Над дверями корпуса, где помещается отдел главного конструктора Ульяновского автомобильного завода, висит большой плакат: «Товарищи конструкторы! Сдадим в срок всю техническую документацию на автомобиль УАЗ-469». Конструкторы, инженеры, рабочие — весь коллектив завода воодушевлён сейчас единым стремлением: делом ответить на решения сентябрьского Пленума К КПСС, встретить XXIII съезд родной оммунистической партии новыми трудовыми успехами. УАЗ-469 — новый советский легковой автомобиль повышенной проходимости, та машина, которая заменит широко известный и хорошо зарекомендовавший себя ГАЗ-69. Ульяновский автозавод приступил к серийному выпуску семейства УАЗ-452 (см. «За рулем» № 9 иН 10, 1965 г.). УАЗ-469 пока еще существует лишь в нескольких опытных экземплярах. В чем же разница между новым автомобилем и его предшественником, ГАЗ-69, какова степень унификации УАЗ-469 и УАЗ-452 (вполне естественно, проектировщики много поработали именно над этим), в чем наиболее интересные конструктивные особенности УАЗ-469? Об этом рассказывает ведущий конструктор Ульяновского автомобильного завода 3. И. Стильбанс.ЙПеред вами на фотографии автомобиль, который в прошлом году «в натуре» могли видеть жители высокогорных районов Памира, среднеазиатских пустынь, Подмосковья, Верхнего Поволжья и других областей нашей страны, где УАЗ-469 проходил государственные испытания. Чем вызвано создание нового семейства (в него, кроме УАЗ-469, входят фургон УАЗ-468 и санитарный автомобиль УАЗ-468А)? Тем, что ГАЗ-69, который он должен заменить, теперь уже отстает от современных требований по динамике, экономичности, надежности и проходимости. Вот что показали испытания. Проходимость УАЗ-469 гораздо выше, чем у ГАЗ-69 и аналогичных зарубежных машин. Особенно это ощущается при движении по бездорожью и грязным дорогам с глубокой колеей. УАЗ-469 по проходимости не уступает ГАЗ-63, а по мягким и сыпучим грунтам движется даже более уверенно. Надежность. И это качество нового автомобиля выявилось во время испытаний вполне отчетливо. После второго этапа (это была булыжная дорога в районе г. Углича) зарубежные машины пришлось снять: оказалось слишком много поломок, а УАЗ-469 уверенно прошел весь путь. Экономичность. Грузоподъемность УАЗ-469 — 600 кг и два человека или семь человек (против 500 кг у ГАЗ-69). И, несмотря на это, расход топлива у УАЗ-469 значительно ниже, особенно на плохих дорогах и бездорожье, где разница достигает 30 процентов. Динамические качества, тяговое усилие, максимальная скорость, средние скорости — все эти показатели у УАЗ-469 выше, чем у ГАЗ-69, а путь и время разгона меньше. За счет чего же достигаются эти преимущества? Рассмотрим подробно конструкцию автомобиля УАЗ-469. Сравнивать его будем не только с ГАЗ-69, но ис УАЗ-452 как с семейством, узлы и агрегаты которого во многом унифицированы с узлами и агрегатами УАЗ-469. Вопреки обычной последовательности начнем не с двигателя, а с переднего и заднего мостов, так как именно эти агрегаты наиболее интересны. Мосты. Если все остальные агрегаты УАЗ-469 либо полностью унифицированы с аналогичными агрегатами УАЗ-452, либо отличаются от них незначительно, то мосты отличаются принципиально. Это связано с тем, что при создании УАЗ-469 перед конструкторами была поставлена задача максимально увеличить дорожный просвет, чтобы автомобиль мог двигаться по разбитым дорогам с глубокой колеей. Задача эта решена: мосты снабжены колесными редукторами с прямозубыми шестернями внутреннего зацепления. Передаточное- • *.Так проходили испытания автомобиля. Фото С. Паршиначисло редуктора — 1,94, межцентровое расстояние —- 30 мм. Шестерни главной передачи — конические, со спиральными зубьями, передаточное число — 2,77 (7). У ГАЗ-69 передаточное число — 5,125. И вот именно благодаря такой разнице, снижению нагрузки на коробку дифференциала, сателлиты и полуосевые шестерни удалось уменьшить габариты картера моста и увеличить дорожный просвет на 70 мм. А общее передаточное число моста УАЗ-469 — 5,386. Дифференциал мостов — конический, разъемный, с четырьмя сателлитами. У ГАЗ-69 сателлитов было два. Это влекло повышение нагрузки на зубья, неизбеж-4 ОВОСТИ СВВЕТСКОИ ТЕМНИКИное ослабление коробки дифференциала, поскольку для сборки в коробке нужно было делать окна. Под полуосевые шестерни нового автомобиля устанавливаются опорные стальные шайбы, а сателлиты работают непосредственно по корпусу дифференциала. Испытания показали высокую надежность такой схемы. Основные детали переднего моста — главная пара, дифференциал, крышка и картер моста, ведомая шестерня колесного редуктора) ступицы колес, цапфа—взаимозаменяемы с аналогичными деталями заднего моста. Колесный редуктор переднего моста установлен после шарнира постоянной угловой скорости. Это резко снижает