166
167
РЕМОНТ•ИНОМАРКА: ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУВладимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский Всем хороша иномарка, пока не ломается. Тут уж затраты способны превысить все мыслимые возможности среднестатистического россиянина. Например, за новый генератор к старому "Вольво-240" бесстыжие дилеры просят 1200 дойчмарок! А ведь многие "немцы" "японцы" "шведы" что в пользовании у нас, так стары, что сами не стоят таких денег. Отсюда и тяга к нетрадиционным способам ремонта. Например, на машине пропала зарядка аккумулятора. Можно создать обменный фонд батарей: одна - под капотом, вторая, запасная, - в багажнике, а третья в гараже подзаряжается от сети... Или приспособить взамен дорогого фирменного генератора наш, отечественный. Но лучше, да и дешевле постараться сделать конфетку из того, что есть. Этим и займемся, взяв в качестве подопытного престарелый "Вольво-240" Сначала пустим двигатель и проведем диагностику. Снимаем генератор.Ключом "на 12" отворачиваем болт натяжителя, сдвигаем генератор и снимаем ремень со шкива.Измерим напряжение на клеммах аккумуляторной батареи (Вольтметр А) U<13,9 В Измерим напряжение на генераторе между его "плюсовой" клеммой и "массой" (Вольтметр Б) U<13,9B Измерим напряжение на реле-регуляторе между красным проводом Б и"массой" (Вольтметр В) U=12B Измерим напряжение между зеленым (шунт) проводом и черным ("масса") (Вольтметр Г) U<12B U<12B U=12B13,9-14,4 В генератор и реле-регулятор исправны 13,9-14,4 В обрыв толстого красного проводаJ4:,.,-...V.^\Ключами "на 13" и "14" отворачиваем болт нижнего крепления генератора и снимаем его вместе с пучком проводов. Отсоединяем разъем от реле-регулятора.JНеисправенщеточно-коллекторный узел генератора Ключом "на 8" отворачиваем три гайки пластмассовой крышки.Снимаем разъем с генератора и подаем на зеленый провод "Ш" напряжение от аккумулятора<14В неисправен генераторПроверяем напряжение на генераторе между "массой" и толстым красным проводом (Вольтметр Б)>14В неисправен реле-регулятор Разъединяем одинарный разъем... СвоимиСилами 22166ЗР 5/99 -• выпрямительного блока - они должны пропускать ток только в одном направлении. Если блок пробит - заменим его на отечественный, от любого автомобильного генератора, но закрепить его придется снаружи, в удобном месте....и снимаем крышку. Под ней находится выпрямительЛ ный блок - две алюминиевые пластины с диодами. Припаиваем к сдвоенным выводам обмоток статора куски проводов и места пайки изолируем ПВХ-трубками.Подобрав подходящую коробочку, например донышко от небольшой пластмассовой канистры, размещаем в ней выпрямительный блок и закрепляем ее в удобном месте под капотом. "Минус" приворачиваем на "массу" "плюс" - к толстому красному проводу и три провода обмоток статора - к выводам диодов выпрямительного блока.Отпаиваем от диодов три пары сдвоенных выводов обмоток статора и разъединяем их. Омметром "прозваниваем" по отдельности каждую обмотку статора. Они не должны замыкать на корпус и ' между собой. Так же проверяем диоды СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО ВЫПРЯМИТЕЛЬНОГО БЛОКА И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА"Плюсовый" провод реле-регулятора удобнее подключить к питающему проводу катушки зажигания, до сопротивления. Теперь нужно откорректировать напряжение зарядки - реле очень чувУстанавливаем на место крышку и закрепляем на ствительно к потерям в цепях. Для этоней провода. го из штатного реле-регулятора выпаиваем сопротивление 0,75 кОм (оно Теперь генератор можно вернуть на стоит отдельно, не ошибетесь) и временно впаиваем переменное, на автомобиль. 3,3 кОм. Пускаем двигатель, поднимаем обороты СХЕМА ПРОВЕРКИ до средних и, изменяя соРАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА противление, доводим напряжение на клеммах акК контрольной кумулятора до 13,9-14,4 В, лампе Затем вместо переменного впаиваем постоянное сопротивление получившегося номинала.гЖИ1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - выпрямительный блок: 4 - реле-регулятор; 5 - сопротивление; 6 - катушка зажигания. 23 СвоимиСиламиЕсли же штатное реле вышло из строя, вместо него можно поставить обычное РР362 - оно регулируется подгибанием язычка пружины реле напряжения. Итак, мы восстановили зарядку аккумулятора на "Вольво-240" Но подобным 1- аккумуляторная батарея; 2- генератор; 3 - реле-регулятор. образом можно поступить А, Б, В, Г-вольтметр со многими иномарками.ЗР 5/99167