135
136
Головка блока цилиндров 21083-1003011. На восьмиклапанных двигателях применена головка цилиндров от двигателя 21083; есть лишь незначительные отличия головки в сборе со шпильками в длине шпилек. Распределительный вал 2110. Благодаря оригинальному профилю кулачков высота подъема клапанов по сравнению с мотором 2108 увеличена для впускного клапана с 9,0 до 9,6 мм, для выпускного клапана - с 9,0 до 9,3 мм. Изменено угловое положение кулачков относительно шпоночного паза. Эти изменения позволили поднять мощность двигателя. Распределительный вал 2110 имеет отличительную метку в литье в виде увеличенного диаметра шейки около 2-го впускного кулачка на длине 5 мм. По посадочным местам валы 2110 и 2108 унифицированы, так что возможна их замена. Шкив коленчатого вала 2110-1005058 (фото 6) для привода генератора на двигателях семейства 2110 совмещен с демпфером. Новый высокооборотный генератор потребовал применить поликлиновой ремень - соответственно изменился шкив на генераторе. Для формирования сигнала датчик положения коленчатого вала на демпфере снабжен зубчатым венцом. Применение демпфера позволяет уменьшить вибрации и шум двигателя. Стартер 2110-3708010 (фото 8) новой конструкции, а его ведущая шестерня, в отличие от стартера 2108 (фото 7), имеет 9 зубьев вместо 11. На двигателях семейства 2110 применяется масляный насос 2112. Он отличается от масляного насоса 2108 оригинальной крышкой из алюминия, в которой выполнены бобышка и отверстия для крепления датчика положения коленчатого вала. Шестерни и чугунный корпус такие же, как в двигателе 21083.вместно с фирмой "Бош" (фото 10) были выполнены с распределительным валом 2110. Его применение и изменения впускной трубы и ресивера позволили повысить мощность двигателя 2111 с 51,5 до 56 кВт.Поршень 2110-1004015. Отличается от поршня 21083 только наличием канавок 31 под стопорные кольца в бобышках для поршневого пальца. Стопорные кольца применены от двигателя 21213. Поршневой палец отличается от детали мотора 2108 уменьшенной с 61 до 60,5 мм длиной и уменьшенным с 15 до 13,5 мм внутренним диаметром. На двигателе возможна комплектная замена всех четырех поршней с шатунами в сборе - 2110 на 21083 и наоборот. Маховик 2110-1005115 (фото 5). Для передачи повышенного крутящего момента увеличен со 196 до 208 мм диаметр поверхности под сцепление. Изменена форма зубьев на венце маховика. Для снижения неравномерности вращения коленчатого вала увеличен момент инерции маховика путем увеличения ширины обода с 20,9 до 27,5 мм. Замена маховика 2110 на 2108 в принципе возможна, но одновре4» менно потребуется установить коробку передач со стартером 2108.Выпускаемые в настоящее время карбюраторные двигатели для автомобиля 2110 имеют различия в комплектации базовыми деталями, которые продиктованы тем, что новое оборудова•Блок цилиндров 2110-1002011. Отливка унифицирована с блоком 21083; различия - в обработке крепежных отверстий. В блоке 2110 сделаны дополнительные резьбовые отверстия для кронштейна генератора, датчика детонации и модуля зажигания (последнее относится к восьмиклапанному двигателю с впрыском). Блок цилиндров для 16-клапанного двигателя дополнительно отличается резьбовыми отверстиями для крепления головки блока цилиндров: диаметр резьбы изменен с М12 на М10.Восьмиклапанные двигатели с распределенным впрыском для автомобилей семейства 2110 имеют различия в зависимости от типа системы управления двигателя (СУД). СУД "Дженерал моторе" (фото 9) была адаптирована с распределительным валом 2108, тогда как калибровки отечественной СУД соние для изготовления и сборки двигателей еще не выведено на проектную производительность. Часть двигателей выпускается на линиях сборки вместе с двигателем 21083. Такой двигатель, обозначаемый 21083-80, комплектуется коленчатым валом 2108, маховиком 2108, поршнем с шатуном всборе 21083, распределительным валом 2108. Двигатель с обозначением 2110 изготавливается на новой сборочной линии и комплектуется коленчатым валом 2112, маховиком 2110, поршнем с шатуном всборе 2110, распределительным валом 2110.