12
13
Cna/ptba**fCGG перекатай*; . CHcJniuiAHfaais gggfgffifkfстарых зaсaxМастера гаревой дорожки в этом году не радовали своими выступлениями. Далеко не утешительные результаты в весенних встречах с зарубежными гонщиками, неудача в матче с англичанами, осечки в розыгрыше личного чемпионата мира вызывали серьезную тревогу. Резкий спад в нашем молодом гаревом спорте, поднявшемся в прошлом сезоне до серебряных вершин, был неожиданным и огорчительным. В гаревых гонках — соревновании, имеющем широкое международное признание, — наши успехи или неудачи за рубежом, естественнр, прежде всего зависят от положения спортивных дел в республиках и городах страны. Вот почему 1лы с таким нетерпением ожидали очередного первенства, которое, как ив других видах автомотоспорта, одновременно явилось и финалом всесоюзной спартакиады. Спартакиадное первенство существенно отличалось от предыдущих. Онс^было самым трудным: впервые наряду с личным разыгрывалось и командное первенство республик. Оно было самым напряженным — спор за медали начинался не с полуфиналов, как это было раньше, а с четвертьфинальных встреч. Оно было и самым, ответственным, так как набранные коллективами и гонщиками очки шли в копилку общекомандного зачета спартакиады. Командный турнир, не принесший неожиданности, — победила команда РСФСР, за которую выступали И. Плеханов и В. Соколов, — дал, однако, немалую пищу для размышлений.Наряду с гонщиками России, Украины и Москвы в финал вышли молодая ленинградская команда, коллективы Эстонии, Грузии, Армении и Белоруссии. Но только ленинградцы, среди которых выделялся настойчивый и цепкий Анатолий Белкин, сумели дать «бой» опытным украинцам и москвичам и занять третье место, проиграв всего два очка команде УССР. Выступление остальных участников, за исключением, разве, эстонского шофера Рейно Вийдаса, произвело безрадостное впечатление. Неуверенный старт, низкие скорости, робость на поворотах заставляли вспомнить первые шаги нашего гаревого спорта. И все же меньше всего хочется винить в техническом отставании самих гонщиков. Как правило, это люди, бесконечно преданные мотоспорту, готовые отдавать ему каждую свободную минуту. Но посудите: можно ли предъявлять, например, к Сократу Лиоминиди из Грузии или Рейно Вийдасу из Эстонии серьезные требования, если каждый из них принял за сезон по два-три старта. А это — спортсмены, не лишенные данных. Тот же Вийдас, «сражаясь» в одиночку (его товарищ по команде из-за травмы не смог стартовать в финале), на неисправном мотоцикле набрал почти столько же очков, сколько дуэты из Армении и Грузии, и опередил команду Белоруссии. Дайте такому спортсмену опытного наставника, предоставьте возможность тренироваться и выступать — и из него вырастет мастер международного класса. Да только ли из Вийдаса? Было время — мы страдали из-за отсутствия треков. Сейчас у нас их немало. Но между количественным ростом гаревых дорожек и ростом гаревого спорта, к сожалению, нельзя еще поставить знака равенства. Существует много причин, тормозящих сегодня его продвижение вперед. Одна из нихотсутствие молодого оезерва — отчетливо проявилась в розыгрыше первенства. На его небосклоне не появилось ни одной новой звезды первой величины. Не хватило «пороха» и у Белкина. На второй день он сник и выступал вяло. Ничем не порадовали победители первенства РСФСР Л. Краев и В. Дубинин, откровенно слабо провели гонки уфимец Бурляев,емпионат страны и финал спартакиады по шоссейно-кольцевым мотоциклетным гонкам проводился в нынешнем году в три этапа. Сначала гонщики стартовали в Каунасе, потом в Риге и, наконец, в Таллине. Здесь состоялись заключительные заезды. Таллинская кольцевая трасса Пирита, одна из старейших в стране, подверглась перед финалом спартакиады значительному обновлению. Расширена проезжая часть (теперь обгон можно совершать почти на любом участке), улучшено покрытие дороги, вблизи трассы вырублены деревья, старт и финиш располагаются в более удобном месте. По мнению, специалистов, «кольцо» Пирита теперь можно смело поставить в ряд с лучшими европейскими. И нужно надеяться, что эта трасса будет зарегистрирована в качестве международной. Отрадно, что после восьмилетнего перерыва вновь был введен командный зачет. Бесспорно, это способствовалоЧКОЛЬЦОСТАНОВИТСЯР Еболее широкому представительству на чемпионате. Впервые приняли участие в гонках кольцевики Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана