48
49
50
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫНовое слово в мире грузовиков.Михаил ТЕПЛОВВсе автомобильные салоны похожи один на другой. Презентации новых моделей, собирающие то здесь, то там толпы любопытных. Озабоченные лица инженеров, увидевших вдруг на стенде конкурентов нечто неожиданное... Разумеется, все это в полной мере можно было наблюдать в павильонах выставочного центра Ганновера, где минувшей осенью прошел Международный салон грузовых автотранспортных средств (ИАА). Несколько сотен фирм представили грузовики и автобусы, прицепы и полуприцепы, двигатели и различные агрегаты, комплектующие изделия и оборудование. Традиционно - а специализированный салон грузовиков в Ганновере проходил в четвертый раз (раньше он был объединен с Франкфуртским) - самый большой зал отводят здесь машинам с трехлучевой звездой. Удивляться нечему. Компания - мировой лидер в производстве средних и тяжелых грузовиков, у нее широчайшая производственная программа. В Ганновере "Даймлер-Бенц" впервые показал свои американские новинки 1998 года - "Фрейтлайнер-Аргоси" (ЗР, 1998, №11) и "Стерлинг-Сильвер Стар" серии А. Последняя выпускается компанией "Стерлинг Трак Корпорейшн", которая появилась после того, как "Фрейтлайнер" приобрел "фордовский" завод по производству грузовиков среднего и тяжелого класса в городе Луисвилл. Теперь бывшие "форды" под новым именем "Стерлинг" помогают "Фрейтлайнеру" (читай "Даймлер-Венцу) в завоевании североамериканского рынка. Сам же "Даймлер-Бенц", кроме хорошо известных "Вито", "Спринтера", "Варио", "Атего" и "Актроса", показал семейство тяжелых "атего", а также новую серию моделей "Эконик" и перспективную разработку "Альтра". Грузные "атего", стоя бок о бок со столь же огромными "актросами", вызывали некоторое недоумение - зачем понадобилось еще одно семейство тяжелых грузовиков? Всего-навсего, чтобы удовлетворить спрос наПерспективный развозной фургон "Альтра" полной массой 7,5 т поражает не столько внешним видом, сколько технологией - его несущий кузов выполнен из алюминиевых сплавов."Мерседес-Бенц-Атего-1828" полной массой 18 т - городской развозной грузовик, вобравший в себя черты "Актроса" и "Атего".автомобили для местных перевозок больших партий грузов или эпизодических поездок на дальние расстояния с легковесными грузами (мебель, бытовая техника). Именно для такой работы и созданы тяжелые грузовики "Атего" полной массой 18-26 т. Шасси и ряд комплектующих у них аналогичны применяемым в "актросах" той же полной массы, а вот кабины и силовые агрегаты - от семейства средних "атего" полной массой до 15 т. В числе их - кабины в четырех вариантах (дневная короткая, дневная удлиненная и две со спальными местами в обычном исполнении ис высокой крышей). Шасси - с колесными формулами 4x2, 6x2, 6x2/4 и 6x4. Таким образом, общее число базовых моделей "Атего", различающихся полной массой, мощностью двигателей и типом шасси,превысило теперь три десятка. Двигатели тяжелой серии -два рядных шестицилиндровых 18-клапанных дизеля типа ОМ 906LA с довольно скромным рабочим объемом 6,37 л (231 и 279 л.