В Москве заработал провалившийся в Париже велопрокат

Очередное нововведение Дептранса уже оценили как бессмысленную затею с богатыми коррупционными возможностями.

Столичный Дептранс, которому так и не удается решить проблему ежедневных пробок в городе, где пребывает до 10% населения страны, отрапортовал о старте московской кальки с парижской сети велопроката Velib. В прессе опубликованы парадные фотографии мэра Собянина, катящего на велосипеде в окружении улыбающихся молодых людей.

На практике же в первый день работы столичного велопроката в многомиллионном городе было арендовано… около 500 велосипедов. Причем помимо численной разницы с проектом Velib есть существенные отличия и в механизме работы. Так, чтобы взять велосипед в пункте проката, необходимо пройти муторную процедуру регистрации на сайте проекта. Оплатить пользование велосипедом наличными нельзя – нужно платить карточкой. В отсутствии велодорожек выехавшие на дорогу велосипедисты отнюдь не способствуют безопасному движению автотранспорта, а заезжая на тротуары, создают вполне реальную угрозу пешеходам.

Блогер Александр Евсин (Евгений Шульц) оценил инициативу Дептранса и его руководителя Максима Ликсутова как бесперспективную. В обоснование своего утверждения блогер приводит в пример французский проект, который не только находится на грани банкротства, но и, возможно, имеет коррупционную составляющую. Так, согласно сообщению BBC, cерьезнейшие проблемы Velib начались всего через 18 месяцев после запуска в июле 2007 года. Однако 7800 велосипедов стоимостью в 400 евро каждый были украдены, а 11 600 пострадали от вандалов. В день приходится ремонтировать по 1500 велосипедов. Организатор проекта — корпорация JCDecaux, которая содержит его в обмен на 10-летнюю лицензию на размещение рекламы на 1628 билбордах в Париже, заявила, что ее расходы слишком велики и компания желает пересмотреть контракт, переложив затраты на муниципальные власти.

Вопросы у Евсина вызывает и сам факт того, что Дептранс вместо пробок занялся проблемой велосипедного проката, которая более подходит под компетенцию департамента культуры – в Москве с ее скоростным режимом, улично-дорожной сетью и климатом велосипед не может быть чем-то большим, нежели средство активного отдыха. Есть вопросы у блогера и касательно личности автора проекта. По утверждению Шульца, это один из советников Ликсутова, некий Алексей Митяев, который «раньше активно боролся через The Village (сетевое издание. – Прим. ред.) с МКА и НИИ Генплана за то, что его не пустили на конкурс по проектированию велодорожек... В итоге он встретился с Капковым и Ликсутовым, сказал то, что надо сказать, но сразу же продался и устроился на работу к Ликсутову советником по хипстерским велоделам и пешеходным зонам». Как следует из слов самого Митяева, опубликованных в журнале «Огонек» еще в октябре прошлого года, затраты города на велопроект значительно превосходят эффект — «в этом году из бюджета Департамента капитального строительства на установку велодорожек было потрачено около 200 млн рублей. Дополнительно другие городские департаменты, а также префектуры вели локальные работы, и, по моей оценке, эта сумма составила примерно 250-300 млн рублей. Бюджет на 2013 год сейчас еще разрабатывается…».

Примечательно, что ни столичный мэр, ни его зам — руководитель Дептранса, активно претворяющий в жизнь дискриминационные меры против столичных автомобилистов, на велосипед пересаживаться не собираются, как не собираются отказываться от служебных авто. Кстати, у долларового миллионера и владельца недвижимости в Эстонии Максима Ликсутова в личном пользовании, согласно декларации за 2012 год, имеются: Lamborghini Diablo, Dodge Viper, Mercedes-Benz G 55 AMG, Mercedes-Benz ML 500 и мотоциклы Aprilia Sportciti 250, Piaggio 244, Honda GOLDWINGGL 1800 MOTORTRIKE, ApriliaScarabeo 125, Honda NSA 700 A. Супруга заместителя мэра также не ездит по городу на велосипеде — ей принадлежат Mercedes-Benz GL 550, Mercedes-Benz ML 350, Lexus LX 570, BMW 750Li xDrive и мотоцикл Harley-Davidson V-Rod Muscle.

Подпишитесь на «За рулем» в