150
151
А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКдуши" - 30 кгс-м резьба выдерживает с большим запасом. Теперь, когда все детали на ведущей шестерне стянуты усилием 60 тонн в жесткий, "монолитный" В прошлом номере ЗР Вадим ФЕДОРЧЕНКО изложил первую часть своих блок, можно быть уверенным - долгие горекомендаций по ремонту редуктора заднего моста "Жигулей" таким ды преднатяг подшипников будет в норме. образом, чтобы он прослужил дольше нового. Здесь предлагается Приклеенная гайка не отвернется, ослабзаключительная часть его рассказа. нуть и разболтаться, как в штатном варианте, здесь ничего уже не может. Описанный в №11 порядок подбора то надежно! Втулку заказываем токарю Переходим к сборке дифференцирегулировочного кольца ведущей шес(рис. 1), учитывая, что размер 44 мм дан ала На "Жигулях" этот узел выполнен терни можно значительно упростить, есс запасом - постепенно укорачивая депревосходно и поэтому очень надежен. В ли вы собираете редуктор в старом карталь (например, напильником или на отличие от дифференциалов переднетере. Подшипники 6-7807У и 6-7705У, наждаке), мы установим нужный пред- приводных машин, здесь есть возможвыпускаемые заводом ВПЗ-15, настольнатяг в подшипниках. Как правило, приность полностью убрать зазор в зацеплеко точны по высоте, что установка новых ходится 10-15 раз снимать и ставить нии полуосевых шестерен и сателлитов. вместо изношенных не требует изменешестерню, прежде чем удастся точно К тому же пальцу сателлитов 10 не позния толщины регулировочного кольца. подобрать длину втулки. При этом воляет выпасть сама шестерня главной Таким образом, при замене главной паконтролируют два параметра: момент пары 11 - это гораздо надежнее штифтов ры осевое положение новой ведущей затяжки гайки фланца (не менее и стопорных колец. При сборке все деташестерни будет отличаться от положе12 кгс-м) и момент проворачивания шели, кроме опорных шайб 7, как правило, ния старой только на величину разницы стерни в подшипниках (16-20 кгссм). остаются "родные" лишь на машинах с их поправок. Например, на старой шесПричем вместо вазовского динамометбольшим пробегом иногда приходится терне электрографом написано -12" а на ра 02.7812.9501 вполне сгодятся бытозаменять полуосевые шестерни 8, если у новой '4" Измерять базу картера с помовые весы - безмен с метровым куском них изношены шлицы. Изредка прибегащью специальной оправки и щупов в бечевки. Один ее конец плотно наматыют к замене пальца 10 - сателлиты 9 данном случае необязательно. Разница ваем на фланец, а за петлю второго за"проедают" в нем канавки, когда машину двух поправок составит 4 - (-12) = 16. цепляем крючок безмена (рис. 2). Теэксплуатируют на глинистых или заснеЗначит, регулировочное кольцо для ноперь, потянув за кольцо перпендикуженных дорогах с частой пробуксовкой вой ведущей шестерни должно быть на лярно оси шестерни, можно зафиксиро- одного из ведущих колес. 0J6 мм тоньше, чем то, что стояло на старой. При обратном соотношении по, Рис. 1. Недеправок (на старой "4" а на новой "-12") формируемая кольцо должно быть на 0,16 мм толще. (жесткая) расПрименять этот способ разумно, если вы к0 S порная втулуверены, что первоначально редуктор ка. Материал собирали на заводе. Если есть подозресталь 20. ние, что агрегат уже был в ремонте, где горе-мастера могли поставить кольцо произвольно, лучше перестраховаться и вать истинный момент проворачивания, измерить базу картера с помощью оппока бечевка, сматываясь с фланца, равки. Последнюю, кстати, можно сдеравномерно прокрутит его на несколько лать из старой ведущей шестерни, приоборотов. С учетом среднего радиуса варив к плоскости венца подходящую намотки (22-25 мм) безмен должен попластину, а затем проторцевать ее до казать 7-9 кг для новых подшипников и высоты головки 50-0,02 мм. Шейки под 2-3 кг для тех, что уже стояли в редукподшипники надо прошлифовать до своторе в течение пробега не менее 30 км. бодной их посадки. Подобрав длину втулки, вновь разбиПри установке ведущей шестерраем узел, промываем детали и внимани в картер имеет смысл отказаться от тельно их осматриваем. При окончательштатной распорной втулки - ее упругих ной сборке обязательно ставим новые свойств вряд ли хватит надолго, пред- сальник 2 (рис. 3) и, как правило, маслонатяг в подшипниках ослабнет и, возотражатель 3 - старый, продавленный можно, уже через год агрегат вновь непригоден. На фланце 1 не должно быть При сборке узла обычно требуется придется перебирать. Но ничто не меканавки от работы сальника. Резьбу шеспоставить новые опорные шайбы 7 - бошает нам поставить жесткую, недефор- терни обезжириваем растворителем и лее толстые, чем "родные" Полуосевые мируемую втулку. Именно так, подбирая смазываем надежным клеем (эпоксидшестерни должны быть посажены в дифтолщину пакета регулировочных проным, полиэфирным, "Моментом" и т. п.). ференциал плотно, но проворачиваться кладок между жесткой втулкой и подГайку фланца 27 (обязательно новую - та, от руки - именно