НА ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК ОХОТНИКОВ НЕТ?ЗР решил поиграть" на фондовом рынкеДмитрий ЛЕОНТЬЕВко. - К тому же активность инвесторов зависит от многих других факторов: информационной открытости, выплаты дивидендов. реструктуризации, отсутствия долгов у предприятий отрасли. А с этим у нашего автопрома далеко не все в порядке. ЗАГАДКА ДЛЯ ИНВЕСТОРА Что же остается потенциальным акционерам: ждать лучших времен? Так. глядишь, пройдет еще пять-десять лет... А если завтра заводы вовсе национализируют (не забудем: выборы на ноAK&M-LISTВо всем мире акции автомобильных фирм, как правило, представляют собой "лакомый кусочек" и пользуются хорошим спросом: ведь ценные бумаги могут не только принести неплохие дивиденды, но и (при условии немалых вложений) открыть доступ на самый верх - к руководству фирмы! Большинство наших автозаводов, как и зарубежных, - акционерные общества. А значит, все их имущество (от конвейера до будки вахтера) тоже переведено в ценные бумаги, которые можно свободно покупать и продавать - вплоть до полной скупки или перепродажи всего завода. На что сегодня надеяться владельцам акций отечественных автозаводов? Есть ли смысл в "бумажном" автомобильном капитале? Задавшись этим вопросом, автор обратился в авторитетное информационное агентство российского фондового рынка - "АКМ" (Анализ, Консультации и Маркетинг). - В нашем рейтинге привлекательности отраслей российской экономики (где всего четырнадцать позиций) машиностроение стоит на 12-м месте, опередив лишь лесную промышленность и банки, говорит Алексей Науменко, эксперт "АКМ", руководитель группы по машиностроению. - Для заводов мы составляем отдельный рейтинг. В нем ГАЗ. например, на 39-м месте, хотя еще в начале 1998 года был на 12-м. Падение объяснимо: в период кризиса акции автозаводов обладают высоким инвестиционным риском, иными словами, опасность их обвала весьма велика. Хотя и возможность роста курса всегда остается. Но предугадать ход событий очень трудно. поэтому и операции с этими ценными бумагами почти не ведутся. ДОКРИЧАТЬСЯ ...ДО ФОНДОВОГО РЫНКА Итак, наша надежда - российский автопром, которому кризис пошел даже на пользу (меньше стало конкурентов) - остается рискованной сферой для вложения капитала... Удивительно! Ведь автомобили - то немногое, что регулярно выпускает ис успехом продает наша промышленность. К тому же российский автобизнес в последнее время довольно оживлен: заключено соглашение между "Шкодой" и"Ижмашем" о сборке "Шкоды-Фелиция" (напомню, речь идет об инвестициях не меньше 250 млн. долларов), ГАЗ начал продажи "Соболя" и представил новые "волги", заметно подрос экспорт ВАЗа. группа "Автотор" готовится к сборке вседорожника "Спортидж" и престижных БМВ...КОТИРОВКИ АКЦИИ ПО ДАННЫМ БАЗЫ Компания Номинал акции, руб. 500 1 50 0,02 1 415 1 1000 01.07.97 9,13 7*5 2,176 нет 29.36 34,33 0,057АО "АвтоВАЗ" АО ТАЗ" 1 АО "КамАЗ" АО "УралАЗ" АО "УАЗ" АО "Павловский автобус" АО "Курганский автобус" АМО"ЗИЛ" ' По обыкновенным акцтммДивиденды' Котировальная цена акции, долл. 1996 01.01.98 01.07.98 01.01.99 30.03.99 нет 0.65 2,03 6.51 11,1 19,95 19,83 75,73 0,172 0,61 0,15 1.76 нет 0,32 нет 0,7 нет нет 0.015 нет 53,3 7,48 11,83 43,5 нет 3,1 нет 0,54 нет нет нет 4,37 5,18 15 нет нет•• л • • лТакой ход событий в Европе или Америке немедленно вывел бы курсы акций всей автомобильной отрасли на более высокий уровень. У нас же фондовый рынок и производство как будто "не слышат" друг друга. Почему же нет желающих подзаработать на купле-продаже ценных бумаг автопрома? - Успехи отдельных заводов не могут улучшить общую конъюнктуру российского фондового рынка, а она сейчас крайне неблагоприятная, - считает Алексей Наумен-су). И что делать тем, у кого дома "по кубышкам" лежат акции автозаводов продавать или придержать их? Эксперт "АКМ" ответил так: - Большинство мелких инвесторов сейчас не желает продавать свои акции. Их не устраивают слишком низкие котировки. Еще живы воспоминания о тех временах, когда ценные бумаги ВАЗа стоили > 10 долларов за штуку. Ныне за них дают около четырех долларов. За акцию ГАЗаИЗМЕНЕНИЕ КОТИРОВАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ОБЫКНОВЕННЫХ АКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ160ГАЗ ПАЗ ЗИЛ АвтоВАЗ КамАЗO)Ok ie*i viО<M »•к: enT-S 88S38S $ Xi ЙИ нЙЙЬЙ£ S S5s gДата56ЗР 5/99