ЛЯ ВАС и ВАШЕЙМАШИНЫ часть его способностей останется нераскрытой. Например, на ВАЗ-2101 исчезнут упоминания про подсос, неисправность тормозов и задний ход, поскольку соответствующими датчиками "копейки" не оснащены. Кроме того, на таких машинах, как ВАЗ-21013 или АЗЛК-2141, датчики ручного тормоза и низкого уровня тормозной жидкости включены параллельно, поэтому установка на них КОМБАТа потребует введения двух дополнительных диодов. В документации про подобные тонкости ничего не сказано, зато в рекламном проспекте изделия зачем-то упомянуты иномарки "Запорожец" и "Кадиллак". Датчик температуры единственный аналоговый датчик автомобиля, подключаемый к КОМБАТу. Отследить на нем уровень напряжения, соответствующий критической температуре, не так-то просто, учитывая разброс параметров датчика и колебания напряжения бортовой сети. КОМБАТ таким преМихаил КОЛОДОЧКИН мудростям не обучен, поэтому слышим упомянутые выше фравообще неудобно причислять к его сообщения о перегреве двигателя будут столь же точными, зы. Ток потребления при этом словам - так, набор звуков. возрастает до 160 мА. В принципе КОМБАТ можно как прогнозы синоптиков... В общем, КОМБАТ предКачество звучания можно установить практически на люоценить как среднее - некотобые автомобили с питанием +12 ставляет собой типичную рарые слова не столько слышишь, В, однако на некоторых из них диолюбительскую разработку, поставленную "на поток". С установкой она обойдется потреПРИМЕРЫ РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ "APO-ABTO" бителю примерно в $100. Время Время Количество сообщений повторного первого Аварийные сообщения (вторичное - со словом Жаль, что создателям изделия "Повторяю! срабатывания сообщения не хватило терпения довести 0,5 с1 мин Критическое давление масла его до ума. 1 мин Перегрев двигателя 2 0.5 с На фото справа представ1 мин 0,5 с Напряжение занижено 2 0.5 с1 мин Напряжение завышено 2 лено изделие более "высокого Нет тормозной жидкости 0.5 с1 мин 2 полета" - бортовая аппаратура 1 мин 0.5 с Маиина на ручном тормозе 2 при каждом включении речевого оповещения "АРО-ав1 мин 4с Минимум топлива 2 то-10", выпускаемая нижего1-2 мин Открыта дверь ("Колокол") При каждом открывании 0,5 с (постоянно) родской фирмой "НПП Связь50с Включен указатель поворота При каждом включении Комплекс". Понятно, что в ос"Габариты" включены Через 1с после новном она ориентирована на выключения "Волгу" ГАЗ-3110. зажигания Через 0,1 с после "Колокол" По сравнению с КОМБАвключения Том возможности "АРО-автозажигания 10" гораздо шире. Число прогоКонтрольные сообщения вариваемых фраз достигает Давление масла ... целых ... десятых единиц (от 0 до 6 через 0,10) Температура охлаждающей жидкости ... градусов (от 10 до 120 через 5) нескольких сотен - помимо Напряжение ... целых ... десятых вольта (от 10 до 15 через 0,1) стандартных аварийных сообЗапас топлива ... литров (от 0 до 75 через 1) щений, устройство умеет выдаДиагностические сообщения (выборочные примеры) Малый ток клапана рециркуляции. Обрыв: Y22, провод бело-зеленый вать контрольные сведения о А5/4, оранжевый К26/86. запасе топлива, температуре Ток перегрузки топливного насоса. Короткое замыкание: провод желтокрасный А5/22. 'Тосола", сообщать номер оборпотребления в режиме молчания составляет 89 мА. Поочередно дотрагиваемся оставшимися проводами до клемм нужной полярности - из динамика доносится женский голос, и мы сколько угадываешь. Во всем чувствуется какая-то неаккуратность - совершенно ненужное "задний ход" произносится с британским акцентом, а обрывистые "бензин" и "подсос"Появление на российских автомобилях говорящих бортовых компьютеров вызовет у многих чувство раздражения зачем учить говорить то, что не умеет нормально ездить? Может быть, и незачем - говорящий отечественный автомобиль будет ломаться так же часто, как и раньше. А хорошо поставленный дикторский голос, извещающий об исчезновении "тормозухи" или перегреве мотора, лишь спровоцирует замученного водителя на диалог с применением ненормативной лексики. Что же представляет собой современная "говорилка" - полезный прибор или очередную внутрисалонную побрякушку? На фото слева представлено устройство КОМБАТ-7 (КОМпьютер Бортовой Автомобильный семифункциональный). Симпатичный пластмассовый корпус содержит 12-проводный разъем, облегчающий подключение изделия к бортовой сети автомобиля. Наклейка на донышке указывает на предназначение изделия - ВАЗ21 04, 2105, 2107,2108, 2109. Из описания следует, что КОМБАТ умеет произносить следующие фразы - неисправность тормозов, перегрев двигателя, давление масла, ручной тормоз, бензин, задний ход и подсос. Для этого его нужно подсоединить к соответствующим датчикам автомобиля. Знакомство со схемой и многократное изучение описания вызвали разочарование неточности и неряшливость здесь на каждом шагу. Датчик указателя уровня и резерва топлива изображен с одним выводом, что может спровоцировать ошибочное подключение КОМБАТа к стрелочному указателю вместо контрольной лампы резерва. Датчик ручного тормоза изображен без промежуточного реле-прерывателя, установленного на части автомобилей. Грамотнее было бы рекомендовать монтаж не к контрольной лампе, а непосредственно к датчику. Включаем питание - ток#***чт<4СКАЖИГоворящие системы на борту автомобиля.•#*78ЗР 12/98