УМЕЙТЕ СЧИТАТЬУПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМПокупка автомобиля может стать своеобразным банковским вкладом.Андрей АВРУГОВ Деньги, которые я трачу на приобретение автомобилей, не только остаются в сохранности, но и приумножаются. Это возможно и для вас, если будете соблюдать три правила. Первое. Приобретаете автомобиль с прицелом на последующую продажу. То есть заранее исключаете покупку рухляди, которая после вашей недолгой эксплуатации будет годна только на выброс. Второе. Покупаете машину осенью, когда цены падают, а продаете весной, когда они, как правило, начинают расти. Реальный пример из моей практики. В сентябре 1997 года я приобретаю "восьмерку" 1988 года выпуска с пробегом 67 000 км за $3000. На аптечку, аварийный сигнал, огнетушитель трачу $26. Еще $120 - оформление в ГАИ и все налоги. Всего - $3146. Я успешно езжу на ней всю зиму ив начале мая продаю за $3600. Оформление за счет покупателя. Третье. Рассматриваете все усовершенствования, которые хотите внести в купленный автомобиль, как способ повысить его привлекательность для последующей продажи и, следовательно, увеличить вашу будущую прибыль. В этом случае ход рассуждений примерно таков: "Хорошо бы покрасить кузов, но это обойдется в $1000, а в цене моя старушка от этого больше чем на $500 не подрастет. Так зачем красить? Как говорится, цвет на скорость не влияет. Лучше дождусь весны, продам ее, добавлю эту тысячу и возьму что-нибудь "покруче"." Один мой знакомый путем таких последовательных приобретений за четыре года прошел путь от десятилетней "копейки" до новой "Шкоды". Вложив изначально $1500 и добавив в процессе последующих покупок еще $3,5 тысячи, он в конце концов стал обладателем капитала в $12000. Почти 150 процентов прибыли в валюте! Получается, что вложение денег в автомобиль может стать увлекательной и азартной игрой по управлению собственным капиталом. Однако, чтобы побеждать в этой игре, нужно владеть базовой иншишомформацией, к которой я отношу данные о поведении цены автомобиля в зависимости от его возраста и стоимость ежемесячной эксплуатации машины. Начнем с цены. Наиболее интенсивное падение происходит в первые годы эксплуатации автомобиля. По данным страховых компаний, новая иномарка в первый год теряет 25% своей цены, а в последующие девять лет - по 5% в год. Хотя отдельные модели и за три года могут потерять до половины своей стоимости. Российские автомобили до недавнего времени половину стоимости сбрасывали в течение девяти лет (!), но не так равномерно, как иномарки. Самый интенсивный период снижения цены на них приходился на первые три года, когда она падала по $1000 за год. С четвертой тысячей ВАЗ неохотно расставался в течение последующих шести лет. Это легко можно проследить по графику (1), который я составил, пользуясь таблицей цен журнала "За рулем". Теперь о стоимости содержания и обслуживания. Золотое правило - автомобиль должен соответствовать доходамПАДЕНИЕ ЦЕНЫ АВТОМОБИЛЯ С ВОЗРАСТОМЗАВИСИМОСТЬ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ОТ ЕГО ВОЗРАСТАг ооо г900 800 ТОО 600^ji3SШщ\47ф1— О —Затраты на содержание, руб/мес. Средние затраты на содержание, руб/мес.1000»а»>ш%X<*3 «ч i.4?iTu.i.'»ВАЗ 2109 ВАЗ 2108 Среднее ВАЗ 2106 ВАЗ 21053владельца. Посмотрите, сколько по Москве ездит иномарок с заклеенными стеклами, с разбитыми фарами, мятыми кузовами. Не думайте, что у их хозяев нет времени на ремонт. Чаще - нет денег! Ведь средняя стоимость нормо-часа по обслуживанию иномарок в Москве - $50-60. А во что обходятся запчасти!82ЗР 12/98