22
24
25
26
27
иллюзияУРОКИ ГЕОМЕТРИИ Если "Сузуки" и "Мицубиси" - это, без натяжки, одноклассники, то "Субару-Джасти" - автомобиль куда меньших размеров: примерно на полметра короче и на 100 мм j Анатолий ФОМИН, Анатолий КАРПЕНКОВ. Фото Сергея Иванова уже. Несмотря на это, он мало уступает по К сожалению, отечественных автомоленной на тест, обновлена несколько медлине салона большим машинам, а проигбилей такого типа пока нет. ВАЗ-2131 - сяцев назад. Поэтому неудивительно, что рывает в размерах довольно скромного это все-таки типичный вседорожник. полв их конструкции есть явно устаревшие багажного отсека: почти на 500 мм короче ноприводная "десятка" - экзотика. А потоэлементы: зависимая подвеска задних веи на 100 мм ниже, чем у "Мицубиси", Кроме му импортных участников теста определядущих колес на "Мицубиси", центральный того, у него самый маленький проем задли по известной формуле "числом побовпрыск на "Субару". Все автомобили с поней двери и самый высокий пол. Горизонперечно расположенным силовым агрегатальное расположение запаски под полом лее, ценою подешевле". том, имеют привод на четыре колеса с ви- багажного отсека характерно для всех маскомуфтой в трансмиссии. Однако дейстшин, но на "Мицубиси'' она помещена снавие ее различно: "Валено" при нормальных ружи, как на "Москвиче-2141" или "Пежо", а ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ Каждый из трех автомобилей имеет условиях движения практически является в "Сузуки" между ковриком и запаской прясвою родословную, причем иногда - доспереднеприводным автомобилем, а задчется целая полка с кармашками и даже таточно длинную: "Мицубиси-Лансер" - авние колеса подключаются только при пропластмассовое ведро внутри колеса. И все томобиль прежнего поколения, выпускаебуксовке передних. "Лансер" и "Джасти", же багажник "Валено" объективно самый мый с 1992 года, у "Субару-Джасти" тот же напротив, постоянно передают крутящий большой, хотя расстояние между нишами кузов, что у "Сузуки-Свифт", дебютиромомент на все четыре колеса, а виско- задних колес тут меньше, чем у "Лансера". вавшего аж в 1983 году, и лишь "Сузуки- муфта играет роль "мягкой' блокировки На первый взгляд, салон "МицубиБалено" появился в 1995-м, а внешность межосевого дифференциала. Но к тому, си" просторнее, чем у "Сузуки". но на демашины 1999 модельного года, представкак это работает, мы вернемся позднее. ле он только шире. Если на его переднихСогласно данным опросов, большинство читателей "За рулем" не прочь приобрести именно полноприводный универсал.•Мицубиси-Лансер" "Сузуки-Балено"•22ЗР 5/99 сиденьях усядутся люди ростом выше 180 см, коленям задних пассажиров придется тесновато. Даже маленький "Субару" предоставит им больше места правда, протискиваться на заднее сиденье через скромных размеров дверной проем нелегко. Еще удивительнее, что при заметно более узком салоне пассажиры "Сузуки-Валено" ощущают большую свободу, чем в "Мицубиси". Дело в том, что в "Сузуки" сиденья стоят ближе к дверям, а потому водитель оказывается дальше от пассажира. Выемки же в дверях позволяют крутить баранку, не опасаясь за левый локоть. По высоте салона лидирует "Мицубиси", но во всех машинах места над головой водителя хватает. Только маленький "Субару" низковат в задней части салона, но посравнению, например, с ВАЗ-2109 там заметно просторнее. Однако размеры салона не всегда определяют удобство водительского места. "Лансер" предлагает высокую посадку, удобный "ухватистый" руль и неплохую обзорность. "Валено" не лучшим образом сочетает "командирское" сиденье с низко расположенным, почти вертикальным рулевым колесом. Даже регулировка "сиденье - вниз" "руль - вверх" не оптимальна для водителя среднего или высокого роста, а руль мешает посадке. В "Джасти" все наоборот: сиденье по-спортивному низкое, а руль высокий и сильно наклонен, так что лучше других здесь водителю ростом выше среднего. Регулировок же по высоте сиденья и руля в "Субару" не предусмотрено.