За прошедшую неделю караван «Шелкового пути» успел преодолеть без малого 5000 км пути, из которых 2100 км пришлось на спецучастки. Экипажи пересекли Казахстан, на территории которого оказался проложен самый длинный СУ — 484,47 км. Рельеф местности постепенно сменился степями и каменистыми поверхностями, а вот погода не особо радовала — дожди и не сказать, чтобы жарко. Зато в Китае, куда участники прибыли в субботу, началась настоящая жара: температура воздуха под 40 градусов. Под ногами уже пустыня и непростые пески.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Поначалу в зачете грузовиков лидировал Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing). Он шел достаточно стабильно, выиграв четвертый этап. Однако уже на пятом этапе чех вылетел с трассы и увяз в грунте. Пока выбирался, потерял около 40 минут, что стоило ему лидерства в общем зачете Т4.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Пятый этап, который пришелся на 12 июля и маршрут которого пролегал из Астаны в Семей, выиграл Дмитрий Сотников (КАМАЗ-мастер). Вторым стал экипаж его сокомандника Антона Шибалова. Преимущество по времени, с которым оба финишировали, позволило им опередить Коломы и выйти в лидеры категории Т4.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
На следующий день к ним подтянулся Эдуард Николаев, оформивший победу на шестом этапе. А следующие два этапа, седьмой и восьмой, вновь выиграл Дмитрий Сотников. КАМАЗ-мастер вышла в безоговорочные лидеры. Главный ее соперник Жерар де Рой (Petronas Team De Rooy Iveco) выбыл из борьбы за подиум еще на пятом этапе: на его грузовике лопнул правый лонжерон кабины, и голландец предпочел досрочно завершить спецучасток и отправиться сразу на бивуак.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Интересно, что похожая поломка приключилась и на грузовике Эдуарда Николаева днем позже, однако экипаж завершил спецучасток, лишь незначительно сбросив скорость.
Эдуард Николаев (КАМАЗ-мастер): «Одна из основных задач этого ралли для нас — испытание новой техники перед ралли „Дакар“, а новинок у нас в команде немало. Несмотря на то, что мы сегодня первые на этапе, нам не удалось продемонстрировать то время, которое мы хотели и могли показать. За 120 км до финиша у нас произошла поломка, связанная как раз с тем узлом, который мы испытываем, — это подвеска, установленная на нашем автомобиле и на автомобиле Антона Шибалова. К счастью, у Антона этот дефект пока себя не обнаружил, но у нас при пересечении рва, кронштейн подвески кабины не выдержал и обломился. Завершать гонку пришлось уже в более щадящем режиме, поэтому не показали тот результат, к которому стремились. Тем не менее, слава богу, что мы не сошли. Сейчас мы разберемся, сделаем анализ и уже к „Дакару“ подготовим, усилим этот узел».
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Перед стартом «Шелкового пути 2017» подробнее о технике команды рассказал Айрат Мардеев. Беседа состоялась на палубе дебаркадера: именно к нему подошел буксир-толкач с баржей, на которой были установлены грузовик КАМАЗ-мастер и прототип Peugeot 3008 DKR. Фотографии этой необычной инсталляции на судоходной технике моментально разошлись по соцсетям — буксир с баржей курсировал по Москве-реке целый день.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Айрат Мардеев: «Мы никогда не переходим всей командой на какое-то новшество. Поэтому на каждой машине установлен один или несколько новых компонентов. На моем грузовике мы начали пробовать автоматическую коробку. На машине Антона Шибалова тоже установлена новая коробка, только другой модели: механическая, облегченная.
У меня — гидромеханический автомат, без робота, без сцепления. В ней есть разные режимы, но я еду все время в ручном. Можно сказать, это подобие секвентальной коробки, только для грузовика. У нас в ней семь передач, но первая и седьмая не используются. Шестая передача нужна на длинных прямиках, чтобы разгрузить мотор.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
С этой коробкой я проехал две гонки, в Крыму и Волгограде, и еще тесты в Астрахани. Коробка хорошо показала себя: заметно улучшилась динамика. Минус в плане проигрыша на торможении: не получается так же активно тормозить трансмиссией. В целом интересное решение, всё хорошо. На автомате даже физически легче ехать, на механике больше работы. Это повышает и темп — меньше устаешь.
Жерар де Рой тоже поставил автоматическую коробку. Так что «Шелковый путь» будет генеральной репетицией перед «Дакаром» и покажет, будем ли мы все переходить на эти коробки. Сейчас самое важное — посмотреть, какой у нее ресурс, как она покажет себя при высоких температурах.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
В подвеске мы все перешли на пружины. Долго шли к этому, сильно переживали из-за надежности: иногда мы отрывали их. Компания-поставщик амортизаторов учла наши просьбы и доработала их. Я уже проехал две гонки на этих пружинах, никаких поломок не было. Надеюсь, и весь «Шелковый путь» мы проедем на них. Пружины очень помогают на бездорожье, пересеченной местности, но если ошибся — сразу оторванный амортизатор. Не прощает ошибок. Но зато помогает ехать быстрее, только более концентрировано».
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Еще год назад КАМАЗ-мастер рассказывала о подготовке «капотника». Однако на старт «Шелкового пути» он пока не вышел — работы продолжаются.
