ЭКСПЕРТИЗА"МАССОВЫЕ" БЕСПОРЯДКИБразды правления основными системами автомобиля давно перешли к микропроцессорам, но древние размыкатели "массового" провода поныне находят потребителя.Михаил КОЛОДОЧКИНПо своей сути выключатели "массы' многостаночники: они предотвращают разряд аккумулятора и возгорание машины при неисправностях в электропроводке, а также выполняют функции примитивнойток измеряется сотнями ампер - тут может повредить малейшее увеличение переходного сопротивления выключателя. Кроме того, на современных автомобилях отключение аккумулятора заблокирует кодированную магнитолу, остановит часы и сотрет оперативную память контроллера, управляющего двигателем. Последнему для приведения в чувство может потребоваться длительный тест с терзанием мотора на разных режимах - удовольствие не для слабонервных... Поэтому полностью отключать бортовую сеть имеет смысл только при длительном хранении машины в охраняемом гараже.не должно превышать 0.02 В. Затем в течение минуты через выключатели пропускали ток 1000 А - после такой экзекуции изделие должно сохранять работоспособность. Победителями в конкурсе на лучший выключатель "массы" признаны близнецы № 1 и2 (ВК-318Б), а также № 3 (1312.3737) - все изделия носят эмблему старооскольского завода СОАТЭ. Первые два выключателя отличаются низкой ценой и простотой, последний - солидностью и удобством пользования. Что касается остальных конкурсантов, то к "массе"Ж их лучше не подпускать - кроме "массовых" беспорядков, ждать от них нечего.ВК-318Б (1998 год). Ручной выключатель "массы" с эмблемой старооскольского завода. Цена - 20 руб. Упаковка и сопроводительная документация отсутствуют. Включение-выключение - поворотом пластмассовой рукоятки на 90°. Падение напряжения на контактах - всего 0,009 В, а на протекание тока 1000 А он не отреагировал.1312.3737. Мощный электромагнитный контактор с эмблемой СОАТЭ. Цена - 180 руб. Управлять "монстром' можно по-разному - подавая напряжение на встроенный электромагнит или вручную нажимая на привод механизма, скрытый под резиновым чехлом. Напряжение срабатывания составляет 8 В. Падение напряжения на контактах составило всего лишь 0,007 В, а тысячу ампер изделие восприняло как должное.Безымянный выключатель без упаковки и описания. Цена - 20 руб. Управляется съемным пластмассовым ключом - отключив "массу", такой ключ можно вынуть и спрятать. Падение напряжения на контактах - 0,16 В - в 8 раз хуже нормы. Естественно, что при таком большом сопротивлении изделие неминуемо должно было расплавиться. Так и случилось - тысячеамперный ток лишь ускорил развязку.ВК-318Б (1997 год). Ручной выключатель "массы" с эмблемой старооскольского завода. Отличается от № 1 формой корпуса. Цена - 25 руб. Упаковка и описание отсутствуют. Падение напряжения на контактах - 0,01 В, а минутная пытка огромным током не привела к нежелательным последствиям.ОМ-2. Ручной выключатель "массы" Самарского завода имени Масленникова (ЗиМ). Цена -15 руб. Единственный обладатель упаковки и руководства по эксплуатации. Падение напряжения на контактах - 0,037 В - вдвое хуже нормы. Двадцатикратное увеличение тока оказалось для "самарца" смертельным - от перегрева беднягу скрючило, а разогнуться он уже не смог.KT-125. Электромагнитный переключатель, носящий эмблему старооскольского завода. Цена -100 руб. Упаковка и описание отсутствуют. Напряжение срабатывания электромагнита скачет от 3 до 8 В. Падение напряжения на контактах составило 0,05 В - гораздо хуже нормы. Мучить малыша большим током эксперты... отказались - маленькие клеммы контактора явно не годились для подключения толстых проводов от силовой установки.противоугонки. Для многих водителей этого вполне достаточно. Недостатки подобных выключателей очевидны - любой дополнительный контакт в цепи неизбежно снижает ее надежность. Особенно это касается режима стартерного пуска двигателя, при которомТех, кого не испугали перечисленные проблемы, приглашаем познакомиться с шестью выключателями, каждый из которых по-своему размыкает "массовый" провод. В ходе испытаний эксперты измеряли падение напряжения на контактах изделий при протекании через них тока 50 А - оноРедакция выражает благодарность испытательному центру "Эталон" Научно-исследовательского института автомобильной электроники и электрооборудования за помощь в подготовке материала.|68ЗР 5/99