НА ВОЛЮ, В ПАМПАСЫ Где полный привод у дорожной машины проявит себя наилучшим образом, как не на скользкой дороге? В конце зимы нам были доступны только два типа покрытия - укатанный снег и голый лед. Несмотря на минимальный коэффициент сцепления и универсальную нешипованную резину, все автомобили достигали 100 км/ч менее чем за 25 с. Различные модели покрышек не позволяют сделать прямого сравнения, но наиболее мощный "Мицубиси" уверенно лидировал в каждой попытке. Особенно значимыми для динамики оказались характеристика двигателя и подбор передаточных чисел. У высокофорсированного мотора "Мицубиси" максимум крутящего момента на 2000 об/мин выше ; * чем у "Сузуки". однако и на малых оборотахSUBAFВыдающаяся управляемость в "нештатных" режимах, экономичный мотор, хорошо подобранные передаточные числа, точный механизм переключения передач, отличная обзорность, просторный для машины такого класса салон, хороший комфорт и высокая энергоемкость подвески, богатое стандартное оснащение. Маленький багажник, устаревающая внешность,5 f # i «*.т\\скромная отделка салона, сиденья со слабой боковой поддержкой, маленький бензобак.РЕЗЮМЕ"СУБАРУДЖАСТИ" Прекрасный тренажер, чтобы научиться управлять полноприводным автомобилем в экстремальной ситуации; практичный автомобиль Р для небольшой семьи. ),< г24ЗР 5/99 первый оказался более тяговитым. Скромные возможности 1,3-литрового восьмиклапанного мотора "Субару-Джасти" отчасти компенсируют "короткие" передачи - при той же скорости, что у остальных машин, обороты двигателя значительно выше. Из-за этого весьма показательными оказались результаты разгона на 10-процентном подъеме: уступая "Сузуки-Валено' 20,5 кВт/28 л. с. в мощности двигателя. Джасти" набирал 80 км/ч на 2,2 с быстрее. При торможении на льду и снегу первое место у самого легкого "Субару": у него наименьшая масса и лучшие сцепные качества покрышек "Мишлен-МХТ". ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ Вот мы и подошли к самому интересному - управляемости на скользкой доро#ге. Во многие труды по конструкции автомобилей вошло утверждение, что автомобиль с полным приводом обеспечивает лучшую активную безопасность. Однако здесь есть некоторые "но". Все три автомобиля отличались завидной курсовой устойчивостью, причем небольшое преимущество здесь за "Сузуки-Валено". Снова убедились: да. полноприводные автомобили действительно способны проходить виражи на большей скорости благодаря равномерному распределению тяги между ведущими колесами. Но поведение машин 'на пределе" не столь однозначно, как у заднеприводных или переднеприводных. Имея три дифференциала в трансмиссии, один из которых с переменной степенью блокировки, автомобиль ведет себя гораздо самостоятельнее . и предугадать, как именно распределится крутящий момент в конкретном случае на реальном неравномерном покрытии. не в состоянии даже водитель высокой квалификации. Эта непредсказуемость в распределении тяги делает поведение автомобиля в предельных режимах труднопрогнозируемым, а переход от недостаточной поворачиваемости к избыточной - неожиданным и часто несвоевременным. В переводе на обиходный язык это означает: реакция полноприводного автомобиля на совершенно одинаковые действия в сходных