по некоторым позициям даже перевыполняются, сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Чиновник отметил, что план по выпуску топлива в 2011 году компании даже перевыполнили. Так, дизельного топлива произведено примерно на 1,8 млн тонн больше, чем было заявлено, керосина - на 400 тонн.

Под нажимом правительства впервые за много лет российские компании начали серьезно заниматься нефтепереработкой. Ранее нефтяники только декларировали свои намерения, получали под это преференции, но, как правило, объявленные планы модернизации выполнялись лишь частично. Вообще, у крупных игроков рынка порой появлялся соблазн воспользоваться ситуацией и заработать на создании топливного дефицита. Им было невыгодно вкладываться в модернизацию, они предпочитали более легкие пути. К примеру, выпускали мазут и экспортировали его. Но после того как вывозные таможенные пошлины на темные и светлые нефтепродукты уравняли, гнать мазут стало невыгодно. Теперь с экономической точки зрения интереснее выпускать продукты с более глубокой степенью переработки, имеющие большую добавленную стоимость. Более того, действующая сейчас система акцизов стимулирует нефтяников выпускать и более качественные светлые нефтепродукты, разъясняет «Российская газета».

Процесс жестко контролирует сразу ряд ведомств. Так, Ростехнадзор следит за исполнением обязательств нефтяными компаниями, Росстандарт - за выпуском продукции именно того качества, которое было заявлено, а ФАС следит за ситуацией в целом. К нарушителям будут применять санкции в виде оборотных штрафов, а также изъятие необоснованно полученного дохода.

Нужно отметить, что государство поменяло свои позицию в отношении модернизации НПЗ. Раньше считалось, что модернизация - личное дело самих нефтяников. Но как только возникли недопоставки топлива на рынок, а у нефтяных компаний появился соблазн наживаться на дефиците топлива, государству пришлось вмешаться. Это не стоит расценивать как давление на бизнес, скорее эти действия нацелены на сохранение стабильности топливного рынка.

По словам Анатолия Голомолзина, вместе с тем все-таки возникла необходимость доработать соглашения. Например, по обязательствам компаний в отношении сроков закупки и поставок оборудования, а также исполнения планов по строительно-монтажным и пусконаладочным работам. Это будет сделано в июле.

Кроме того, в июне ФАС проверит качество топлива на заправках.

Подпишитесь на «За рулем» в