и других республик, значительно увеличился численный состав участников. Двух этапов — в Каунасе ив Риге — для некоторых гонщиков оказалось достаточным, чтобы обеспечить себе звание чемпиона страны и спартакиады (победитель определялся по лучшим результатам двух этапов). Это москвичи Б. Юдин (спортивные мотоциклы, класс 175 см3), Н. Севостьянов (гоночные, класс 350 см3), а среди женщин — представительница Латвии В. Ошиня (125 см3). В остальных классах предстояла упорная борьба. Драматично сложился заезд в классе спортивных мотоциклов 125 см3. Победитель первого этапа А. Олейников, получив травму, выбыл из соревнований, и к заключительному этапу москвич В. Катомин, молодой одессит В. Заболотный и рижанин К. Ошиньш реально претендовали на золотую медаль. И вот — старт! Впереди Ошиньш, его настойчиво преследует Заболотный. Первый круг Катомин проходит всего шестнадцатым, затем через круг он уже на тринадцатом месте, еще через круг — на девятом, затем уже на четвертом... Да, это был заезд, редкий по остроте. Зрители ждали, что Катомин вот-вот достанет лидера. Но, увы, он вообще сошел с трассы — подвела машина. Звание чемпиона, как ив прошлом году, завоевал Карл Ошиньш. Серебряным призером стал 23-летний одесский токарь В. Заболотный, которого с полным основанием можно назвать выдвиженцем спартакиады. В этом спартакиадном году он впервые выступал а чемпионате по «кольцу» и сразу же проложил себе путь в призеры. К сожалению, подобных сюрпризов не было ни в одном другом классе. Командный зачет, судя по всему, целиком оправдал себя. Однако, думается, нужно увеличить состав команд (в чемпионате каждый коллектив представляли четыре гонщика — женщина в классе 125 см 3и мужчины в классах 125, 175 и 350 см3). Почему бы не включить в команду мотоциклы с колясками? Опыт спартакиады, привлекшей к чемпионату спортсменов многих республик, нужно закрепить и развить дальше. Назвав этот отчет «Кольцо становится шире», мы имели в виду не только буквальный смысл слов — реконструкцию пиратской чграссы, но и образное их значение: более широкое, чем в предыдущие годы, представительство, увеличение числа участников и т. д. Однако нужно констатировать, что «кольцо» расширяется все-таки туго, со скрипом. Теперь во всем мире признают успехи советских кроссменов, мастеров гаревой и ледяной дорожек, и только в одном виде соревнований — шоссейнокольцевых гонках — нет заметного прогресса. Прежде всего, думается, заслуживают здесь упрека предприятия мотоциклетной промышленности. Ни один мотозавод за последние годы не подготовил на базе серийного мотоцикл для шоссейных гонок.12 СшхЖ^ъак&сар перекалилспортсмены из Ровно Ковальчук и Горка. А ведь эти имена мы встречаем не первый год в программе соревнований. М ы много толкуем о спортивной смене, о преемственности поколений в спорте, но, положа руку на сердце, надо признать, что держимся на прежнем запасе мощности — Плеханове, Самородове, Шайнурове. А почему бы тому же Плеханову, вновь блеснувшему неувядаемым мастерством — он стал чемпионом страны и спартакиады, — не подготовить одного-двух учеников? Почему бы не сделать это другим ведущим гаревикам? Каждый спортсмен обязан готовить себе смену, думать о будущем спорта. Почему бы, наконец, не создать сборную молодежную команду СССР? Думается, именно эти вопросы должны стать предметом обсуждения в нашей Федерации мотоспорта ив Центральном автомотоклубе, которые сегодня поглощены главным образом будничными заботами о зарубежных выступлениях и еще слабо влияют на развитие спорта в стране. Итак, главный гаревый турнир сезона — турнир спартакиады — не выявил серьезных изменений к лучшему в подготовке команд республик и ведущих гонщиков. Но он был примечателен в другом отношении. Гаревые гонки, что называется, за один присест приобрели многомиллионную аудиторию. Спортивная редакция Центрального телевидения сослужила добрую службу мотоспорту, организовав из Львова трансляцию первенства. Хочется верить, что за этим хорошим началом последует столь же хорошее продолжение и «полные огня и страсти» встречи мотоспортсменов займут достойное место на экранах телевизоров. Если говорить о зрелищной стороне дела, то минувшее первенство было одним из самых интересных. И у нас, б о ­ лельщиков со стажем, сидевших на трибунах львовского стадиона СКА, и у дебютантов-телезрителей не раз замирало сердце, когда