условиях иногда может оказаться... прямо противоположной. В процессе доводки и испытания машин, согласовывая характеристики трансмиссии и подвески, разработчики стараются обезопасить будущих во-ЗР 5/9925 ^дителей от подобных "сюрпризов", однако удается это в разной степени. В нашем случае безусловным лидером стал "Субару". Полноприводный автомобиль предоставляет огромные возможности управления по сравнению с машинами, у которых привод на одну ось. Посмотрите как-нибудь телерепортаж с чемпионата мира по ралли: на повороте машины совершают сложное плоскопараллельное движение, гася скорость в одном направлении и одновременно набирая в другом - это своего рода третье измерение на плоскости. Точное управление тягой для полноприводного автомобиля значит даже больше, чем своевременная коррекция рулем. "Субару-Джасти" единственный из трех быстро и точно выполнял все команды водителя. Неудивительно, что именно он с внушительным отрывом лидировал в скорости прохождения маршрута по "горной дороге". Но баланс управляемости в критических режимах оказался настолько хрупким, что даже лишний человек в салоне ощутимо менял поведение машины. "Сузуки-Валено" показал большую стабильность в штатных режимах, но был труднопредсказуем "по другую сторону", "Мицубиси-Лансер" - наоборот. Результаты этого наглядно видны в таблице. ВАМ ЭТО НУЖНО? Результаты теста способны поставить под сомнение тезис о большей активной безопасности полноприводной машины. Полная реализация возросших возможностей управления требует от водителя значительно лучшей подготовки и безукоризненной координации работы рулем и газом. Это непросто даже для хорошо "накатанного" спортсмена, о простых же смертных и говорить не приходится. Кроме того, устойчивость в обычных режимах способна сыграть с неопытным водителем злую шутку, спровоцировав на слишком быструю езду по скользкой дороге. Можно чуть не со стопроцентной уверенностью утверждать, что неподготовленного водителя ждет потеря управления полноприводной машиной, смоделировав типичную нештатную ситуацию - объезд препятствия на скользкой дороге. Даже послушная "Субару" способна преподнести сюрприз человеку с устойчивыми "переднеприводными", а тем более "заднеприводными навыками. ВМЕСТО ВЫВОДОВ » Но не все так плохо, как мы пытаемся представить: ведь скорости, на которых возможны неприятности, будут намного выше - благоразумный водитель поостережется входить в поворот так быстро. Кроме того, на дорогах с более высоким коэффициентом сцепления, чем укатанный снег (скажем, на мокром асфальте), практически исключен срыв при пробуксовке колес. У полного привода немало достоинств, главное из которых то, что на ведущие колеса приходится вся масса машины. а не примерно половина. Поэтому возможности для преодоления, например, скользких подъемов у них вдвое выше, чем при одной паре ведущих колес. Более высоки у легкового полноприводника и внедорожРАЗМЕРЫ САЛОНА И БАГАЖНИКА " ^ ^ ^ . ^ А втомобиль "Субару- 'Суэуки- "МицубисиПараметр ** ~ ~ _ Джасти" Валено Лансер' А. мм 950,1110 360 1" 20 920/1100 Б. мм 620780 620 810 575*15 В мм 980 970 1020 Г мм 920 945 945 Д. мм 1310 132С 1370 Ё. мм 1270 1310 1335 Ж мм 480 480 500 3. мм 420 450 460 И град 19-23 22-27 26 К, мм 290715 440-810 370/750 Л. мм 560-1400 10001880 930/1740 М, мм 600 775 850 Hi. мм 900 940 1080 Н2. мм 1250 1300 1230 0 мм (проема) 1140 1110 1160 1П мм тооема 520 720 830 Р. мм (погрузочная! 