104
105
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ.i^S^s^** аВстреча с Михаилом БоярскимЛ еонид САПОЖНИКОВ Фото оятопп- Михаил, я думал, что в вашей большущей квартире повсюду шпаги. А вижу три гитары, и это в одной лишь гостиной. Музыка - ваше хобби? - Могла быть и профессией. Родители страстно желали, чтобы я стал пианистом. Но битлы, которыми я фанатично увлекся, испортили мне карьеру, - увели от классики в рок. И я, окончив музыкальную школу, поступил вместо консерватории в театральный. - То есть пошли по стопам родителей, замечательных ленинградских артистов. И вашего дяди Коли. Ведь это он, Николай Боярский, сыграл Адама Козлевича в фильме "Золотой теленок"? - Да, он... По-моему, я менее интересный артист, чем родители, просто средства массовой информации сделали меня популярнее. - Но было и везение, не так ли? Роль д'Артаньяна оказалась для вас счастливым билетом... - ... который я вытянул случайно. Шел по Москве, встретил Илью Резника. "Приехал сниматься в "Трех мушкетерах"?" - спрашивает. "Я и не слышал про этот фильм". "Как? Ты, волосатый, усатый?! Да тебе туда прямая дорога! Я скажу режиссеру". Может, он сказал, а может, кто еще, но пришла мне в Ленинград телеграмма: "Приезжайте для проб на роль Рошфора". А я работал в театре Ленсовета и был очень загружен. Мы с мамой без внимания оставили этот вызов. Она сказала: "Что это тебе, Миша, в кино всяких негодяев предлагают?". Пришла вторая телеграмма: "На выбор - Арамис, Атос". Тоже не поехал. А после третьей, с приглашением пробоваться на роль д'Артаньяна, мама говорит: "Ну вот, теперь пора"... - На чем было труднее учиться - на лошади или на автомобиле? - Я до сих пор не владею в совершенстве верховой ездой. У лошади ведь индивидуальный норов посильнее, чем у машины. Хорошо, я со школьных лет обожал лошадей и, попав в колхоз, вечно на конюшне ошивался. Поэтому, по крайней мере, не боялся их, как многие артисты... Точно так же ис автомобилем - я просто нормальный городской водитель на три твердых балла. - Давно за рулем? - Лет двадцать. Сначала были "Жигули", одиннадцатая модель. Потом много других машин, в том числе "Мерседес", я купил его у консула японского. А сейчас у меня "Нива". - От "Мерседеса" - к "Ниве"? Нетрадиционный путь, что и говорить... - Знаете, в Петербурге порой приходится ездить по таким колдобинам, что "Нива" выручает. И потом, я хочу иметь машину, которая не нуждается в сочувствии. Эту могу не закрывать, могу не думать о ней вообще. За три года она уже побита, потерта, уже можно пепел стряхивать куда угодно... - Но мотор-то, наверное, бережете? - Нет. Чего его беречь? Пускай он меня бережет. Я считаю, машина должна работать на меня, а не я на машину. Если она ломается, значит, виновата она, а не я. - О вкусах не спорят. Но герой Дюма, помнится, был внимательнее к своему транспортному средству... Кстати, как влияет на манеру езды гасконский темперамент? - Когда-то я носился с сумасшедшейскоростью - все пытался проверить, на что способна машина. Если кто-то меня обгонял, это казалось оскорблением. Слава Богу, прошло, успокоился. 90 - моя любимая скорость на трассе. Тогда все получается автоматически, голова свободна, можешь предаваться фантазиям, воспоминаниям и так тебе хорошо! Но стоит поехать 105 все исчезает, остается только дорога... Это не значит, что в экстремальной ситуации я не сумею прорваться. Мне приходилось подбирать на дороге людей, пострадавших в аварии, и везти их в больницу в режиме "скорой". Тут я себе многое позволял, благо опыт, в общем, достаточный. - Вы до сих пор один из самых популярных и узнаваемых артистов. Это помогает жить? - У каждой медали две стороны. Одни тебя любят, другие не выносят. Тебе могут нацарапать на машине очень короткую рецензию или проколоть шины, выбить стекла. Причем не только от ненависти, но и от любви. - От любви?! - Ну, да - за то, что не обращаешь внимания. Есть такие женщины... Или, скажем, спешишь на самолет, останавливаешь машину. Кто-то вообще не возьмет с тебя денег, другой сдерет вдесятеро больше, чем положено. То же с ГАИ. Девять инспекторов отпустят с миром: "Миша, ты поаккуратней езжай!" - зато уж десятый за мелкое нарушение поизмывается всласть. Дескать, думаешь, если ты артист, тебе все можно?! Он, так сказать, оттягивается на этом. Самоутверждается. - Или его жена слишком горячо реагирует на образ. - Вполне возможно... Не поверите, я мечтаю о встрече с инспектором, который оштрафовал бы меня за дело и при этом спросил: "Будь вы на моем месте, разве не так бы поступили?" Мне нужна от представителей власти умная принципиальность тогда я был бы спокойнее за своих детей. Это ведь очень важно. Хотя, конечно, удобно, когда прощают. - "Пора-пора-порадуемся на своем веку красавице и кубку...". Он, говорят, радовал вас сверх меры?104ЗР 12/98 - Я считаю, что спиртное - одно из лучших изобретений человечества. Самый лучший разговор с другом - за бутылкой, самое приятное общение с женщиной - за бокалом вина. Я это любил, но после "Д'Артаньяна и трех