буквально на последних метрах решалась судьба заезда. А таких заездов было немало, и лучший из них — дополнительный, за бронзовую медаль, в котором встретились В. Соколов из башкирского города Салават и спортсмен. (ЗнсЛиъахх/аав ggffggggg^из Роено В. Трофимов. Это был, бесспорно, самый красивый поединок финала. Героями его по праву стали и победитель и побежденный. Виктор Трофимов уступил всего полкорпуса машины. Но при этом он проявил неукротимый спортивный дух и редкое самообладание. Глядя на него, трудно было поверить, что это тот самый гонщик, который в начале сезона выбыл из строя и по мнению врачей должен был надолго оставить спорт. Виктор не только восстановил боевую форму, не только хорошо подготовился к соревнованиям, но и преподнес урок корректной, я бы сказал, рыцарской езды. — Если бы не Трофимов, — признался после соревнования Соколов, — вряд ли медаль досталась мне. Ровенский гонщик несколько раз вырывался вперед, несколько раз оттеснял соперника, но делал это по всем законам спортивной чести. Когда Соколов начинал штурм из тыла по большому радиусу, Трофимов всегда оставлял ему место для обгона, а не мешал, не прижимал к борту. Далеко не все наши спортсмены поступают так. Нередко мы становимся свидетелями «грязной» езды (вспомним случай во Львове, когда местный гонщик Лятосинский сбил Краева и, кстати, остался безнаказанным). «Грязная» езда проявляется не только в некорректности. Не без удивления наблюдали зрители, как лидер соревнований И. Плеханов в 14-м заезде неожиданно оглянулся, резко сбросил газ и «вежливо» пропустил вперед своего земляка В. Соколова. В 16-м заезде такую же «любезность» проявил львовский гонщик Лятосинский, подарив очко одноклубнику Куриленко. Стоит ли говорить о том, что превращение дружеских, товарищеских отношений между гонщиками в деляческие недопустимо. Тем более не к лицу это нашему ведущему спортсмену Игорю Плеханову, которого все знают и любят за высокое мастерство и скромность. г. Львов М . ГРИГОРЬЕВ .; РЕЗУЛЬТАТЫ Командные: 1. РСФСР: 2. Украина; 3. Ленинград. Личные: 1. И. Плеханов (РСФСР), 2. Г. Куриленко (УССР), 3. В. Соколов (РСФСР).При создавшемся положении важным рычагом в развитии и популяризации кольцевых гонок могли бы стать соревнования на дорожных мотоциклах. Кстати, так и начинали свой спортивный путь наши сильнейшие гонщики Н. Савостьянов, Э. Кийса и другие. К сожалению, комитеты ДОСААФ , областные клубы и секции не придают должного значения развитию этих состязаний, не пропагандируют их. Большинство руководителей республиканских" спортивных организаций свою безынициативность оправдывают отсутствием трасс. Но неужели так трудно оборудовать их, хотя бы в районе Москвы, на Украине, в республиках Закавказья — везде, где есть хорошие шоссейные дороги? Армеец Борис Юдин завоевал две медали — золотую и серебряную.Фото В. ГорловаЗаканчивая отчет, хотелось бы отметить организаторов чемпионата. В районе старта — финиша была вывешена демонстрационная доска, прямо как в шахматных клубах. Для скорейшего оп ­ ределения итогов судьи пользовались счетно-вычислительной машиной. Буквально через минуту после финиша каждого заезда объявлялись результаты. Во всем чувствовалось уважение к гонщикам ик зрителям, которые, кстати, не расходились до тех пор, пока не была вручена последняя грамота. Раф. ДАНЕЛЯН, - коРр- в 3а Р*мм" РЕЗУЛЬТАТЫ Ком' .мный зачет: 1. Латвийская ССР: 2. Москва; 3. Литовская ССР. Личный зачет: женщины, 125 смэ, спортивные — 1. В. Ошиня; 2. Э. Киоппе (обе — Латвийская ССР); 3. И. Фрейвальд (Эстонская ССР); мужчины, 125 смз, спортивные — 1. К. Ошиньш (Латвийская ССР); 2. В. Заболотный (Украинская ССР); 3. А. Олейников и В. Катомин (оба — Москва); 125 смз, гоночные* — 1. А. Кошелев (Ленинград); 175 смз, спортивные — 1. В. Юдин (Москва); 2. И. Нестеров (Ленинград); 3. А. Калам (Эстонская ССР): 350 смз, спортивные — 1. В. Хельм (Эстонская ССР): 2. В. Пылаев: 3. В. Иванов (оба — Москва): 350 смз, гоночные — 1. Н. Севостьянов; 2. В. Юдин; 3. В. Пылаев (все — Москва); 350 смз с коляской — 1. А. Раутенфельд — А. Портнягин (РСФСР|: 2. А. Канут — У. Киир (Эстонская ССР); 3. В. Мотов — А. Сибирцев (РСФСР); 500 смз с коляской — 1. Г. Вартаньян — Г. Бородин (РСФСР): 2. Б. Мотов — А. Сибирцев (РСФСР): 3. X. Пальм — А. Хиртентреу (Эстонская ССР). * В этом классе был выявлен только победитель из-за малого числа участг. Таллинс пвц