это обеспечивает "жигушипником, собирали редукторы в "до- которую многократно заворачивали при левским" мостам бесшумную и плавную, жигулевские" времена - трудоемко, зарегулировке, не годится) затягиваем "от без рывков, работу (что всегда вызывалоРЕДУКТОР: РУЧНАЯ СБОРКАСОК,СО150ЗР 12798СвоимиСиламиб Требуемые 0,08-0,13 мм - не что иное, как минимально ощутимый пальцами люфт в зацеплении, сопровождающийся легким стуком зуба о зуб. Достаточно едва-едва раздвинуть шестерни от беззазорного положения, чтобы он появился. Дополнительно подтягивая обе гайки 14, добиваемся расхождения крышек подшипников до 0,2 мм при сохранении требуемого зазора в главной паре. Перед тем как установить стопорные пластины 16 и 17, медленно проворачиваем ведомую шестерню на три оборота, прощупывая люфт в зацеплении на каждом зубе. Если он минимален и равномерен для любого по27 26 25 24 ложения шестерен, счиРис. 3. Детали редуктора заднего моста: 1 - фланец крепления карданного вала; 2 - сальник фланца ведущей шестерни; тайте, что редуктор отре3 - маспоотражательное кольцо; 4 - передний подшипник ведущей шестерни; 5 - задний подшипник ведущей шестерни;гулирован идеально. Если 6 - регулировочное кольцо; 7 - опорное кольцо шестерни полуоси; 8 - шестерня полуоси; 9 - сателлит; 10 - палец сателкаком-то секторе зубьв литов; 11 - ведомая шестерня главной передачи; 12 - коробка дифференциала; 13 - подшипник коробки дифференциала; ев зазор исчезает, вызы14 - регулировочная гайка ведомой шестерни; 15 - болт крепления стопора регулировочной гайки; 16,17- стопор регулитугое проворачивание вая ровочной гайки; 18 - болт крепления ведомой шестерни к фланцу коробки дифференциала; 19 - ведущая шестерня главглавной пары, агрегат наной передачи; 20 - болт крепления подшипника дифференциала; 21 - пружинная шайба; 22 - картонная прокладка; до вновь разбирать. Бие23 - специальный болт крепления редуктора к картеру заднего моста; 24 - картер редуктора главной передачи; 25 - расние коробки дифференпорная втулка; 26 - шайба; 27 - гайка ведущей шестерни заднего моста. циала 12 легко устранить в токарном станке, проОтрегулировать боковой торцевав привалочную плоскость под зазор в главной паре и пред- ведомую шестерню. А можно просто натяг подшипников диффепоставить новую коробку. Отдельные ренциала можно и без чудовищ"специалисты" порой допускают устаного по сложности приспособленовку "кривой" коробки дифференциания с двумя индикаторами ла, регулируя боковой зазор в самом (A.95688/R), упомянутого в инсттугом положении. Но поскольку наш серукции. Все это громоздкое хогодняшний разговор посвящен индивизяйство вполне заменит больдуальной и высококачественной сборке шой штангенциркуль (рис. 4). редуктора "для себя" подобные рекоИзмеряем расстояние между мендации здесь неприемлемы. крышками подшипников до заИтак, редуктор "штучного изготовтяжки гаек и после. Разница ления" готов прослужить вам до списадолжна составить 0,2 мм - это и ния машины. Но прежде чем ставить его обеспечивает нужный преднатяг. на место, убедитесь, что балка заднего Чтобы одновременно отрегулимоста не погнута. Такое нередко бывает ровать и боковой зазор в шеспосле езды с перегрузкой, а несоосРис. 4. При затяжке тернях, обычно действуют по ность полуосей быстро выводит из строя гаек крышки подследующей методике. Вращениих шлицевое соединение с шестернями шипников раздвием одной из гаек 14 (другая дифференциала. Для проверки вовсе не нутся на 0,2 мм, только наживлена) подводят веобязательно иметь огромную повероччто легко измерить домую шестерню к ведущей до ную плиту, фланцы, призмы и прочее, штангенциркулем. полного устранения зазора в заперечисленное в инструкции. Достаточцеплении. Затем заворачивают но просто посмотреть сквозь пустую до упора и затягивают на 1-2 зубалку - все четыре отверстия для полукартер. Наживив гайки подшипников 14 и ба другую гайку, при этом штангенциросей (два во фланцах и два около полопроверив легкость их вращения в резьбе, куль показывает увеличение расстояния сти редуктора) должны располагаться затягиваем как следует (4,4-5,5 кгс-м) между крышками подшипников примерстрого на одной линии, а малейшее исболты 20, убедившись, что ни одна из чено на 0,1 мм. Теперь проверяем боковой кривление сразу заметно на глаз. В этом тырех гроверных шайб 21 не располз- зазор, причем безо всякого индикатора. случае балку придется заменить. 7 СвоимиСиламизависть владельцев "москвичей"). Всего есть семь типоразмеров опорных шайб толщиной от 1,8 до 2,1 мм (через каждые 0,05 мм), причем для любого редуктора одинаково пригодны как бронзовые ("классические"), так и стальные ("нивовские"). Если нет шайб нужной толщины, их легко сделать на токарном станке деталька-то примитивная. Завершающий этап - установка дифференциала в сборе с ведомой шестерней главной пары влась из-под шестигранной головки. В противном случае ее следует сразу заменить, иначе редуктор развалится на ходу, не протянув и тысячи километров.ЗР 12/98151