131
рулевом колесе или разъединившемся; кардане рулевого вала? Единственное решение, хоть как-то позволяющее снизить тяжесть последствий, - это торможение на юз до полной остановки. Почему именно на юз? Потому, что автомобиль сохраняет прямолинейное движение независимо от положения управляющих колес; в этом случае даже при ударе о препятствие максимально эффективно работают ремни безопасности, да и меньше риск "перезнакомиться" со всеми машинами на шоссе. (Разумеется, речь здесь идет об участке дороги с более или менее ровным покрытием: попади заблокированное колесо в выбоину - и траекторию движения автомобиля будет трудно предугадать. Остается надеяться на то, что вы - не участник ралли и снижаете скорость перед разбитыми участками дороги, да еще, может быть, на то, что когда-нибудь наши дороги перестанут быть "источниками повышенной опасности".) Ни в коем случае нельзя отпускать педаль тормоза или ослаблять нажим до полной остановки, иначе автомобиль рывком уйдет в ту сторону, в которую повернуты управляющие колеса. При разъединении рулевого колеса и редуктора (рейки) это направление будет вообще непредсказуемо. Сказанное, конечно, предполагает, что тормоза вашего автомобиля в полном порядке, иначе самого торможения "на юз", с полным блокированием колес - особенно на сухом, твердом дорожном покрытии - может не получиться. И еще одно напоминание: если вы даже избежали аварии, не трогайтесь в путь, пока не устраните неисправность. Помните - движение с неисправным рулевым управлением - запрещено! можно (а качество деталей, выпускаемых у нас сегодня, стало уже притчей во языцех). При отсутствии же (поломке, неправильной установке) этого кольца ничто не мешает подшипникам выпрессоваться вниз вместе с осью и рычагом. Старый маятниковый рычаг и подобный ему "подшипниковый" (фото 2и 3) лишены этих недостатков.тшштощжшДешевые аккумуляторы служат по десять лет.В редакцию одновременно пришли два письма-отзыва об аккумуляторных батареях 6СТ-55АЗ Тюменского аккумуляторного завода. А. Ахаминов из Нальчика сообщает, что на его "Жигулях" исправно работает батарея, выпущенная в 1988 году: "Я только доливаю дистиллированную воду, долго не держу включенным стартер, слежу за зажиганием и карбюратором. Езжу каждый день. Очень благодарен изготовителям этого аккумулятора". И. Логинов из подмосковной Балашихи пишет, что на купленном в 1987 году "Москвиче2140" до сих пор работает батарея 6СТ-55АЗ Тюменского аккумуляторного завода. Машина прошла более 100 тыс. км, Старый (слева) и новый тостоит в неотапварные знаки Тюменского ливаемом гарааккумуляторного завода. же. За все время два-три раза доливал дистиллированную воду, других операций не выполнял. "Через редакцию журнала хочу выразить благодарность всем инженерам и рабочим, которые принимали участие в изготовлении такой качественной батареи". Приятно было вместе с авторами писем порадоваться тому, что отечественные изделия служат не хуже, а лучше иных зарубежных. Тем более, что подобные отзывы далеко не первые, поступившие в редакцию. Но именно они побудили нас обратиться на Тюменский завод, чтобы узнать, как там обстоят дела сегодня. Вот что рассказал его главный инженер Сабирьян Еникеев. ко мы регулярно получаем письма от потребителей, сообщающих о надежной работе батарей в течение многих лет. Не все из них, конечно, могут похвастать таким долголетием, поскольку существует немало причин, снижающих срок их службы. Это в первую очередь неисправности электрооборудования автомобиля, слабое натяжение ремня генератора, плохо отрегулированное реле напряжения. Но не только. Бывает, оставляют на хранение совершенно разряженные батареи ив сильный мороз у них лопается корпус. Случается, в качестве электролита используют... азотную или уксусную кислоту, а вместо дистиллированной воды доливают серную кислоту. Но это уже из разряда курьезов. Завод принимает батареи, у которых в ходе эксплуатации обнаружились те или иные дефекты. В 1997 году было возвращено всего 0,4% реализованных 6СТ-55ПМА. Все дефектные аккумуляторы исследуются на предмет выявления причин, в первую очередь технических, выхода их из строя. Это позволяет своевременно улучшать наши изделия. Например, завод освоил собственное производство моноблоков и других деталей батарей из ударопрочного сополимера пропилена, внедрено изготовление сепараторов ПВХ, для чего был закуплен в Германии комплект специального оборудования. На заводе мы постоянно проводим сравнительные испытания импортных аккумуляторов - закупаем их в обычных магазинах. Срок службы этих батарей примерно такой же, как иу наших.&т&,Маятниковый рычаг на подшипниках, сделанный по "классической" схеме.Такую вот информацию предоставил Аккумуляторные батареи 6СТ-55АЗ нам главный инженер завода. Однако он мы делаем по лицензии и на оборудоване упомянул об очень-очень важном: цена нии, закупленном у фирмы "Юнгфер" (Автюменских аккумуляторов намного ниже, стрия). В 1992 году в связи с введением у чем у именитых аналогов. А это для наших нас новых ТУ обозначение батарей было автомобилистов подчас решающий факизменено на 6СТ-55ПМА. Их технические тор при покупке. характеристики соответствуют требоваМы планируем эксплуатационные исниям стандарта DIN. пытания тюменских батарей на редакциСредний срок службы изделий - от 3 онных автомобилях, о результатах котодо 5 лет, гарантийный срок - 2 года, одна- рых проинформируем читателей.ЗР 12/98131