750 630 640ные качества, однако не следует его путать с УАЗом. Полный привод - аргумент серьезный, но не менее важны запас "под брюхом" и "злая" резина. И хотя дорожный просвет всех трех автомобилей довольно велик по иномарочным стандартам - от155 мм у "Субару" до 185 мм у "Мицубиси", - они не созданы для пересеченной местности. Даже специальная модификация "Субару-Джасти Скаут" с увеличенным до 205 мм(!) просветом на бездорожье не сравнится, например, с "Нивой".КОМПЛЕКТАЦИЯ Общие позиции Бамперы в цвет кузова, декоративные колесные колпаки, очиститель/омыватель заднего стекла, дополнительные: стоп-сигнал, дистанционное открывание багажника, центральный замок, электрическая регулировка зеркал, регулируемая пауза стеклоочистителя, гидроусилитель руля, полноразмерное запасное колесо Обогрев зеркал, дистанционное открывание бензобака, часы, электростеклоподъемники сзади, регулировка водительского сиденья по высоте Подушки безопасности водителя и пассажира, аудиоподготовка Иммобилайзер $15 400 $19 900 $15 200 МагнитолаТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИОБЩИЕ ДАНН1 555 Число мест 1145 кг 1155 кг 880 кг Снаряженная масса 1590 ra1305 кг Полная масса 1680 кг les км/ч 155 км/ч Максимальная скорость 175 км/ч 12,5 с 13.6 с0 . Время разгона 0-100 км/ч 11,5с 4.9 м 4.6 м Радиус поворота 5.3 м Расход топлива по нормативу EU 93т 16 город/шоссе-средний (на 100 км) ---/8.4 л 9,4-6.87.8 л 8.6/6,0/64 л Запас топлива 50 л 51л 37 л Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-92 Размеры: 3845x1590x1380 мм 4375x1690x1460 мм 4275x1690x1465 мм длина х ширина х высота база 2365 мм 2480 мм 2505 мм колея спереди/сзади 1364/1340мм 1440/1435 мм 14651430 ммПОДВЕСКА Спереди - независимая типа "Мак-Ферсон" со стабилизатором поперечной устойчивости Сзади - независимая, пружинная. независимая типа зависимая на продольных многорычажная. "Мак-Ферсон" рычагах с реактивными со стабилизатором поперечной со стабилизатором тягами и тягой Г устойчивости и клеммным поперечной устойчивости креплением амортизатора РУЛЕВОЕ» Реечное с гидроусилителемТОРМШГидравлические, с вакуумным усилителем, передние - дисковые вентилируемые задние барабанные ШИНЫ•IДВИГАТЕЛЬЧисло цил -клап. Рабочий объем (диаметр цилиндра х ход поршня) Степень сжатия Мощность Крутящий момент R4-16 R4-16 R4-8 33 1590 см 1597 см 3 1298 см (75,0x90.0 мм) (81,0x77.5 мм) (74.0x75.5 мм) 9.5 10.0 9,5 83 кВт/113 л. с. 70кВт-96л с 50 кВт/68 л. с. при 6000 об/мин при 6000 об/мин при 6000 об/мин 137 Нм 134 Hii 99 Нм при 3500 об/мин при 3000 об-мин при 5000 об/минCEPI Гарантия общая Гарантия на кузов Периодичность ТО Стоимость нормо-часа (в Москве)2 года/60 тыс. км 1 год/20 тыс. км 6 лет 10 тыс. км 10 тыс. км $40 $303 года/70 тыс. км 10 тыс. км $55РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ"Погодные условия температура 10:С: покрытие - укатанный снег, ладТРАНСМИССИЯ Коробка передач Передачи Главная передачаПривод постоянный полный механическая 5-ступенчатая 3.55;1.90:1,31; 3.55:1.90:1.31; 3,58; 1.95:1.38: 0.97:0.82:3.25 (3. х.) 0.97; 0.82; 3.25 (3. х.) 1.03:0.82; 3.3613. х ) 4,24 3.94 4.06Ш 1H . H IB - J - U - M - ' i-"i'u!H ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Разгон 0-100 км,ч. лед 21,69 с 24.01 с 18.3 с 0-100 км/ч, снег 23,4с 21,97с 18.67с на подъеме 10% 20-80 км-ч с переключением передач 28.6 с 30.79 с 15.89 с Эластичность, снег: 60-100 км-ч ( М 30.5 с 27.93 с 19.45 с ТОРМОЗНОЙПУТЬ с 80 км-ч. снег с 80 км/ч, лед Средняя скорость прохождения замкнутого маршрута М=Ш^М=.И1Ш^1—tM"^m 69 м 70,5 м 92.1м 109.2 м 125.2 м 135.3 м 42,6 км,ч 38.5 км-ч 39.4 км/чАвтомобили на тест предоставлены; "Субару-Джасти" - фирмой "Автотранскомплект", "Сузуки-Балено" - "Ниппон Карз". "Мицубиси-Лансер" "Рольф Холдинг".ЗР 5/9927