ЗР 5/99135 ЕШШпшоаАлександр РУДАКОВ. Рисунок Эдуарда Конопа мой гараж на "Газели". Чтобы не поцарапать днище, кузов лучше класть на старые покрышки. Первым делом я поднял кузов на козелки ис помощью компрессора и специальной насадки обработал все скрытые полости "Мовилем" и "Авто-Ферраном" (всего ушло около 6л препаратов). В старом автомобиле первым делом отмыл и очистил все, что было доступно. В дальнейшем, в процессе разборки, я не жалел времени на очистку деталей и крепежа, снятых с автомобиля.%На первый взгляд, замена кузова - работа трудоемкая, но нехитрая: снимаешь узлы и агрегаты со старого и ставишь их на новый. На деле - не так все просто.Мигнул красный сигнал светофора - я притормозил и глянул в зеркало заднего вида: не снижая скорости, к перекрестку летел "Москвич". Я зажмурился, покрепче ухватился за руль и вдавил себя в сиденье - удар не пришлось долго ждать. У моей "шестерки" оказалась сильно разбита задняя часть, заблокированы ведущие колеса, образовалась вмятина на крыше. Автомобилю всего два года, пробег около 40 тысяч, в авариях до сих пор не был. Виновник аварии согласился выплатить мне сумму, которую потребовали за восстановление в мастерской на специальном стенде. Как оказалось, новый кузов (в металле) в магазине ненамного дороже. Гараж у меня есть, инструмент и небольшой опыт ремонта - тоже, поэтому решился на самостоятельную замену кузова. Новый кузов, как и новый автомобиль, лучше покупать в магазине, где они хранятся под крышей. Почти все кузова имеют дефекты: небольшие сколы краски, мелкие царапины и т.п. На мой взгляд, такими недостатками можно пренебречь - главное, чтобы не было явных отклонений по геометрии кузова, зазоры по периметру дверей, капота и крышки багажника должны быть примерно одинаковы. Советую обратить особое внимание на правильность оформления справки-счета, иначе в ГИБДД из-за одной нечетко написанной цифры в номере кузова обязательно "завернут" документы. Выбранный экземпляр доставили вснятой детали. На белой ленте отлично держатся надписи шариковой ручкой. Приклеенные к дверной обивке, пластмассовым деталям, да и везде, где есть опасение что-то перепутать, они помогают ускорить сборку. Жгуты и провода в местах разъемов надо обмотать изолентой, на которой указать ответную часть разъема. Можно, конечно, смонтировать проводку, пользуясь электросхемой, но, во-первых, цвета проводов не всегда совпадают и различимы, а во-вторых, установленное^. дополнительное оборудование изменило штатную схему, В большом гараже самым быстрым и удобным был бы процесс постепенного "раздевания" старой машины и '"одевания" новой. К сожалению, такой возможности у меня не было. Разбирать автомобиль я начал, сняв капот и ветровое стекло, что обеспечило легкий доступ к элементам передней части машины. Затем слил "Тосол" и тормозную жидкость, пометил на изоленте и демонтировал проводку в подкапотном пространстве. Следующим этапом снял радиатор и освободил двигатель от пат-*рубков системы охлаждения. Образовавшиеся при этом отверстия не помешает закрыть клейкой лентой, чтобы в них ничего случайно не попало. Далее необходимо снять приемную трубу глушителя, рабочий цилиндр сцепления, освободить опоры двигателя, отсоединить приводы дроссельной и воздушной заслонок, снять патрубок вакуумного усилителя тормозов; отсоединить от коробки тросик привода спидометра, рычаг переключения передач и карданный вал. Карданный вал можно не отсоединять от редуктора заднего моста достаточно освободить крепление опоры вала к кузову и. отвернув три гайки от резинометаллической муфты, выдвинуть вал из шлицев коробки передач. • Двигатель можно демонтировать какЕще не приступая к разборке, я уже точно знал, что самым сложным при монтаже будет процесс поиска и опознания необходимой детали среди разложенных по всему гаражу запчастей. Поэтому несколько больших узких коробок заблаговременно расставил вдоль стен, предназначив каждую для деталей одной группы, например, облицовки дверей, приборов освещения и т.д. Кроме того, приготовил прозрачную и белую клейкие ленты, а также изоленты разных цветов, В прозрачный скотч можно плотно завернуть крепеж и прикрепить к136ЗР 5/99