112
113
толькоКапризы "холостых" водитель даже не заметил (молчал и прибор): поездишь на отечественных машинах - и не к такому привыкнешь. Легко укротив первую передачу, выезжаем на Садовое, а вот и поворот на улицу Мясницкую... Взмах жезла - "Таврия" послушно притерлась к тротуару: "Ваши документы". Опутанная датчиками рука протягивает инспектору "корочки". Водитель внешне спокоен. . Но что это? По пока-^ заниям монитора, "внутри" человек напрягся. сосредоточился, а пик пульса уперся в верхний предел графика. Возросший показатель КГР зафиксировал бурную умственную деятельность ("Я что-то нарушил?!"). На подсознательном уровне инспектор ГИБДД - опасность.Суть эксперимента проста: проехать по заранее проложенному маршруту в центре Москвы и посмотреть, как чувствует себя водитель, попадая в типичные для наших дорог ситуации. Что выводит его из равновесия, а что - не очень? Неполадки машины, лихачи, сложная дорожная обстановка, инспектор, дотошно изучающий документы? А как, например, вы реагируете на то. что вас "подрезают" - спокойно? Или воплем клаксона? А может, нецензурной бранью - или "газуете", когда "вырветесь на свободу"...(экземпляр, не знакомый нашему "подопытному"), двигатель которой периодически глох, а первую передачу удавалось включить лишь с "двойным выжимом". Маршрут: улицы и переулки Москвы, Садовое кольцо в час пик. В пути произойдут... Впрочем, пусть это будет неожиданностью и для вас. За "норму" принимаем результат предрейсового обследования водителя, проведенного в стенах редакции.Щ~ * .Едем дальше. Музыку? Почему бы нет: ставим подготовленную кассету с классикой. И вдруг - "Би-и-и-и!!!" (заранее вмонтированный в запись сигнал). Водитель отреагировал довольно спокойно: удалось отметить лишь небольшой всплеск КГР. Похоже, вопли авто-LМы воздействовали на водителя кстати, весьма опытного, но незнакомого с нашими планами. - множеством типичных отрицательных факторов. Часть неприятностей "подстроили", другие преподнесла сама дорога. Чтобы оценить реальное (а не видимое глазу) состояние водителя, использовали микропроцессорный прибор '"Гном". Это перчатка с датчиками. показания которых обрабатывает портативный компьютер, позволяя практически мгновенно - и объективно - оценить физиологическое состояние человека. Средством передвижения выбрали "Таврию"t*»*«*1ризнания читателейКакая из причин заставляет нас больше всего нервш гать за рулем ?Щ Ф"оаеление других водителей Действия инспекторов ДПС Неполадки авто*юбилч Поведение пешеходов'КГР - кожно-гальваническая реакция, условно говоря, "насколько вспотели ладони".ЩШ Другое112ЗР 5/99 вспомнив, что останавливать нужно было всего один раз, выхватывает из потока ни в чем не повинную "Волгу". Опасность миновала - но что это?! Прибор показывает, что человек все равно испытал стресс! мобильных клаксонов воспринимаются им как нечто само собой разумеющееся. Словно в подтверждение, на не предусмотренный экспериментом внешний сигнал (как вовремя!) реакция была столь же вялой. Следующее испытание: мы замыкаем заранее выведенные в салон провода, имитируя неисправность тормозной системы. На приборной панели вспыхивает -ф "ВНИМАНИЕ1". Реакции снова практически никакой: "Приедешь домой - посмотри"... ...И тут выпорхнувшие откуда-то справа синие "Жигули" нагло "подрезают" нашу "Таврию"! "Ну этот, синий!" пробормотал водитель: "Гном" выругался сухим языком цифр. тель неожиданно глохнет! Мимо несется поток машин, рыча и фыркая, огибая нас как островок посреди бурной реки. Водитель включает аварийную сигнализацию ис нескрываемым волнением смотрит в зеркало заднего вида, ожидая всплеска негодования и презрительных реплик от других участников движения. А мы производим замеры его физиологического состояния.Ну что ж. хватит. Не спеша, в потоке, едем домой. Водитель успокаивается, уходит в себя. Производим последний замер. Лишь в редакции организм водителя совершенно "забыл о переживаниях". Но завтра - снова в дорогу...х^гЛубянская площадь, оживленный перекресток. Нам "зеленый" - но двига-Комментарии. как говорится, излишни: представьте себе состояние человека, лихорадочно пытающегося посреди дороги оживить внезапно заглохший двигатель. Слава Богу, оживил... Движемся по тому же маршруту, готовимся повернуть на Мясницкую. Завидев знакомую машину, инспектор решительно рванул в нашу сторону - но,У/>XvЩt>%\/\fГ'"' /<^~_ jКомментарий психологаРеакция на стресс любого человека - в том числе и водителя конечно же, индивидуальна. Однако есть общие закономерности, которые полезно знать всем, кто садится за руль. Вот, например, типичный отклик организма на сильное акустическое воздействие: сначала (0,2 с) человек рефлекторно вздрагивает, "подпрыгивает на месте"; затем, токже рефлекторно, "съеживается"; после этого на 1-7 секунд наступает состояние оцепенения, неподвижности - человек "впадает в ступор". И наконец четвертая фаза (длится до 30 мин) - эйфорическое возрастание активности, избыточная жестикуляция, резкость и размашистость движений, оживление, нарочитая веселость и бравада, стремление поделиться переживаниями Движения не скоординированы. У некоторых возникает мышечное дрожание (тремор) - "зуб на зуб не попадает", "поджилки трясутся" У других, напротив, еще долго наблюдается снижение двигательной активности, усиление потоотделения, "слабость во всем теле" вялые движения. Но самое главное - большинство людей не могут адекватно оценить свое состояние, даже не замечают собственных физиологических реакций1 Это очень опасно Представьте: водитель не отдает себе отчета в том, что после перенесенного шока у него не скоординированы движения, - а между тем ему надо продолжать движение в сложной обстановке. Так что же можно сделать для нейтрализации последствий стресса? Во-первых, надо подготовиться к тому, что во время движения обязательно возникнут какие-то (слабые или сильные) стрессовые факторы. И изучить себя, свою реакцию на стресс -для того. чтобы реагировать адекватно. Например, если вы осознаете, что у вас возникает сильная эйфория после того, как опасность, кажется, осталась позади. - сказать себе в этот момент: "Спокойно, Ипполит, спокойно" Во-вторых, после очередной встряски необходимо отвлечься от ситуации включить радио, переговорить с пассажиром, возможно, съесть шоколадку. В-третьих, "для успокоения нервов" после перенесенного потрясения очень хорошо провести прямо в дороге мини-сеанс релаксации. Вот некоторые упражнения (они основаны на мимическом выражении недовольства и снижают уровень возбуждения), после каждого из них нужно расслабиться: сильно наморщить нос; пошире открыть рот; крепко сжать челюсти, поднять брови как можно выше: втянуть живот Однако лучше всего помогает снять напряжение после опасности, безусловно, физическая нагрузка; надо остановиться, выйти из автомобиля и сделать зарядку. "Мускульная радость", которая возникает в результате, угомонит бурлящий 8 крови гормон. Вы "выпустите пар" и защитите свое спокойствие - а, возможно, и жизнь.ЗР 5/99113