стал для многих из них самым модным головным убором. Рабочие и крестьяне охотно покупают мотоциклы. На Габровском инструментальном заводе «Большевик», например, каждый пятый рабочий имеет собственный мотоцикл. В селе Перушицы Пловдивского округа в личном пользовании членов кооператива насчитывается более 650 двухколесных машин. На текстильном комбинате «Марица», где работают главным образом женщины, каждый десятый рабочий — владелец мотоцикла. Широкое распространение этих неприхотливых машин стало возможным лишь в результате того, что болгарская промышленность производит большое количество мотоциклов «Балкан», которые по своим эксплуатационным качествам не уступают многим импортным образцам. В Болгарии установлен такой порядок, при котором мотоциклы продают только тем, кто уже имеет .права на вождение. Но это не мешает бойкой торговле мотоциклами. В стране созданы благоприятные условия для овладения мастерством вождения. Подготовка мотоциклистов рассматривается как часть государственной задачи по вооружению населения техническими знаниями, столь необходимыми в борьбе за дальнейший технический прогресс. В связи с этим Добровольная организация содействия обороне (ДОСО), которая является своего рода монополистом по обучению шоферов и мотоциклистов, получает активную помощь со стороны народных советов, директоров предприятий, правлений сельскохозяйственных кооперативов в деле создания и совершенствования учебноматериальной и спортивной базы. Опираясь на эту помощь, комитеты ДОСО создают новые автомотоклубы не только в городах и крупных поселках, но и непосредственно на предприятиях, в сельских общинах. Сеть этих организаций за последние годы значительно расширилась. В 1954 году в Болгарии было только 20 автомотоклубов, а сейчас их более 300. В прошлом году в клубах закончили курсы мотоциклистов более 35 тысяч человек. Само собой разумеется, клубы занимаются не только обучением мотоциклистов. Они в то же время являются и центрами спортивной работы. Объединяя вокруг себя любителей мотоциклетного спорта, клубы помогают им повышать спортивное мастерство, содействуют в техническом обслуживании мотоциклов. В Болгарии распространены почти все виды мотоспорта, но наибольшей популярностью пользуется кросс. В течение нескольких месяцев — с 1 ноября по 30 июля — разыгрывается первенство республики. На первом этапе состязаются между собой команды окружных комитетов ДОСО в четырех зонах, а в общей сложности за сезон проводится более ста зональных соревнований. По пять сильнейших команд от каждой зоны выходят в финальную пульку, где продолжается борьба за звание чемпионов республики. Наряду с этим ежегодно проводятся традиционные состязания. Центральный и окружные комитеты ДОСО организуют и международные кроссы. Об одном,, что проходит на Шипке, шла речь выше. Из других наиболее известны «Кубок Дуная», «Варнаское лето», «Кубок балканских столиц». Весьма популярны в стране и гаревые гонки. В Ловече, Тырново, Коларовграде ив ряде друг>х городов построены гаревые дорожки, где регулярно состязаются мотоциклисты. В большинстве случаев гонщики выступают пока на обычныхспортивных машинах, но, как показывает опыт, это не снижав! увлекательности гонок. В г. Пловдиве, например, на состязания собирается до 15 тысяч человек, в Коларовграде — 5—7 тысяч. В последнее время получают права гражданства шоссейно-кольцевые гонки и мотобол. Учитывая, что с каждым годом увеличивается число владельцев собственных мотоциклов, организации ДОСО стремятся вовлечь их в регулярные занятия мотоспортом. С этой целью они проводят простейшие шоссейные гонки и кроссы по легко пересеченной местности непосредственно в селах ив городских районах (по предприятиям). Каждую субботу и воскресенье устраиваются десятки таких соревнований, и, конечно, все они вызывают большой интерес. В селах Варнаского округа только весной и летом было проведено 12 мото-•г•••&«, ''4$№*&ЬДесятки тысяч зрителей собирают состязания мотоциклистов. Фото автора кроссов среди владельцев мотоциклов. Проходя через целую систему соревнований, закаляясь в спортивной борьбе, новички вырастают в спортсменов-разрядников, а разрядники становятся мастерами спорта. При этом следует отметить, что число высококвалифицированных гонщиков с каждым годом растет. Если в 1958 году было лишь два мастера спорта, то сейчас их 23. Только в прошлом году 214 мотоциклистов выполнили разрядные нормы, а 11 человек получили значки мастеров спорта. За последнее время в Болгарии выросло немало мотогонщиков международного класса, таких, как Г. Серафимов, Т. Гигов, И. Чубриков. Высокие темпы развития мотоциклетного спорта в стране твердо убеждают, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями еще больших успехов болгарских мотоциклистов. В. ДИМИТРИЧДВАНОВЫХ«БАЛКАНА»Мопед «Балкан-50»олгарские конструкторы подготовили к производству две новых модели: мопед «Балкан-50» и мотоцикл «Балкан-175». Мопед (вы его видите на снимке) имеет двигатель рабочим объемом 50 смз, способный развивать 2,3 л. с. при 5500 об/мин. Диаметр цилиндра 40 мм, ход поршня — 39 мм. Степень сжатия 7. Охлаждение воздушное. Зажигание от магнето. Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Коробка передач трехступенчатая. Трубчатая рама, заменившая штампованную, значительно повысила устойчивость мопеда и позволила, кроме того, установить небольшой багажник. Одной заправки 10-литрового топливного бака хватает на 500 км пути. Максимальная скорость, которую может развить мопед, — 60 км/час. Вес его 56 кг.БМотоцикл «Балкан-175» разработан на базе «Балкана-250». Мощность нового 175-кубового двухтактного двигателя достигает 10.5 л. с. при 4800 об/мин. Охлаждение воздушное.Коробка передач четырехступенчатая. Задняя часть двигателя ирамы закрыты кожухом, который составляет единое целое с грязевым щитком колеса. Это придает линиям мотоцикла стремительность и элегантность. Под капотом скрыты ящики для аккумулятора и инструмента. Седло новой машины — двойное из латекса. Телескопические гидравлические амортизаторы переднего и заднего колес новой конструкции делают ход машины плавным и устойчивым. Применен новый воздушный фильтр, значительно снижающей шумность работы двигателя. Он больших размеров, чем раньше, и расположен под седлом в наименее запыленной зоне. Фара — штампованная. снабжена регулируемым рефлектором. Р азмер шин 3,50 — 16. Окрашиваются мотоциклы в белый исиний . и лив зеленый и черный цвета. Максимальная скорость — 95 км/час. Расход топлива — 3,5 л на 100 км пробега. Весит мотоцикл 114 кг.27