132
Е'ЛШцЛJJ Г) г1 ГJУ;\ГАндрей ЛАДЫГИН Именно тогда американец Джон Гейтс запатентовал приводной ремень клиновидного сечения - из пропитанного резиной корда, в оплетке из прочной прорезиненной ленты.ЙПолитические потрясения 1917 года будут, видимо, долго памятны россиянам. Но мало кто из них знает, что и техника в тот год пережила поистине революционный скачок.мент, охватывая не менее трети окружности шкива. Однако автомобили становились все сложнее, обзаводясь дополни-Продукция "Гейтс": клиновидные, поликлиновые и зубчатые ремни в оригинальной упаковке. Идея Джона Гейтса позволила двигателям прибавить в мощности и уменьшиться в размерах: шкивы с ручьями клиновидного сечения значительно компактнее барабанов для плоских кожаных ремней. С тех пор "Гейтс" непрерывно совершенствует конструкцию ремня. Так. зубчики на острие клина сделали ремень более гибким и снизили его температуру. Позднее "зубчатую" поверхность стали покрывать слоем арамида - прочного, тугоплавкого. но эластичного материала, улучшающего работу ремня. тельными устройствами, требующими привода: тут и генератор, и насос гидроусилителя руля, и компрессор кондиционера. Клиновидным ремням такие нагрузки стали не по силам. И вновь инженеры "Гейтс" сделали революционный шаг, создав поликлиновый ремень. Всего один кордный слой позволяет ему легко гнуться, подставляя "спину'' натяжным роли-кам, а клинья рабочей поверхности (от четырех до двенадцати!) обеспечивают лучший контакт со шкивами. ' Зубчатый ремень привода газораспределительного механизма стоит в истории "Гейтс" несколько особняком. Первенство в его изобретении принадлежало не "Гейтс" - но могущество корпорации "Томкинз" позволило выкупить патент вместе с компанией-изобретателем "Унироял Пауэр Трансмишн". В России пока немногие наслышаны о компании "Гейтс". Между тем в каталогах фирмы представлены и российские автомобили, даже новейшие - например, газовский "Соболь". За что же ценят в мире продукцию "Гейтс"? Во-первых, за высочайшее качество. Шутка ли - фирма гарантирует надежную работу зубчатого ремня ГРМ на протяжении 200 тысяч километров! (Правда, не на всех моторах, да еще при соблюдении довольно строгих условий точной соосности шкивов, отсутствии замасливания, правильного натяжения и др.). У вас ремень разрушился раньше? Пришлите его на завод - там мгновенно выяснят, был ли допущен брак или ремень неправильно эксплуатировали. "Фирменный" брак ничтожно мал. Зато "вычислить" его виновника несложно: дата выпуска, завод-изготовитель. номер смены и код мастера зашифрованы в обозначении, которое при эксплуатации не стирается. Кстати, шифр - одна из степеней защиты от подделок: порядок цифр ежегодно меняется. и разобраться в них под силу только служащим компании. Контрольным тестам будущий ремень подвергается с самого начала производства - со стадии материала, поступившего со склада. Все технологиче-В 1963 году "Резиновая компания Гейтс" шагнула за океан, разместив свой завод в бельгийском городке Эрембодегем: к 1993 году состояла уже из множества фирм, купленных полностью или частично. А в 1996-м и сама влилась в английскую корпорацию "Томкинз" - но славная марка при"Кривые" патрубки для водных ремней сохранилась И сегодня ее многих десятков моделей автомобилей... носят более половины произведенных во всем мире изделий подобного рода. А еще ...и гибкие патрубки "Вулко-Флекс", готов ассортименте "Гейтс" шланги и патрубки вые изогнуться под люразличного назначения - армированные и бым углом по желанию мастера. неармированные, формованные и гибкие. резиновые И СИЛИКОНОВые... шТ'М'ааТ'Ш'Ш'ааТ' От экономики вернемся к технике. Известно, что клиновой ремень способен передавать крутящий мо-132ЗР 5'99