нагрузку на кулаки, обеспечивает их надежность и долговечность. введение колесных редукторов — основное конструктивное отличие переднего моста УАЗ-469 по сравнению смо ­ стом ГАЗ-69. Но есть и менее существенная разница. Например, диаметр шкворня увеличен с 18 мм до 25 мм . Это, разумеется, сообщает детали да и всему узлу большую надежность. Кузов. Вполне естественно, что у легкового автомобиля УАЗ-469 кузов не может быть похожим на кузова грузовых автомобилей семейства УАЗ-452. Но он резко отличается и от кузова ГАЗ-69. Сейчас на заводе для автомобилей ГАЗ-69 выпускаются кузова двух типов. У УАЗ-469 будет один кузов, но с разным внутренним оборудованием. У автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, будут сиденья только для водителя и одного пассажира. Машина для смешанных перевозок должна иметь заднее трехместное сиденье, которое образует, складываясь, грузовую площадку. И наконец, третий вариант автомобиля — предназначенный для перевозки людей и грузов. В его кузове будут задние поперечные складывающиеся си ­ денья и два дополнительных, откидных. Разрабатываются и другие варианты, в том числе с продольными сиденьями. Но это касается внутренней планировки кузова, а внешние его формы можно редач, раздаточной коробкой и тормосчитать законченными. зами. Коробка передач УАЗ-469 управКузов УАЗ-469 четырехдверный (две ляется рычагом, который стоит неподвери справа, две — слева), со съемсредственно на ее боковой крышке. ными металлическими боковинами двеРаздаточная коробка управляется двумя рей, съемным тентом и откидным задрычагами: правый включает и выклюним бортом. В боковинах — неподвижчает привод переднего моста, левый — ные стекла и поворачивающиеся форпрямую и понижающую передачи. Переточки. Площадь остекления гораздо даточное число заднего моста УАЗ-469 больше, чем у ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Внешбольше, чем УАЗ-452, поэтому раздание габариты кузова остались такими точная коробка снабжена иной парой же, как у этих автомобилей, а внутреншестерен привода вала спидометра. ние — гораздо больше: благодаря Карданный вал. Их у УАЗ-469 два, ликвидации задних крыльев. Улучшено и оба — открытого типа. От аналогичных уплотнение кузова. механизмов УАЗ-452 они отличаются При морозе даже до 30 градусов лютолько длиной, связанной с различной дям, находящимся в кузове, не холодустановкой двигателя на раме. У но — мощный отопитель согревает куУАЗ-452 кабина расположена над двизов. В то же время благодаря форточгателем, и для удобств водителя, с и ­ кам и съемной боковине водителю не денье которого находится прямо над будет слишком жарко и при высоких брызговиком колеса, двигатель смещен температурах. А два зеркала заднего назад и опущен вниз. У УАЗ-469 двигавида позволяют ему видеть, что делаеттель находится перед кабиной, а си ­ ся на дороге. денье водителя — за брызговиком. Естественно, и длина валов другая — Теперь коротко расскажем об узлах, иначе возникли бы слишком большие в значительной степени унифицированнеудобства ив посадке водителя, и в ных с аналогичными узлами автомобиконструкции кузова, и при обслуживалей семейства УАЗ-452. Двигатель УАЗ-469 — тот же, что иу нии автомобиля. Если же сравнивать валы УАЗ-469 с валами ГАЗ-69, то у новых автомобиля «Волга», многократно описанный. Разница лишь в том, что на усилено шлицевое соединение, а удельное давление на шлицы уменьшено в УАЗ-469 он крепится в четырех точках 1,5 раза. (вместо трех на «Волге») и имеет более жесткие подушки, более мощные кронРулевое управление. На ГАЗ-69 сейчас штейны крепления. Кроме того, на применяется рулевое управление с роУАЗ-469 двигатель снабжен пусковым ликом от «Волги». Этот ролик недостаподогревателем, который позволяет даточно прочен, известны случаи его пож е при температурах до минус 40 граломки. На УАЗ-469 будет применен усидусов пускать его за 18—20 минут. Поленный рулевой механизм (от ГАЗ-51), догреватель — термосифонный, жидкостный, представляет собой неразборный котел, состоящий из камеры сгорания, газоходов и водяных рубашек. Р ис . 1. Передний мост. Колесный редуктор расположен за шарниром постоКоробка передач — четырехступенчаянной угловой скорости. Благодаря этотая, та же, что у автомобилей семейства му нагрузка на кулак снижена — следоУАЗ-452. Раздаточная коробка также вательно, долговечность его повысилась. унифицирована с аналогичным агрегаР ис . 2. Задний мост с тормозами и том УАЗ-452, но небольшая разница все колесами. Колесные редукторы заднего же есть, и вызвана она тем, что моста, как и переднего, дают возможность сократить передаточное число УАЗ-469 скомпонован по типу ГАЗ-69. главной пары, следовательно, уменьшить Поэтому различаются и механизмы габариты картера и увеличить дорожуправления сцеплением, коробкой пеный просвет.