78
79
ГАРАЖИЕще тридцать лет назад в фильме "Берегись автомобиля!" прозвучала мысль, что несколько тысяч (теперь десятков тысяч) рублей, стоящие без присмотра на улице ик тому же снабженные колесами, не дают спокойно спать владельцу. Автомобилей и, увы, субъектов, желающих покататься на чужом имуществе или хотя бы нацарапать на его крыле неприличное слово (приличных, как правило, не царапают), с тех пор стало в несколько раз больше. Но полноценный гараж все так же недоступен большинству автолюбителей. Шутка ли - выкладывать стоимость еще одной машины! В Москве бокс стоит несколько тысяч, да не рублей, а долларов. А как хочется спрятать автомобиль от атмосферных осадков и косых взглядов. Несколько лет назад заводы, потерявшие львиную долю привычных заказов, взялись за производство легких быстросборных металлических укрытий (ЗР, 1993, № 12). Кстати, о таких недорогих гаражах "За рулем" писал еще в 20-х годах - противопоставляя их западным многоэтажным. ПомимоСеогей КАНУННИКОВ . Ф ото Сеогея Ивановочей", позже и "волговские"). Своими прозвищами они обязаны скругленной форме и способу открывания - полгаража поднимается вверх Сейчас такие тенты заводы не выпускают. Зато очень дешево продаются подержанные.Да и внутри места для всякого хлама совсем немного. В общем, дешево и сердито: воистину, тент, хотя и металлический. Если ставите автомобиль на прикол в холодное время года и вас не смущает теснота - хлебницей останетесь довольны. Пеналы внешне солидней - почти га-Ракушки (две слева) уже не производят, но они еще популярны.Основная проблема владельцев укрытий - снегзащиты от хулиганов и начинающих угонщиков, снега и тополиного пуха, достоинство металлического тента - "бронь" места стоянки рядом с домом, ведь во многих дворах приткнуть машину на ночь уже целая проблема. Некоторые стали покупать пеналы для дачных участков - там тоже неспокойно. Мы намеренно не касаемся юридических аспектов установки гаражей-укрытий, это тема отдельного разговора. А сейчас бегло пройдемся по ракушечно-пенальному рынку. Сегодня изготовлением металлических тентов занимаются множество заводов - в Москве, Тамбове; только в Самаре три производителя гаражей. Ракушки или хлебницы появились во дворах еще несколько лет назад (сначала - поменьше, для "жигулей" и "москви-У хлебниц два достоинства перед другими укрытиями. Первое - удобство въезда-выезда: отсутствие стенок дает простор для маневра. Второе - "горбатость": зимой на крыше скапливается меньше снега. Однако поднимать полгаража, особенно крупногабаритного "волговского", тяжеловато. Зимой чистить снег нужно не только спереди, но ис боков, и сзади иначе открыть и закрыть гараж очень тяжело. Кроме того, если "рвать" заваленную снегом или примерзшую крышку хлебницы. нагрузка на и без того слабую ось может оказаться критической. Порой металл рвется в месте, где проходит ось, и нужно прибегать к услугам сварщика. Для тесных дворов ракушки неудобны - не поставишь вплотную друг к другу, иначе замок сбоку окажется недоступным.РАЗМЕРЫ И ЦЕНЫ НЕКОТОРЫХ ГАРАЖЕЙ-УКРЫТИЙ Средняя цена в Москве (с установкой), руб. 8300 8800 9100 7960 8300 8450 8140 8800 9010 9080 9100 9450 9600 9750 10200та3 Оа s 5.SтаСО-2 М-11 М-14 М-15 Т-11 Т-12 Т-12Ш"55.2 52 54 48 5,2 52 5.2 52 5,4 54 5.4|£1,95 2 05 2,32 1.9511.8) 1,95(1.8) 1.95(1.8) 2,1(1.91) 21(1 911 2,1(1.91)2.6 э 27 2,72 65 2,65292,52 2 77 2,77Т-7Т-7М Т-9" Т-9Ш"2.1(1 91 2,28(2.09) 2.28(2 09) Т-4 5 99 Т-5 5,99 2.9 2,28(2,09) 3 02 Т42 5.99 2.28(2.09) 2.65(2,4) 2,9 Т-5ГЯ 5,99 * Предусмот модефикациясдв ;рью. рена29Т412,77 2 7"78ЗР 5/99 В УКРЫТИЕ'раж. Танкообразные сооружения, в которые заезжали через торцевые ворота, а выходили через боковые, тоже ушли в прошлое. Все меньше непрактичных конструкций со сдвижной передней частью (собственно, этим первенцам пеналы и обязаны школьным названием). Современные укрытия разных производителей по конструкции