мушкетеров" выпивка стала приобретать прямо глобальные масштабы. Я пил с утра до ночи, всюду и со всеми подряд. Что, в общем, серьезно подорвало здоровье. В какой-то момент пришлось выбирать - либо профессия, либо выпивка. Последние лет пять не пью вообще. Справился с этим сам, без врачей. - И не тянет? - Тянет. Ну, как представить, скажем, баню или рыбалку без выпивки? Но я натура увлекающаяся: если снова начну, остановить меня будет практически невозможно. Поэтому я сублимирую: бросаюсь в разные проекты, отнимающие все силы и время. Один из таких проектов - петербургский театр "Бенефис", которым я руковожу. - Ваша квартира потрясает изысканным ремонтом, который, по слухам, длился четыре года. Это тоже антиалкогольный проект? - Тоже. Иначе гвоздя бы тут не вбил. - Первым гостем нашей рубрики был Юрий Никулин. Вы, наверное, с ним встречались не только в передаче "Белый попугай"? - Я был у Юрия Владимировича дома (кстати, скромность его квартиры меня поразила). В Петербурге много возил его по городу, у меня тогда были "Жигули". И он, увидев их, обрадовался: "Вот это машина, я понимаю! Не то что шестисотый "Мерседес" Кобзона, который не заводился и нам пришлось его толкать". - Это он мог и придумать. - Придумал, наверно. Просто хотел сделать мне приятное. - Вспомнили "Белый попугай" - не обойтись без автомобильного анекдота. - Вот один из самых коротких. Французский полицейский - водителю: "Почему вы врезались в автомобиль этой мадам?" "Она показала поворот налево - и повернула налево!..". А если серьезно, то многие женщины, включая мою супругу, ездят настолько правильно (в смысле писаных правил), что это пугает. Супруга рассчитывает на порядочность окружающих - у нас это слишком опасно. tШЖ$1ШШЧТО ЗА "ЛИВЕРТЭ" « 3 АВТО? По данным социологов, 92% французов считают автомобиль "важнейшим элементом, обеспечивающим свободу", а 83% вообще не мыслят без него свою жизнь. Сейчас во Франции на 1000 жителей приходится 442 авто. Развивая идею свободы применительно к выбору автомобиля, немецкие дилеры французской компании "Ситроен" предоставляют покупателям модели "Ксара" право вернуть машину, если она им почему-то не понравится. Никаких объяснений при этом не требуется. Одно условие: автомобиль может быть возвращен не позднее 14 дней после покупки, с пробегом, не превышающим 1000 км. ВТЕКАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫТЕКАЕТ... Согласно прогнозу Института маркетинга в Эссене (ФРГ), в 2000 году выпуск автомобилей в странах Восточной Европы значительно превысит платежеспособный спрос на их внутреннем рынке. Ожидается, что в России будет произведено примерно 200 тысяч "лишних" машин, на Украине - 50, в Узбекистане - 70, в Чехии - 130, в Польше - 100, в Румынии - около 80 тысяч. Решить проблему можно за счет экспорта, если, конечно, продукция будет конкурентоспособной. В ОСЛО СТАВЯТ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ Власти норвежской столицы, озабоченные ее экологическими проблемами, начали усиленно стимулировать покупку населением электромобилей. Их владельцам обещают бесплатную парковку, дармовой проезд по платным дорогам и ряд других льгот. Ожидается, что к 2001 году количество электромобилей в Осло увеличится с нынешних 100 до 5000. СКОЛЬКО ДИЛЕРОВ В США? В начале 70-х в Соединенных Штатах было более 30 тысяч официальных автомобильных дилеров. Сейчас их 227 000. В 1997 году общая стоимость проданных ими автомобилей составила 509 миллиардов долларов. Расходы на рекламу в цене среднестатистического автомобиля составили 400 долларов. НЕМЦЫ И "ЛЫСАЯ" РЕЗИНА Исследования, проведенные в Германии фирмой "Гудьир", показали, что 40% тамошних автовладельцев не спешат менять шины с критическим износом протектора, а 75% не пользуются зимней "резиной". ЭКОНОМИЯ В БОЛЬШОМ И МАЛОМ Компания "Форд" обещает выпустить в 2000 году на базе модели "Ка" сверхэкономичный автомобиль, расходующий 3 литра топлива на 100 км. В целях уменьшения массы его кузов будет только трехдверным. Двигатель - дизельный, 1,1литровый, с непосредственным впрыском. А фирма "Ниссан" сравнительно недавно приняла решение устанавливать на своих автомобилях вместо дорогих стальных молдингов пластиковые. Это, казалось бы, мелкое изменение позволит компании ежегодно экономить 20 миллионов долларов. ДВЕ КНОПКИ НА ВЫБОР Далеко не все автовладельцы довольны расположением кнопки звукового сигнала в торце подрулевого переключателя. Конструкторы нового "Рено-Клио" решили эту проблему своеобразно: в самой дорогой комплектации автомобиля имеются две кнопки - "классическая" и в вышеупомянутом торце... ПТИЧКА ДАЛ СИГНАЛ В Барселоне и других городах Испании уже несколько лет действуют светофоры для слепых, оповещающие их птичьим щебетом (а точнее, его имитацией), что горит зеленый. Недавно сделан следующий шаг: национальная ассоциация слепых оборудует остановки общественного транспорта аудиоинформаторами. Они подсказывают, что скоро прибудет очередной автобус или трамвай и по какому он следует маршруту.«у 1tf ел' *4WЗР 12/98105