с). Тормозные системы - пневматические повышенного давления с дисковыми тормозами у всех колес и АБС. Полные массы автопоездов - от 35 до 40 т. Другая новинка - серия "Эконик" с низкорасположенной кабиной впереди передней оси - для городских мусоровозов, пожарных автомобилей и других специальных машин. Полные массы "экоников" -18 т для двухосного и 26 т для трехосного шасси. Двигатели те же, что и на тяжелых "атего", но комплектуются автоматическими гидромеханическими пятиступенчатыми коробками передач. Лобастый, поражающий обилием стекла "Эконик" даже на фоне самых современных "мерседес-бенцев" смотрится как пришелец из будущего. Он едва не затмил самый настоящий "концепт" развозной грузовик "Альтра" полной массой 7,5 тс несущим кузовом из алюминиевых сплавов, созданный в сотрудничестве с компаниями "Тиссен" и "Альсюисс". В свое время безрамный грузовик пытались построить ив Англии, и в Швейцарии, однако и нынешняя конструкция пока не получила распространения - уж очень она дорогая. Хотя сама идея остается весьма привлекательной: алюминиевый грузовикI V48ЗР 12/98 £ £ tФрейтлайнер-Аргоси" - типичный "американец" с европейской эргономикой и уровнем комфорта. Обратите внимание на диаметр шин: у задних колес он заметно меньше. на полтонны легче стального "Варио" такой же полной массы - фургон с объемом грузового отсека 19 м3 весит 3,2 т. Для повышения плавности хода передняя подвеска выполнена независимой. Силовой агрегат включает четырехцилиндровый дизель мощностью 136 л.с. и автоматическую коробку передач. А что же главные конкуренты "Мерседес-Бенца" на немецком рынке? Поначалу Четырехосный самосвал "Стерлинг-Сильвер Стар" редкой в Европе, но весьма распространенной в США колесной формулы с двумя поддерживающими осями. могло показаться, что они вообще смирились с ведущей ролью трехлучевой звезды. К примеру. панъевропейский гигант ИВЕКО. заводы которого расположены в Италии, Испании, Франции, Германии, Англии, в Ганновере вообще не обозначился. Как и японские 'Тойота" и "Ниссан". Их отсутствие, впрочем, несколько компенсировал дебют "Исудзу", поначалу обосновавшейся в Великобритании илишь в этом году решившей вступить на рынок континентальной Европы. Японцы представили четыре шасси серий NKR, NRP и NQR полной массой 3,5-7,5 т. Все они предназначены в основном для развозной работы и оснащены четырехцилиндровыми дизелями рабочим объемом 3,1-4,7 л мощностью 82,120 и 146 л. с. Но, конечно, гораздо больший интерес пейское отделение американского концерна продемонстрировало лишь перспективные разработки концептуальный фургон 'Транзит", вполне, впрочем, готовый для серийного производства, и легкий пикап "F1 Курьер". Более интересным оказался Транзит" с заметно увеличенным остеклением кабины, улучшенным боковым обзором. В машине используется автоматизированная механическая коробка передач, а высота пола грузового отсека понижена на 95 мм - применен задний мост специальной конфигурации с колесными передачами. Публика Ганноверского салона весьма своеобразна. Здесь почти нет любителей, пришедших полюбоваться автомобильной модой, как это принято в Париже, Франкфурте, Женеве. Полноправные хозяева в павильонах - серьезные мужчины среднего возраста, владельцы и работники фирмдочерние предприятия по всему миру) по перевозчиков, водители-профессионалы, производству фузовиков полной массой придирчиво выбирающие самое эффексвыше 6 тонн в 1997 году (тыс. шт.) ' Опель-Мовано" выпускается с тивное средство транспорта. Нужно ви1. "Даймлер-Бенц" (Германия) - 197.9 тремя вариантами базы - 3080, деть, с каким требовательным видом они 3580 и 4080 мм - и кузовами высо2. "Исудзу" (Япония)- 105.7 той 2250, 2490 и 2720 мм. Таким об3. "Мицубиси" (Япония) - 101,9 проверяют регулировки водительского разом, можно заказать фургон 4. "Первый автозавод" (Китай) - 92,5 кресла или вентиляцию салона автобуса. объемом от 8 до 13,9 м3 . 5. "Второй автозавод" (Китай) - 92,0 Им работать в этих автомобилях и одной 6. "Нэвистар" (США) -90,65 лишь внешней экспрессивностью не тро7. 