и внешнему виду очень похожи. Каркас из стального уголка, оцинкованная гофрированная сталь, ворота открываются вверх. В продаже все размеры. Минимальный для "жигулей" и "самар". в самый большой пенал входит "Газель"! Не каждый гараж может похвастать таким простором... Для открывания и фиксации ворот применяют пружины или противовесы. Плохо сделанные пружины со временем теряют упругость, а иногда попросту ломаются. Противовесы, хотя на вид и сложнее - зато надежнее. Однако они тоже требуют внимания. Лопата, стоящая у них на пути, может упасть на машину, а то и вовсе сломать ворота. По сравнению с ракушками пеналы удобней в эксплуатации. Снег не нужно отгребать с боков и сзади. Достаточно почистить перед воротами и обязательно с крыши, даже если в задней части гаража она скошена. Под хорошим сугробом не слишком мощная конструкция может проГАБАРИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Марка Длина мм Ширина мм Высота, мм 4115-4166 1611-1620 1435-1443 "Жигули* "630 3740 1640 •Нива" ВАЗ-21213 4006-4205 1650 1402 "Самара" 4265 '875 1420 ВАЗ-2110 4350 "Москвич-2141" 1690 1400 4885-4960 1800-1820 1476-1576 Волга УАЭ-31514 1800 2035 4025 'Газель' ГАЗ-3302 5470 2095 2120предоставляют скидки при одновременном приобретении даже двух укрытий. Так что оптовые закупки и здесь выгодны. Имея укрытие-пенал, можно проверить уровень масла, долить "Тосол" и даже заменить колесо (для этого лучше при-Последнее достижение пеналостроителей - тент-укрытие с калиткой в передней стенке. В такой пенал можно войти, не поднимая ворот, как в полноценный гараж. Правда, не совсем понятно - зачем? Разве что "подснежник придет навестить машину зимой. Откапывать ворота не придется. Дверь, естественно, требует дополнительного замка. Стоит калитка всего 20 рублей - небольшой плюс к цене обычного гаража без оной. Конечно, ставить любой пенал (ракушку) лучше на асфальт или бетон. Если такой возможности нет. в качестве "подложки" используют все, что могут найти: камни, тротуарные плиты и даже доски - поскольку любой грунт в сырое время года превращается в непроезжее болото. Впрочем, при перепадах температур самодельный "фундамент" плывет, гараж перекашивается. Сейчас многие фирмы включили в прейскурант, помимо сборки и установки самого укрытия.Спросим москвичейИмеете ли вы гараж?Когда на улице ненастье, можно обслуживать автомобиль под крышей.жать машину к одной из стенок) под крышей. а не под дождем или снегом. В современных пеналах позади автомобиля хватает места для инструмента, небольших запасов жидкостей и масел, сезонного комплекта колес. На задней стенке предусмотрена полка или кронштейны для нее.Ворота с противовесами - конструкция надежная, но требует внимания.% Щ щфНет Да гараж-'ракушку' Да металлический Да капитальныйгнуться, ходить по ней тоже надо осторожно. Крыша лучше цельная, без швов: меньше вероятность протечки. По сравнению с ракушками пространства для заезда в пенал нужно больше, что необходимо учитывать при выборе места под укрытие. Зато такие тенты можно ставить вплотную друг к другу, чем и пользуются автолюбители на организованных, да и стихийных стоянках. Кстати, фирмыеще и подсыпку гравием будущего пола. Кстати, делать поверх гравия сплошное твердое Страховочный штифт перекрыпокрытие вовсе не обязательвает путь панели ворот - так но: часто ограничиваются заспокойней. ливкой "колеи" для колес. Техническое обслуживание укрытии сводится к периодическому осмотру удерживающих ворота механизмов. Как правило, в нынешних пеналах предусмотрена возможность зафиксировать поднятые ворота штифтом (болтом, отверткой. дужкой замка). Лучше подстраховаться и не пренебрегать такой возможностью. Случаев, когда ворота самопроизвольно закрывались, уродуя машину, известно немало. Пенал, конечно, не сейф, не ремонтный бокс, не капитальный гараж. Но, зная, что машина под замком и крышей, спишь спокойнее.ЗР 5/9979