Иностранные автопроизводители готовятся покинуть Россию

Прогнозы развития ситуации в отечественном автопроме становятся все хуже. Объемы продаж в текущем году могут оказаться ниже самых пессимистичных прогнозов AEB. В связи с этим многим сборочным производствам выгоднее будет свернуть российскую сборку. В зоне риска Peugeot Citroen, BMW, SsangYong, Opel и китайские бренды. Этот вопрос вчера обсуждали на экспертном совете при комитете Госдумы по промышленности.

На вчерашнем заседании экспертного совета Госдумы российские автопроизводители заявили, что без мер господдержки авторынок продолжит сокращаться. Только в январе — мае падение составило 6%. Специалисты компаний утверждали, что динамика спроса на новые машины существенно отличается (в худшую сторону) от прогнозов государственной стратегии развития автопрома до 2020 года. Уже в этом году объем рынка может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 году разрыв достигнет 36% — 2,3 млн машин вместо 3,6 млн, пишет «Коммерсант».

При сохранении ситуации в экономике и снижении импортных пошлин из-за ВТО (сейчас на новые легковые автомобили они составляют в среднем 25%, к 2019 году снизятся до 15%) локализовать производство в России после 2017 года будет невыгодно. В итоге доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 млн машин (в 2013 году — 700 тыс. автомобилей, или 29% рынка) против 20%, заложенных в стратегии. Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.). Уже сейчас для сокращения выпуска в РФ иностранных машин есть предпосылки: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с крупными предприятиями Европы. Для устойчивого положения на рынке завод должен производить не менее 200-400 тыс. машин в год, но сейчас в России такими мощностями располагают лишь АВТОВАЗ, Volkswagen и Hyundai-Kia.

На сегодняшний день государство частично субсидирует автозаводы, но эти деньги фактически компенсирует отечественным предприятиям утилизационный сбор — 84,3 млрд руб. в 2014 году. Субсидирование дает преимущество в 5-10% по сравнению с импортом, но после снижения импортных пошлин, согласно нормам ВТО, перспективы становятся менее радужными. Сейчас производители экономят с учетом субсидий около 0,6-1,5 тыс. евро на автомобиль. При объеме от 50 тыс. машин в год без субсидий экономия от локализации по сравнению с импортом будет составлять 60 евро на автомобиль, а от 10-25 тыс. придется еще и «доплатить» 0,5-1,3 тыс. евро на автомобиль. В результате может уйти в прошлое так называемая сборка по контракту, которая на данный момент производится на «Автоторе», Derways, «Соллерсе», «Группе ГАЗ». В зоне риска прекращения сборки в России и перехода на импорт находятся китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel.

Вчера тревожное сообщение поступило и о «Группе ГАЗ» — предприятиям Группы придется уволить около 5 тысяч сотрудников, если государство в ближайшее время не поддержит рынок легких коммерческих автомобилей и автобусов. Причинами кризиса стали нестабильная экономическая ситуация и общее изменение структуры бизнеса и перевозок.

Подпишитесь на «За рулем» в