Айрат Мардеев: «Сейчас мы сделали упор на подготовку нового автомобиля с новым двигателем, который будет отвечать техническому регламенту 2019 года. Капотник остался немного в стороне, но мы над ним тоже работаем. Изначально он готовился к участию в „Шелковом пути“, но выставлять „сырую“ машину неправильно, и решили повременить с его дебютом. По окончании марафона мы поедем на тесты капотника.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
На него установлен такой же двигатель, как и на грузовике Дмитрия Сотникова: рядная шестерка на 13 литров — другой мотор в капотник не влезает. Мы сознательно ушли от арендованных моторов, поскольку в таком случае ты не можешь менять в нем что-то. Для нашей команды это не подходит, мы должны понимать, что и как работает. Мы пошли по более сложному, дорогому пути, но разработали свой мотор, со своими настройками».
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Все грузовики КАМАЗ-мастер едут на серийных грузовых шинах Continental HCS, размерности 14.00R20. Компания-производитель поясняет, что эта внедорожная модель разрабатывалась специально для сложных условий и эксплуатации вне асфальта: у шин высокопрочный каркас и особая резиновая смесь, которая выдерживает повышенные нагрузки и меньше страдает от порезов и разрывов. Шина способна работать в широком температурном диапазоне, в том числе зимой.
Айрат Мардеев: «Мы много разных покрышек испытывали, остановились на Continental HCS. Универсальная резина, хорошо держит боковые уводы и лучше себя чувствует на извилистых быстрых трассах. У нее жестче корд, она меньше боится проколов. В Китае это очень актуально. Там много мест, где мы едем по бездорожью и где очень много кустов — верблюжьи колючки, которые не объедешь. Поэтому мы едем прямо по ним, а эти колючки пробивают колеса просто на ура. Мы так на „Дакаре“ пробили четыре колеса. Эта модель покрышек Continental, наоборот, хорошо сопротивляется проколам. На ней немного тяжелее в песках, за счет более жесткой резины, но мы уже приспособились, немного другую траекторию выбираем: надо ехать чуть шире, и проблем никаких не будет. На этой резине я проехал весь „Шелковый путь“ в прошлом году и весь „Дакар“.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Помимо колючек, в Китае есть еще одна вещь, от которой никуда не деться, — жара. Как быть и как ехать в таких условиях несколько сотен километров спецучастка и лиазона?
Айрат Мардеев: «На всех грузовиках, кроме Дмитрия Сотникова, стоят кондиционеры. Диме не так повезло из-за воздухозаборника — кондиционер его перекрывает. Пришлось пожертвовать им. Но когда начинается особая борьба за секунды, первое, что мы выкидываем, — это кондиционер. Ну а что там снимать? Четыре болта открутил и выкинул.
Так, он, конечно, помогает. Особенно в Китае. В прошлом году кондиционер у нас отказал, причем в самый жаркий день. Конечно, мы ехали, но было так, мягко говоря, тепло. В кабине — в районе 60 с копейками градусов. По ощущениям — как в бане едешь. На финише нас встречал Владимир Геннадьевич Чагин, посмотрел на нас — мы никакие вылезли из машины, и спросил: «Неужели настолько жарко?». «Тепло у вас тут в Китае», — отвечаю.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Чтобы проехать такую сложную гонку, мы специально готовимся, работаем с инновационным центром, проходим гипоксическую подготовку. У нас есть криокамера. Одна стоит на базе команды, другую повезем с собой в одной из техничек. Проведем эксперимент, посмотрим, как она поможет на жаре. В криокамере температура минус 130 градусов по Цельсию, поэтому главное — не переборщить. Очень много спортсменов в мире для восстановления после спецучастков пользуются ею, и мы тоже не стоим на месте.
В целом, самое главное после любого этапа во время гонки — поспать нормально. Это лучшее лекарство, и его все время не хватает. Поесть еще надо нормально. На гонках мы едим только один раз — это ужин. И вовремя лечь. И не ломать машину, чтобы механики тоже отдыхали и не вспоминали нехорошими словами».
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Одиннадцатый этап марафона «Шелковый путь» стартует 19 июля. Маршрут проложен из Дуньхуаня в Цзяюйгуань. В связи с решением китайских властей объявить зону охраны окружающей среды первый спецучасток этапа отменен. Вторая секция сохранена: 237 километров. Трасса пройдет среди каньонов и станет одним из самых сложных испытаний на территории Китая.
Шелковый путь, КАМАЗ, КАМАЗ-мастер, Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Жерар де Рой
Результаты 10 этапа марафона «Шелковый путь», грузовики:
1. Эдуард Николаев (КАМАЗ-мастер) — 3 ч 35:21
2. Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing) +1:29
3. Дмитрий Сотников (КАМАЗ-мастер) +2:29
4. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +3:14
5. Айрат Мардеев (КАМАЗ-мастер) +5:47
Положение в общем зачете, грузовики:
1. Дмитрий Сотников (КАМАЗ-мастер) — 31 ч 27:50
2. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +15:12
3. Айрат Мардеев (КАМАЗ-мастер) +29:48
4. Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing) +30:30
5. Артур Ардавичус (Astana Motorsport De Rooy Iveco) +1 ч 50:07
Россияне опередили своих извечных соперников и несколько раз спасли Peugeot.
Фото: пресс-служба марафона «Шелковый путь», пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер», пресс-службы «ТОТАЛ ВОСТОК».