16
17
18
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ"ГАЗЕЛЬ" ОСЕЛОЧПАЯРади удешевления полноприводного грузовика в нем использован минимум оригинальных узлов.Игорь ТВЕРДУНОВ, Анатолий КАРПЕНКОВ. Фото Игоря ТвердуноваО том, что в обширном стаде "газельих'' модификаций есть полноприводные особи, известно давно. Только "зверь" этот редкий: немногие его видели, а некоторые про такое чудо техники и не слыхали. Только в последние месяцы "Газель" со всеми ведущими стала чаще встречаться на дорогах. Может, кризис заставил снизить на нее цену, может, еще по какой причине, - словом, за прошлый, 1998 год на ГАЗе собрали 750 таких автомобилей, почти половину того, что выпущено с 1995 года, когда сделали первые полуторки повышенной проходимости. ДЕШЕВО, НО СЕРДИТО Примерно так можно сформулировать "идеологию" нижегородских автомобилей. Вряд ли кто поспорит, что по техническому совершенству и качеству "Газель" не "впереди планеты всей". Однако в небогатой России лучшая реклама - это цена. Но чтобы не сдать занятых позиций, не уступить конкурентам, одной дешевизны мало. Автомобиль должен совершенствоваться, обрастать модификациями, становиться надежнее и при этом... оставаться дешевым. Как сделать из обычного грузовичка с задним приводом вездеход? Очень просто. если следовать нижегородскому рецепту. Берется обычная "Газель", к раме которой крепятся измененные кронштейны рессор. Это позволяет приподнять машину на 70 мм и расширить рессорную колею переднего моста. Кроме того, на раме добавляется поперечина для установки раздаточной коробки.Сама "раздатка" оригинальная. Готовой подобрать не удалось, пришлось разрабатывать заново. Эта работа лишний раз показала, с какими сложностями можно столкнуться, создавая новый агрегат с чистого листа. С раздаточной коробкой были проблемы, но сегодня, как считают заводские специалисты, их удалось решить, и ныне конструкция вполне работоспособна. Карданные валы сделали с использованием стандартных крестовин, вперед установили такие же рессоры, как сзади. Среднюю часть переднего ведущего моста вместе с редуктором унифицировали с задним, старой конструкции. Дело в том.что сейчас балка заднего моста "Газели" сварная, а поначалу была составной - в картер редуктора запрессовывались чулки. Именно такая конструкция взята за основу переднего ведущего моста. А вот обычные карданные шарниры вместо ШРУСов в приводе передних колес нас поначалу удивили: теория говорит, что так делать нельзя. Оказывается, если очень хочется (точнее - очень надо), то можно. Причем без заметных неприятных последствий. Но об этом позднее. Итак, изменили крепления рессор, установили раздаточную коробку, передний ведущий мост, новые карданные валы (передний и задний карданы одинаковые) - в от * и готов полноприводный вариант "Газели".тапта"Тандем" ГАЗ-33029. Опытный полноприводный пикап на базе "Газели". Оснащен дизелем "ИВЕКО".^ Г ^ * - * . -16ЗР 5/99 -*Простота конструкции и широкое использование стандартных узлов и агрегатов позволяют без труда "оквадратить в вездеход" по формуле 4x4 любую "Газель". от бортового грузовика до автобуса, и при этом сохранить приемлемую цену. Бортовая машина со всеми ведущими колесами в марте стоила 80 тысяч рублей, семиместный фургон - 115 тысяч, а тринадцатиместный автобус - 1 41 тысячу. СЪЕЗЖАЕМ С АСФАЛЬТА "Газель" народ освоил Оценил достоинства, научился бороться с недостатками. Но есть у этой машины одна беда, с которой запросто не справиться. Созданная как автомобиль для асфальта "Газель" со• вершенно беспомощна, когда надо проехать по песку или рыхлому снегу, с трудом преодолевает наледи. Чтобы расширить область применения машины, и разработали модификацию со всеми ведущими колесами. Создатели автомобиля в один голос просили не называть его вездеходом. Одного взгляда на "Газель", даже полноприводную, достаточно для того, чтобы их понять. Длинная база, скромного размера колеса, двускатные шины на задней оси все это никак не улучшает проходимость. Да и задачи создать "проходимец" не ставилось. Нужно было минимальными средствами сделать автомобиль для проселков, а не для пашни, для заснеженных дворов, но не для метровых сугробов. Насколько это удалось, мы и хотели выяснить. Нам выкатили целый "табунчик" полноприводных "газелей". За честь марки ^ с тояли : бортовой грузовичок с мотором ЗМЗ-4063.10, семиместный фургон с дизелем ГАЗ-560 (в прошлой жизни - "Штайр"). такой же фургон с 2,9-литровым ульяновским мотором модели 4215.10 и ГАЗ-33029 "Тандем" - опытный образец пикапа на базе "Газели" с дизелем "ИВЕКО". "Четыреста шестой" и нижегородский "Штайр" стандартные моторы для полноприводника. Ульяновский планируют устанавливать в недалеком будущем. Печкой, от которой предстояло плясать. послужила обычная заднеприводная бортовая "Газель", правда, с лицензионным дизелем ГАЗ-560, На пересеченной местности уверенность в своих и газельих силах придавал "шестьдесят шестой" с лебедкой. Единственное отличие в кабине - рычаги управления раздаточной коробкой. Одним включается блокировка, другим пониженная передача. Кстати, передний мост здесь включен постоянно, как на "Ниве". Казалось бы, машине, для которойГАЗ-27057. Серийный семиместныи фургон с дизелем ГАЗ-560.