Cna/ptba**fCGG перекатай*; . CHcJniuiAHfaais gggfgffifkfстарых зaсaxМастера гаревой дорожки в этом году не радовали своими выступлениями. Далеко не утешительные результаты в весенних встречах с зарубежными гонщиками, неудача в матче с англичанами, осечки в розыгрыше личного чемпионата мира вызывали серьезную тревогу. Резкий спад в нашем молодом гаревом спорте, поднявшемся в прошлом сезоне до серебряных вершин, был неожиданным и огорчительным. В гаревых гонках — соревновании, имеющем широкое международное признание, — наши успехи или неудачи за рубежом, естественнр, прежде всего зависят от положения спортивных дел в республиках и городах страны. Вот почему 1лы с таким нетерпением ожидали очередного первенства, которое, как ив других видах автомотоспорта, одновременно явилось и финалом всесоюзной спартакиады. Спартакиадное первенство существенно отличалось от предыдущих. Онс^было самым трудным: впервые наряду с личным разыгрывалось и командное первенство республик. Оно было самым напряженным — спор за медали начинался не с полуфиналов, как это было раньше, а с четвертьфинальных встреч. Оно было и самым, ответственным, так как набранные коллективами и гонщиками очки шли в копилку общекомандного зачета спартакиады. Командный турнир, не принесший неожиданности, — победила команда РСФСР, за которую выступали И. Плеханов и В. Соколов, — дал, однако, немалую пищу для размышлений.Наряду с гонщиками России, Украины и Москвы в финал вышли молодая ленинградская команда, коллективы Эстонии, Грузии, Армении и Белоруссии. Но только ленинградцы, среди которых выделялся настойчивый и цепкий Анатолий Белкин, сумели дать «бой» опытным украинцам и москвичам и занять третье место, проиграв всего два очка команде УССР. Выступление остальных участников, за исключением, разве, эстонского шофера Рейно Вийдаса, произвело безрадостное впечатление. Неуверенный старт, низкие скорости, робость на поворотах заставляли вспомнить первые шаги нашего гаревого спорта. И все же меньше всего хочется винить в техническом отставании самих гонщиков. Как правило, это люди, бесконечно преданные мотоспорту, готовые отдавать ему каждую свободную минуту. Но посудите: можно ли предъявлять, например, к Сократу Лиоминиди из Грузии или Рейно Вийдасу из Эстонии серьезные требования, если каждый из них принял за сезон по два-три старта. А это — спортсмены, не лишенные данных. Тот же Вийдас, «сражаясь» в одиночку (его товарищ по команде из-за травмы не смог стартовать в финале), на неисправном мотоцикле набрал почти столько же очков, сколько дуэты из Армении и Грузии, и опередил команду Белоруссии. Дайте такому спортсмену опытного наставника, предоставьте возможность тренироваться и выступать — и из него вырастет мастер международного класса. Да только ли из Вийдаса? Было время — мы страдали из-за отсутствия треков. Сейчас у нас их немало. Но между количественным ростом гаревых дорожек и ростом гаревого спорта, к сожалению, нельзя еще поставить знака равенства. Существует много причин, тормозящих сегодня его продвижение вперед. Одна из нихотсутствие молодого оезерва — отчетливо проявилась в розыгрыше первенства. На его небосклоне не появилось ни одной новой звезды первой величины. Не хватило «пороха» и у Белкина. На второй день он сник и выступал вяло. Ничем не порадовали победители первенства РСФСР Л. Краев и В. Дубинин, откровенно слабо провели гонки уфимец Бурляев,емпионат страны и финал спартакиады по шоссейно-кольцевым мотоциклетным гонкам проводился в нынешнем году в три этапа. Сначала гонщики стартовали в Каунасе, потом в Риге и, наконец, в Таллине. Здесь состоялись заключительные заезды. Таллинская кольцевая трасса Пирита, одна из старейших в стране, подверглась перед финалом спартакиады значительному обновлению. Расширена проезжая часть (теперь обгон можно совершать почти на любом участке), улучшено покрытие дороги, вблизи трассы вырублены деревья, старт и финиш располагаются в более удобном месте. По мнению, специалистов, «кольцо» Пирита теперь можно смело поставить в ряд с лучшими европейскими. И нужно надеяться, что эта трасса будет зарегистрирована в качестве международной. Отрадно, что после восьмилетнего перерыва вновь был введен командный зачет. Бесспорно, это способствовалоЧКОЛЬЦОСТАНОВИТСЯР Еболее широкому представительству на чемпионате. Впервые приняли участие в гонках кольцевики Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана и других республик, значительно увеличился численный состав участников. Двух этапов — в Каунасе ив Риге — для некоторых гонщиков оказалось достаточным, чтобы обеспечить себе звание чемпиона страны и спартакиады (победитель определялся по лучшим результатам двух этапов). Это москвичи Б. Юдин (спортивные мотоциклы, класс 175 см3), Н. Севостьянов (гоночные, класс 350 см3), а среди женщин — представительница Латвии В. Ошиня (125 см3). В остальных классах предстояла упорная борьба. Драматично сложился заезд в классе спортивных мотоциклов 125 см3. Победитель первого этапа А. Олейников, получив травму, выбыл из соревнований, и к заключительному этапу москвич В. Катомин, молодой одессит В. Заболотный и рижанин К. Ошиньш реально претендовали на золотую медаль. И вот — старт! Впереди Ошиньш, его настойчиво преследует Заболотный. Первый круг Катомин проходит всего шестнадцатым, затем через круг он уже на тринадцатом месте, еще через круг — на девятом, затем уже на четвертом... Да, это был заезд, редкий по остроте. Зрители ждали, что Катомин вот-вот достанет лидера. Но, увы, он вообще сошел с трассы — подвела машина. Звание чемпиона, как ив прошлом году, завоевал Карл Ошиньш. Серебряным призером стал 23-летний одесский токарь В. Заболотный, которого с полным основанием можно назвать выдвиженцем спартакиады. В этом спартакиадном году он впервые выступал а чемпионате по «кольцу» и сразу же проложил себе путь в призеры. К сожалению, подобных сюрпризов не было ни в одном другом классе. Командный зачет, судя по всему, целиком оправдал себя. Однако, думается, нужно увеличить состав команд (в чемпионате каждый коллектив представляли четыре гонщика — женщина в классе 125 см 3и мужчины в классах 125, 175 и 350 см3). Почему бы не включить в команду мотоциклы с колясками? Опыт спартакиады, привлекшей к чемпионату спортсменов многих республик, нужно закрепить и развить дальше. Назвав этот отчет «Кольцо становится шире», мы имели в виду не только буквальный смысл слов — реконструкцию пиратской чграссы, но и образное их значение: более широкое, чем в предыдущие годы, представительство, увеличение числа участников и т. д. Однако нужно констатировать, что «кольцо» расширяется все-таки туго, со скрипом. Теперь во всем мире признают успехи советских кроссменов, мастеров гаревой и ледяной дорожек, и только в одном виде соревнований — шоссейнокольцевых гонках — нет заметного прогресса. Прежде всего, думается, заслуживают здесь упрека предприятия мотоциклетной промышленности. Ни один мотозавод за последние годы не подготовил на базе серийного мотоцикл для шоссейных гонок.12