143
145
шшшшш:ШДОШ-ТШ^Ш'ШЛ**fcПервым .Jk массовым автомобилем стал "Форд-Т".Сергей КАНУННИКОВ. Рисунок Александра Краснова"Форд-Т", 1926 год.Детройтский электромеханик, один из отцов автомобиля - Генри Форд раньше других понял, что простые, недорогие, но практичные модели ждет большое будущее. Философию "машины для всех" Форд постиг сам, а в чертежах его идею воплотили Джозеф Галамб и Чайлд Гарольд Уилле. В октябре 1908-го из ворот фордовского завода выехал первый "Форд-Т". Конструкция машины отличалась простотой и прочностью. Четырехцилин•Ф дровый мотор рабочим объемом 2,9 л развивал вполне приличную мощность - 20 л. с. Термосифонное охлаждение, зажигание от магнето, подача бензина самотеком типичные черты многих ровесников "Форда". А вот съемную головку блока цилиндров в то время делали нечасто. Просторный кузов был вместительным и, по тогдашним меркам, достаточно комфортабельным. Весил автомобиль 600 кг.отпущенной педали, а утопив ее в пол, задействовали первую. Нейтраль "ловили" посредине. Средней педалью включали задний ход. Ею же, кстати, можно было тормозить без всякого ущерба для трансмиссии - ведь коробка передач здесь стояла планетарного типа. Пра-же ручкой, установленной слева от баранки, регулировали опережение зажигания. "Форд-Т" стал по-настоящему народным автомобилем. "Жестянки" покупали рабочие и инженеры, врачи и фермеры... Автомобиль выдерживал отвратительные в ту пору американские проселки. Сметливые механики успешно ремонтировали машину минимальным набором инструмента в сельских сараях.#С 1911 года "форды" собирали в Англии, с 1926-го в Германии. В 1913 году на заводе в Детройте заработал конвейер. Цены снизили. Круг покупателей надежных, крепких автомобилей стал еще шире. На базе "Форда-Т" делали купе и спортивные спидстеры, гоночные машины и удлиненные туристские автопоезда, грузовики, развозные фургоны и даже тракторы. До 1927 года построили 15 007 033 (!) автоСовременный водитель Органы управления "Форда-Т": 1 - рычаг ручного тормоза; 2 - управление опемобиля. Этот рекорд побил наверняка запутался бы в режением зажигания; 3 - акселератор; 4 - управление-карбюратором для пустолько "Фольксваген-Жук" в ка; 5 - выключатель зажигания; 6- педаль тормоза; 7 педаль включения зад1972 году. органах управления "Жесней передачи; 8 - педаль переключения передач. тяной Лиззи" (самая рас"Форд-Т" и ныне не редпространенная из десятков кличек вая педаль действовала на ленточный кость. Машины разных исполнений и "Форда-Т"). Три педали выполняли нетрансмиссионный тормоз. "Ручник" столет выпуска можно увидеть во многих привычные нам функции. Левая - упра- порил задние колеса. Акселератором музеях мира ив частных коллекциях. вляла двухступенчатой коробкой переуправляли с помощью ручки, располоЭкземпляр 1920 года хранится в Мосдач. Вторая передача включалась при женной справа под рулем. Точно такой ковском Политехническом музее.ЗР 5/99143 wm&- 1-•4mm#«