*ГАЗ-27057. Опытный образец семиместного фургона с двигателем УМЗ-4215.10. Такой мотор планируется устанавливать на полноприводные машины.ЗР 5/9917 бездорожье скорее эпизод, чем образ жизни, больше подходит трансмиссия с подключаемым передним приводом. Да и конструктивно она проще - нет межосевого дифференциала. Нас, однако, заверили, что постоянный полный привод появился не по прихоти, а "на конкурсной основе", показав лучшие качества.Фиаско заднеприводной "Газели".•JBfj•fetotA•••••••••••••UK)iiU. чш ЕЕ?1*.•BJ :4Tji••^^^ ••v-"*"*Не будем спорить, посмотрим лучше, что покажет машина на ходу. Прежде всего интересовало, как поведут себя карданы в приводе передних колес. Ожидаемых неприятных рывков в поворотах так и не почувствовали. При высокой скорости поворачивать руль на большой угол (тем более на грузовике) отважится только каскадер, а при маневрах на малых скоростях легкие толчки никакой опасности не несут - они едва заметны, поскольку "отдачу в руль" демпфирует гидроусилитель. Работу последнего на полноприводной "Газели" нельзя назвать идеальной. Необходимость этого устройства очевидна как на асфальте, так и на бездорожье. Увы, его характеристики не оптимальны: явно не хватает обратной связи, особенно при маленьких углах поворота баранки. Эта проблема, как нас уверили, хорошо известна. Усилитель руля на "Газели" - новинка, и его конструкцию постоянно совершенствуют. Полноприводные фургоны отличает довольно назойливый шум раздаточной коробки (на бортовой машине "раздатку" почти не слышно). В остальном обычная "Газель" - пока не съедешь с шоссе. В весеннюю распутицу найти бездорожье недолго. Очень кстати пришлась зимняя гоночная трасса. На ней местами еще лежал осевший снег, местами все растаяло до рыхлого песка, а кое-где раз--1лились глубокие весенние лужи. Получилось именно то, что надо не болото, но изрядно разбитый проселок. Автомобиль с задним приводом здесь вскоре зарылся, несмотря на старания тяговитого дизельного двигателя. Пока удавалось ехать относительно быстро. "Газель" преодолевала препятствия. Но стоило чуть потерять ход в мокром песке, как потребовался "дежурный' ГАЗ-66. Пленника вызволили из песка, и на трассу пошли полноприводники.Необычное решение - крестовины вместо ШРУСов в приводе передних колес - оказалось вполне жизнеспособным. Раздаточная коробка крепится к дополнительной поперечине рамы.Ни у одной из "газелей" 4x4 предложенная трасса не вызвала затруднений. Разницу в поведении • машин определяли прежде всего двигатели. Шестнадцатиклапанный "четыреста шестой", очень резвый на шоссе, в тяжелых условиях уступал дизелю ГАЗ-560. который демонстрировал прекрасные тяговые возможности. Бензиновый мотор для движения по пересеченной местности настоятельно требовал включения пониженной передачи. Но самые лестные слова заслужил трехлитровый двигатель УМЗ-4215.10. который сочетает динамику с великолепной "дизельной"тягой Что касается опытного образца "Тандема" - односкатные шины на задней оси, дизельный двигатель. высокая "посадка' делают его куда большим вездеходом, чем полноприводная "Газель. Зато "Тандем" уступает ей по грузоподъем ^ ности. он сложнее и дороже. Итак. Газель' со всеми ведущими вполне отвечает предъявленным к ней требованиям - уверенно передвигаться по плохим дорогам и "умеренному" бездорожью. Автомобиль конструктивно прост и. несмотря на то. что делался с явной оглядкой на скромные ресурсы покупателя, не страдает серьезными "болезнями" Хотя недостатков (как без этого!) не лишен Большинство из них (шум "раздатки", затрудненное включение пониженной передачи и блокировки дифференциала, проблемы с гидроусилителем) присуще новым узлам и агрегатам. совершенствование которых, как нас заверили, продолжается. Похоже. ГАЗ созрел для того, чтобы продвинуть на рынок прежде малоизвестную полноприводную версию "Газели". Официально заявлено, что заводу по си лам уже сегодня выпускать 10 тысяч та ких автомобилей в год - был бы спрос.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ "ГАЗЕЛЬ" Ш (данные произдедитсдя)II^~-~^Модель Параметр •—-^ 1 Снаряженная масса, кг Полная масса кг [ Двигатель ТрансмиссияГАЗ-33027ГАЗ-270572100 2310 3500 3500 бензиновый дизельный ЗМЗ-406310 ГАЗ-560 постоянный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал. двухступенчатая раздаточная коробка передаточные числа: 1-1,07; II-1,87 110 100••Ъ^Ввйъ^Максимальная скорость, км/ч Контрольный расход топлива при 60 км/ч л/100 км Размер шин12,5 195R16C10,5•18ЗР 5/99