'Форд Мотор" (США) - 86,9 8. "Тойота", включая "Хино" (Япония) - 72,3 нуть сердца этих людей. Поэтому одно из 9. "Вольво" (Швеция) - 69.06 самых посещаемых мест выставки - ис10 "Паккар" (США)-68.2 пытательная площадка. Здесь каждый 11. "Телко" (Индия)-64,0 желающий может воочию убедиться в 12. "Рено" (Франция) -60.7 13. ИВЕКО (Италия) - 50,94 преимуществах тех или иных новинок. 14 "Ниссан" (Япония)-48,07 Не так уж давно в ходу у нас был ло15. "Скания" (Швеция) - 43.0 Полные массы двух-, трех- и четырехосных зунг "Все во имя человека". В залах Ган16 МАН (Германия) -42,17 шасси - от 18 до 42 т, а полные массы автоноверского салона я видел этого челове17 "Дженерал моторе" (США)-41,4 поездов - от 40 до 100 т. Базовых моделей, 18. "Хёндэ" (Корея)-22,5 ка! Именно для него созданы городские 19. АМО "ЗИЛ" (Россия) - 21,52 различающихся только колесной формулой и автобусы с удивительно низким и ровным 20 "Атос-Лейланд" (Индия) - 20,26 мощностью моторов, - больше четырех деполом и широкими дверями, обладающие "Производят 89.4% от общего количества сятков. к тому же невероятной по нашим меркам в 1556.75 тыс машин. Не меньшим вниманием пользовался динамикой. Для них инженеры спроектистенд "Опеля", который явно активизируется ровали колеса и шины малого диаметра на рынке легких фузовиков. В дополнение к тичной экспозиции "Опеля" стенд "Форда" выниже подножки и пол, легче войти и выйти! "Корса Вэн" и "Комбо" (легковые фургоны), глядел едва ли не шокирующим. Ибо евро- Для них в кабинах грузовиков создается ком"Кампо" (пикапы), форт нисколько не меньший (а "Арена" (развозные порою и больший!), нежели в Изюминка "концептуального' ьг "Форда-Транзит" - понижен фургоны полной V салонах легковых автомоби•Г ный на 95 мм уровень пола. массой 2,5-2,7 т) лей. Наконец, в интересах савпервые показаны мого обычного человека новые более тяжелые развозные "модвигатели делают все менее вано" полной массой 2,8-3,5 т. шумными, с минимальным соКак и "Арена", новое семейство держанием вредных выбросов. создано в сотрудничестве с Так что официальный де"Рено" и мало чем отличается виз салона "Грузовые автомоот своего "близнеца" - "Ренобили - объединяют" вполне Мастер". Покупателям предламожно было заменить на горазгают грузовые и грузопассадо более понятный и точный: жирские фургоны, а также "Современный грузовик - все шасси с обычными и удлиненво имя человека!".вызвало новое семейство "ВольвоFM. Оно призвано заменить выпускаемую с 1985 года серию FL. Назначение осталось прежним - местные перевозки любой интенсивности, строительная, коммунальная техника и прочее. Конечно, повышены комфорт и безопасность водителей, снижен шум, уменьшены расходы на техническое обслуживаg ние, улучшены топливная экоMcyfl3y-NQR70L" полной массой 7,5 т типичный городской труженик. номичность и тяговые качества. Новые кабины с более низким полом, чем у моделей FL, подготовлены ными кабинами с дизельными моторами рав трех вариантах: короткая дневная, удлибочим объемом 2,5 и 2,8 л (80 и 115 л. с). Обненная с одним спальным местом и высокая щее же количество моделей и модификаций типа "Глоубтроттер" ("Путешественник") с достигает четырех десятков. Максимальная двумя спальными местами. скорость грузопассажирских моделей с крыВ серии FM предлагаются рядные шесшей нормальной высоты - 125 и 143 км/ч. тицилиндровые дизели рабочим объемом На фоне обширной, но сугубо прагма7,3-12,1 лв семи вариантах мощности - от 250 до 420 л.с, причем пять из них (двигате20 крупнейших* компаний (включая ли типа D7C и D12C) - новинки 1998 года.50ЗР 12/98