102
103
ЗАГЛЯНЕМ В СВЯТЦЫТакое с полным правом можно сказать о том, как НАМИ - Научный автомоторный вот уже 80 лет служит отечественному автомобилестроению.Читателям "За рулем" со Николая Брилинга и Евгения Чустажем, и не только им - всем, дакова создал Научную автомокого интересовали дела нашей бильную лабораторию, которую автоиндустрии и автомобильтри года спустя преобразовали ной науки, их история, должны в НАМИ. А еще через два года быть знакомы эти сухие аббрездесь был разработан и прошел виатуры и сокращения: ЦНИТА. испытания первый легковой ЦНИДИ, НИИТавтопром, Гипро- малолитражный автомобиль автопром, ЦНИАП, ВНИИ под"НАМИкар". Вскоре группа молошипниковой промышленности и дых инженеров во главе с многие родственные им. И все К.А. Шараповым представила же сегодня мало кто помнит, что уже несколько конструкций, и к все они - эти научные, исследопервомайскому празднику 1927 вательские. проектные институгода московский завод "Спартак" ты, обслуживавшие наше автона базе одной из них выпустил мобилестроение. - родом из партию малолитражных НАМИ-1 НАМИ, все обязаны ему своим с V-образным двухцилиндровым рождением и становлением. двигателем воздушного охлаж"За рулем" на протяжении дения (рабочий объем - 1,2 л, десятков лет писал о том, что мощность - 22 л. с. при 2800 разрабатывалось и создаваоб/мин); всего сделали тогда лось в НАМИ, на его страницах около 400 экземпляров. Протовыступали ведущие специалитип следующей модели - он посты института, начиная с патлучил название НАТИ-2 - снабриарха российской автомобильдили более совершенным четыной науки академика Чудакова. рехцилиндровым двигателем. Здесь же мы вспомним всего Этапным в довоенной ислишь несколько фактов, событории НАМИ стало создание в тий, фото - маленькие штрихи к конце 30-х годов автомобиля богатой биографии НАМИ, воКИМ-10, разработкой которого бравшей в себя черты своего руководил главный конструкнепростого времени. тор института Островцов. К началу войны Московский автозавод выпустил 750 таких машин. НАЧАЛО НАЧАЛ В 1918 году Высший совет Среди заметных работ того народного хозяйства РСФСР по времени можно упомянуть и аэпредложению известных ученых росани, и вездеходы на базе"НАМИ-Карапет" - 200 кг, 500 см3, 8 л. с. (1924 г.).грузовых и легковых автомобилей - в них была большая потребность. НЕСЧАСТЛИВЫЙ НОМЕР В 50-х годах в КБ легковых автомобилей НАМИ спроектировали несколько оригинальных прототипов с задним расположением двигателя. И вот как бывает: присвоенный первому из них номер НАМИ-013 оказался действительно "чертовой дюжиной". Злоключения начались с того, что макетный образец на заводе опытных конструкций (ЗОК) уронили... со второго этажа. И это еще не все. Конструктор двигателя забыл (случалось и такое) предусмотреть зазоры между поршнем и цилиндром - на ЗОКе, долго не раздумывая, поршни забили кувалдой. Автору этой статьи поручили "доработать" двигатель. Пришлось выбивать поршни, а затем, используя опыт доводки моторов спортивных мотоциклов, напильником придавать им требуемый профиль - овал, конус, "холодильники". Двигатель заработал, но уже при 4000 об/мин его слишком большие клапаны начиналиподпрыгивать и мощность падала до нуля. Мало того: ошибка в конструкции рулевого управления требовала поворачивать руль в сторону... противоположную повороту машины! Ни один водитель даже за обещанную премию не рискнул ездить на таком автомобиле хотя бы по двору. Проект "013" закрыли... КАРЛИКИ В СТРАНЕ ГИГАНТОВ В послевоенной Европе появились - и пользовались успехом - разнообразные микролитражные автомобили. НАМИ получил задание - проверить, не подойдут ли такие и нам. Были закуплены образцы, начались испытания. Автору достался самый маленький "Кляйншнидгер" с двигателем 125 см 3и рулем между коленями. Полигона тогда не было, и дорожные испытания вели на Ленинградском шоссе ранним утром, когда движение еще не начиналось. А для оценки проходимости в экстремальных условиях машины отправили на... трассу грузового кросса. Мой "малыш" не подвел. Передние ведущие колеса с муфтами свободного хода вместо дифференциала уверенно тащили легкую машину по колеям от102ЗР 12/98 грузовиков в глубокой грязи. Гладкое днище скребло по грунту и камням, но машина ни разу не застряла. Более мощным ее собратьям время от времени требовалась помощь, но в целом и они выдержали испытания. Правда, на выезде с проселка на шоссе выполнил "бочку" трехколесный "Мессершмит", но отделался всего лишь разбитым колпаком над водителем. Стоило нашей колонне гденибудь остановиться, как сразу же собирались толпы мечтавших о дешевом автомобильчике. Он так и не появился: "наверху" решили, что для наших условий подобные машины не подходят. Наверно, правильнолях ВАЗ. УАЗ. ЗАЗ. Микропроцессорную систему управления впрыском бензина и зажиганием, созданную в НАМИ совместно с НИИП (г. Жуковский), уже три года выпускает для автомобилей "Волга" Раменский приборостроительный завод. В 1997 году получила путевку в жизнь новая система АВТРОН. Она обеспечивает десятикратное снижение токсичности отработавших газов на автомобилях, оборудованных каталитическим нейтрализатором.А теперь вернемся к тому, что было сказано выше: здесь лишь маленькие фрагменты из истории долгой жизни НАМИ, которая вместила в себя испытания многочисленных (и самых разных) образцов автомобильной техники, исследования ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В конце 50-х годов начав области конструирования и лось строительство Запорожпостройки двигателей, доводку ского автомобильного и Мелимашин до заданных динамичетопольского моторного заводов. ских. экономических и экологиВ то время в НАМИ разработаческих показателей, работы по ли хорошо уравновешенный наддуву, газовой турбине и компактный оппозитный двигамногие, многие другие. тель для "Запорожца", вскоре Сейчас, увы. далеко не получившего кличку "горбатый". лучшее время для отечественНо в одном английском журнале ной науки. В НАМИ тем не мепоявилась статья под ехидным нее не прекращают работы, коназванием "Фолькс Фиатович". торые еще будут востребованы Англичане намекали, что конроссийским автомобилестроецепция кузова советской новиннием. российской автомобильки скопирована с ФИАТ-600, а ной наукой. двигатель и передняя подвеска - с "Фольксвагена-Жук". Руководство автопрома оперативно Редакция "За рулем" поздравляет отреагировало на "критику изНаучно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт за рубежа" и обязало конструкНАМИ, торов отказаться от оппозитновсех его сотрудников с датой, го двигателя в пользу V-образкоторой можно гордиться, ного, правда, тоже разработанвосьмидесятилетием! ного НАМИ. ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА Начавшаяся в мире более тридцати лет назад борьба с выбросами токсичных веществ автотранспортом определила одно из приоритетных направлений в тематике института. Разработанная в НАМИ система Каскад", обеспечившая приемлемое для своего времени снижение выброса оксида углерода и углеводородов, а также уменьшение расхода топлива, внедрена на автомоби-ЗР 12/98103